Принцип независимости судей в процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что решения принимаемые судьями создают определенные правовые последствия и существенно затрагивают права и интересы граждан. Поэтому судья должен принимать решение по делу независимо и беспристрастно. Судья должен быть независим как от лиц участвующих в деле, так и от органов государственной власти, обеспечивая тем самым независимость всей судебной власти от других ветвей власти. В связи с независимостью судьи и возникают основные проблемы при отправлении правосудия, профессия судьи становится опасной. В последние годы происходит множество покушений на жизнь судей, вызванных в первую очередь их профессиональной деятельностью.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3;
Принципы в гражданском процессе. Понятие принципа независимости судей………………………………………………………………………..5;
Гарантии независимости судей………………………………………….11;
Проблемы, возникающие при реализации принципа независимости судей………………………………………………………………………28;
Заключение……………………………………………………………………...32;
Список использованной литературы и нормативных актов……………….....33.

Файлы: 1 файл

Курсовая ГПП.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     3) в отношении  судьи иного суда – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации20.

    Председатель  квалификационной коллегии судей осуществляет подготовку заседания коллегии, определяет время и место проведения заседания, а также круг лиц, подлежащих приглашению  на заседание.

    Судья, в отношении которого начато производство, вправе ознакомиться с имеющимися в коллегии материалами и представить свои возражения и замечания. Он извещается о времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей, в срок, необходимый для явки на заседание. В случае неявки без уважительной причины квалификационная коллегия судей рассматривает вопрос в его отсутствие.

    При рассмотрении материала о привлечении  судьи к уголовной ответственности  решением квалификационной коллегии судей  полномочия судьи могут быть приостановлены до принятия решения по существу вопроса.

    Члены квалификационной коллегии судей, принимающие  участие в ее заседании, не вправе воздержаться от голосования. Квалификационная коллегия правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более половины членов коллегии.

    Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов, принимавших участие в заседании. Член квалификационной коллегии судей вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания.

    Решение квалификационной коллегии судей подписывается председательствующим на заседании и секретарем квалификационной коллегии судей.

    Привлечение судей к административной ответственности, так же как и к уголовной  происходит в особом порядке. Этот порядок  устанавливается Кодексом об административных правонарушениях.

    Решение по вопросу о привлечении судьи  к административной ответственности  принимается:

    1) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

    2) в отношении судьи иного суда  – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации21.

    Ю. Адушкин и В. Жидков выявили ряд проблем возникающих при привлечении судьи к административной ответственности.

      Во-первых, сама по себе усложненная процедура  административной ответственности (по решению коллегий судей на основании  представления Генерального прокурора) гарантии независимости судей все-таки значительно снижает, поскольку  не исключает соответствующего процессуального участия должностных лиц различных государственных органов на предварительной и исполнительной стадиях производства по делу об административном правонарушении, и, следовательно, не создает препятствий для провокаций и оказания давления с их стороны на провинившихся судей.

     Во-вторых, неадекватный содеянному сложный процедурный  механизм ответственности с выходом  на Генерального прокурора делает малореальным ее применение во всех без исключения случаях и опять-таки не препятствует возможности необоснованного освобождения судьи-правонарушителя от административной ответственности с объявлением устного замечания, что ставит его в положение «должника» перед сговорчивым инспектором или контролером, их начальством либо местным прокурором, который тоже будет в состоянии «снять вопрос».

     В-третьих, встает масса других неразрешенных сложных вопросов: о порядке и субъектах неизбежного применения процессуально-обеспечительных мер; гарантиях неприкосновенности судей при составлении протоколов; возможности наложения на них отдельных видов взысканий; профессионально-этической допустимости самой ситуации, когда штрафующий или лишающий кого-либо водительских прав судья сам оштрафован или без прав; возможности параллельного наказания судьи еще и по линии квалификационных коллегий, поскольку административное правонарушение порочит судью и авторитет судебной власти и т.д.22

      За  совершение дисциплинарного проступка  на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

      1) предупреждения;

      2) досрочного прекращения полномочий судьи.

      При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются  все обстоятельства совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку23.

      Решение о наложении на судью дисциплинарного  взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции  которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие24.

    Дисциплинарное  судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков25.

      По  ранее действовавшему законодательству решение квалификационной коллегии судей об отказе в удовлетворении представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка вступало в силу с момента его оглашения и не могло быть обжаловано председателем суда или органом судейского сообщества. Решение же о наложении дисциплинарного взыскания могло быть обжаловано лишь лицом, в отношении которого оно принято. Таким образом, ранее действовавшее законодательство гарантировало судье стабильность «оправдывающего» его решения и не предоставляло председателю суда его оспаривать. Новое законодательство в сфере дисциплинарной ответственности судей эту гарантию упраздняет, предоставляя Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации право обжаловать соответствующие решения квалификационных коллегий судей26.

     Запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

    Вмешательство в какой бы то ни было форме в  деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет27.

     Вмешательство, если оно осуществляется частными лицами, это активное поведение, действия, направленные на создание помех, срыв основанной на законе деятельности суда по осуществлению правосудия. Путем бездействия в деятельность суда, как правило, вмешаться нельзя, ибо бездействие – это по существу отказ от вмешательства, невмешательство. Потому, например, свидетель или потерпевший, отказывающиеся от дачи показаний, хотя и создают помехи для деятельности суда, за вмешательство в его деятельность привлечены быть не могут. Вмешательство в деятельность суда, таким образом, может выражаться, к примеру, в воздействии на суд через средства массовой информации, в шантаже суда (угрозы оглашения, например, позорящих, компрометирующих судью или просто конфиденциальных для него сведений), в создании судье неблагоприятных бытовых условий (допустим, многочисленные ночные звонки, подкуп соседей или членов разного рода товариществ (жилищных, дачных, гаражных и т.п.) в целях проведения ими враждебных акций по отношению к судье)28.

     Установленная система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей и членов их семьи.

      Государственная защита жизни, здоровья и имущества  судей и членов их семьи осуществляется на основании ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

      В соответствии с данным законом существуют следующие виды государственной  защиты судей:

      1) применение уполномоченными на  то государственными органами  мер безопасности в целях защиты  жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

      2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе  повышенную уголовную ответственность  за посягательство на их жизнь,  здоровье и имущество;

      3) осуществление мер социальной  защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью29.

      Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

      1) личная охрана, охрана жилища  и имущества;

      2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

      3) временное помещение в безопасное  место;

      4) обеспечение конфиденциальности  сведений о защищаемых лицах;

      5) перевод на другую работу, изменение  места работы;

      6) переселение на другое место  жительства;

      7) замена документов, изменение внешности30.

      Неограниченный  срок полномочий судьи.

      Полномочия  судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено  Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет31.

      Данное  положение было введено федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ. Ранее судьи федерального суда первоначально назначались на должность сроком на три года. Теперь срок полномочий судьи федерального суда ограничен лишь достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, что должно послужить дополнительной гарантией принципа независимости судей.

      Предоставление  судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

      Особенности материального обеспечения судей  в РФ установлены в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

      Заработная  плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, а также иных выплат, предусмотренных законодательством РФ.

     Судья, достигший возраста 60 лет (женщины – 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства.

Информация о работе Принцип независимости судей в процессе