Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданско-процессуальное право".

Файлы: 1 файл

Гражданский процесс.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

2) К пресекательным относятся определения, препятствующие возбуждению и дальнейшему движению дела. К данному виду определений можно отнести: определения об отказе в приеме заявления, об оставлении искового заявления без движения, о приостановлении производства по делу.

3) Заключительные определения - определения, которыми завершается рассмотрение дела без вынесения решения (определения об оставлении заявления без рассмотрения, о прекращении производства по делу)

Восполнительные определения - определения, устраняющие процессуальные упущения (определение о внесении исправлений в судебное решение)

Суд вправе вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности, копию суд должен направить в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах (в случае нарушения штраф до 1 тыс руб, при этом н освобождается от обязанности)

По субъектам определения можно  подразделять на: единоличные (например, определение о подготовке дела) и  коллегиальные (в случаях, если дело рассматривалось коллегиально).

По форме определения могут  быть в виде самостоятельного процессуального  документа, которые постановляются в совещательной комнате или  устные (протокольные), которые выносятся  без удаления в совещательную  комнату, но подлежат занесению в  протокол судебного заседания.

 

 

 

 

 

55. Оставление заявления без рассмотрения в гражданском процессе.

 

Оставление  заявления без рассмотрения - это окончание дела без его разрешения по существу с сохранением возможности его рассмотрения в будущем.

Основаниями яв-ся:

1) истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором досудебный порядок урегулирования спора;

2) заявление подано  недееспособным лицом, за исключением  заявления о признании его  дееспособным, ходатайства о восстановлении  пропущенных процессуальных сроков  по делу о признании этого  лица недееспособным.

3) заявление подписано  или подано лицом, не имеющим  полномочий на его подписание  или предъявление иска;

4) в производстве этого  или другого суда, арбитражного  суда имеется возбужденное ранее  дело по спору между теми  же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

5) имеется соглашение  сторон о передаче данного  спора в третейский суд и  от ответчика до начала рассмотрения  дела по существу поступило  возражение относительно рассмотрения  и разрешения спора в суде;

6) стороны, не просившие  о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову;

7) истец, не просивший  о разбирательстве дела в его  отсутствие, не явился в суд  по вторичному вызову, а ответчик  не требует рассмотрения дела  по существу.

Кроме того,  в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд своим определением оставляет заявление без рассмотрения, разъяснив (в том же определении) заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Об оставлении заявления  без рассмотрения выносится определение. После устранения перечисленных  обстоятельств заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд  с заявлением в общем порядке

 

 

56. Прекращение производства по делу в гражданском процессе.

 

Прекращение производства по делу - это окончание дела без его разрешения по существу и без возможности рассмотрения дела в будущем.

Производство по делу прекращается определением суда, в ко тором прямо указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами и по тем же основаниям не допускается.

Исчерпывающий перечень оснований:

1) дело не подлежит  рассмотрению и разрешению в  суде в по рядке гражданского  судопроизводства (если оно рассматривается в ином порядке, либо заявление подано лицом, которому федеральным законом не предоставлено такое право, либо в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права или законные интересы заявителя);

2) имеется вступившее  в законную силу и принятое  по спору между теми же сторонами,  о том же предмете и по  тем же основаниям решение  или определение суда о прекращении  производства по делу в связи  с принятием отказа истца от  иска или утверждением мирового соглашения сторон;

3) истец отказался  от иска и отказ принят судом. 

4) стороны заключили  мировое соглашение и оно утверждено  судом;

5) имеется ставшее  обязательным для сторон принятое  по спору между теми же сторонами,  о том же предмете и по  тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

6) после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон  по делу, спорное правоотношение  не допускает правопреемства или завершена ликвидация юридического лица, являвшегося одной из сторон по делу.

 

 

57. Отложение  разбирательства дела, перерыв в  судебном заседании, приостановление  производства по делу в гражданском  процессе.

 

Приостановление- это временная и полная остановка всех процессуальных действий по делу, вызываемая наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему судопроизводству.

Суд обязан приостановить  производство по делу в случае:

1) смерти гражданина (если  спорное правоотношение допускает правопреемство) или реорганизации юридического лица, которые являются сторонами в деле или третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора;

2) признания стороны  недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным;

3) участия ответчика  в боевых действиях, выполнения  задач в условиях чрезвычайного  или военного положения, а также  в условиях военных конфликтов;

4) просьбы истца, участвующего  в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;

5) невозможности рассмотрения  данного дела до разрешения  другого дела, рассматриваемого  в гражданском, административном  или уголовном производстве;

6) обращения в Конституционный  Суд РФ с запросом о соответствии  закона, подлежащего применению, Конституции РФ.

Суд может приостановить производство как по заявлению лиц, участвующих  в деле, так и по собственной  инициативе в случае:

1) нахождения стороны в лечебном  учреждении;

2) розыска ответчика;

3) назначения судом экспертизы;

4) назначения органом опеки и  попечительства обследования условий  жизни усыновителей по делу  об усыновлении (удочерении) и  другим делам, затрагивающим права и законные интересы детей;

5) направления судом судебного  поручения при необходимости  получения доказательств, находящихся  в другом городе или районе.

Производство по делу возобновляется после устранения этих обстоятельств.В отличие от отложения производиться по определенным в законе обстоятельствам, проц действия не совершаются, дата нового заседания не назначается, течение проц сроков приостанавливается, возможно обжалование определения.

Отложение разбирательства  дела - это перенесение рассмотрения дела по существу в другое судебное заседание. Его следует отличать от перерыва в судебном заседании, поскольку при отложении дела разбирательство начинается сначала, а после перерыва - с того момента, на котором оно было прервано.Обязательно при отложении назначение даты нового суд заседания. Перерыв нельзя объявлять непосредственно перед удалением в совещательную комнату, не допускается рассмотрение других дел во время перерыва.

Отложение возможно в любой части  судебного разбирательства, если имеются к этому основания. 1) Когда рассмотрение невозможно вследствие неявки кого-либо из участников 2) при предъявлении встречного иска 3) необходимости представления или истребования дополнительных доказательств 4) при привлечения к участию в деле других лиц 5) при совершении иных процессуальных действий.6) Если стороны достигли соглашение о проведении процедуры медиации, то суд может отложить дело на срок до 60 дней.

 

 

 

58. Понятие  и процессуальные особенности  производства по делам, возникающим  из публичных правоотношений.

 

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных  правовых актов полностью или  в части»

Постановление Пленума  ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

Постановление Пленума  ВС РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ»

 

Сущность названия данного  вида гражданского судопроизводства состоит  в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства, рассматривают и разрешают дела, возникающие из административных, конституционных, налоговых и других правоотношений.

Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объясняется

1) неравноправным положением  участников (сторон) в регулятивных (конституционных, административных) и иных публичных правоотношений, поскольку в них выступают,  с одной стороны, орган государства,  должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой - гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;

2) суд не разрешает  спор о праве как в исковых  делах, а осуществляет судебный  контроль за законностью действий  органов государства и организаций  по отношению к гражданам.

3) Способ возбуждения дела также  отличим - путем подачи заявления,  а не предъявление иска.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, в силу неравенства прав субъектов  неприменимо: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований; исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску; усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.

Дела имеющие публично-правовой характер рассматриваются на основе применения норм искового производства, но с учетом действия специальных норм.

К производству по делам, возникающим  из публичных правоотношений относятся  дела:

- по заявлениям граждан, организаций,  прокурора об оспаривании нормативных  правовых актов полностью или в части,;

- по заявлениям об оспаривании  решений и действий органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных и муниципальных  служащих;

- по заявлениям о защите избирательных  прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- иные дела, возникающие  из публичных правоотношений  и отнесенные федеральным законом  к ведению суда, например, об обжаловании  действий должностных лиц в  связи с применением административного  наказания.

При рассмотрении дел  повышена активность суда и прокурора  в процессе.

Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя  органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (допустили бездействие).

 

59. Производство  по делам об оспаривании нормативных правовых актов в гражданском процессе.

 

Постановление Пленума  ВС РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании  нормативных правовых актов полностью  или в части»

Нормативный правовой акт  — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Судам подведомственны дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона, по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции Российской Федерации, НПА, имеющему большую юридическую силу.(Согласно постановлению)

Процессуальные особенности  судопроизводства по данной категории  дел следующие:

1) помимо граждан, организаций  и прокурора с заявлением в  суд вправе обратиться Президент  РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее ДЛ субъекта РФ, орган МСУ, глава муниципального образования, считающие, что НПА нарушена их компетенция.

Нарушение компетенции - регулирование оспариваемым НПА  тех отношений, которые в соотв. с законом должны регламентироваться НПА, издаваемыми этими лицами. В заявлениях указанных лиц д.б. указано, в чем именно выражается нарушение их компетенции оспариваемым НПА.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"