Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что решения принимаемые судьями создают определенные правовые последствия и существенно затрагивают права и интересы граждан. Поэтому судья должен принимать решение по делу независимо и беспристрастно. Судья должен быть независим как от лиц участвующих в деле, так и от органов государственной власти, обеспечивая тем самым независимость всей судебной власти от других ветвей власти. В связи с независимостью судьи и возникают основные проблемы при отправлении правосудия, профессия судьи становится опасной. В последние годы происходит множество покушений на жизнь судей, вызванных в первую очередь их профессиональной деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………..3;
Принципы в гражданском процессе. Понятие принципа независимости судей………………………………………………………………………..5;
Гарантии независимости судей………………………………………….11;
Проблемы, возникающие при реализации принципа независимости судей………………………………………………………………………28;
Заключение……………………………………………………………………...32;
Список использованной литературы и нормативных актов……………….....33.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«оренбургский
Государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра
гражданского права
и процесса
КУРСОВАЯ РАбОТА
по гражданскому
процессуальному праву РФ
Принцип
независимости судей
в процессе
«______» ______________2010
Исполнитель
______________Ширяев С.Н.
«______»
______________2010
Оренбург 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы и нормативных
актов……………….....33.
Введение
В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»1.
Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний2.
Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.
Без независимости судебная власть не может выполнять свое главное предназначение – защищать права, свободы и законные интересы граждан.
Независимость судьи обеспечивается определенными гарантиями. В частности независимость обеспечивается запретом, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, защитой жизни, здоровья и имущества судей и членов их семьи, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Актуальность темы заключается в том, что решения принимаемые судьями создают определенные правовые последствия и существенно затрагивают права и интересы граждан. Поэтому судья должен принимать решение по делу независимо и беспристрастно. Судья должен быть независим как от лиц участвующих в деле, так и от органов государственной власти, обеспечивая тем самым независимость всей судебной власти от других ветвей власти. В связи с независимостью судьи и возникают основные проблемы при отправлении правосудия, профессия судьи становится опасной. В последние годы происходит множество покушений на жизнь судей, вызванных в первую очередь их профессиональной деятельностью.
Цель
данной работы – изучить принцип независимости
судей, его отражение в Конституции и законах,
рассмотреть гарантии независимости судей,
а также некоторые проблемы возникающие
при реализации данного принципа.
Принципы в гражданском процессе. Понятие принципа независимости судей
В каждой правовой системе и отрасли права выделяются основополагающие начала, определяющие содержание норм той либо иной отрасли, ее место, роль и назначение в системе права, а также характеризующие содержание правоприменения и в целом правореализационного процесса. Такие основные начала отрасли права, объективированные и отраженные в содержании ее норм, получили название принципов права3.
Гражданские процессуальные принципы представляют собой нормативно установленные основополагающие начала, определяющие построение процесса, его природу и методы по осуществлению правосудия по гражданским делам4.
Принципы гражданского процессуального права — это его фундаментальные положения, которые составляют основополагающие идеи, пронизывают всю отрасль права, определяют такое построение процесса и дальнейшее его развитие, которое бы обеспечивало гарантии соблюдения прав и свобод субъектов правоотношений, которые уже возникли, либо могут возникнуть в будущем, а также способствуют и гарантируют вынесение законных и обоснованных решений5.
Все
принципы гражданского процесса устанавливают
наиболее важные обязанности суда по
осуществлению
Практическое назначение принципов состоит в том, что они выступают гарантами законного, обоснованного и справедливого правосудия по гражданским делам. Но для того, что бы принцип действовал необходимо его нормативное закрепление.
Принципы гражданского процессуального права также неразрывно связаны с законом, и связь эта носит двоякий характер. Во-первых, каждый принцип должен быть закреплен действующим законом, поскольку то, что нормативно не закреплено, не может считаться процессуально-правовым принципом. Во-вторых, принципы призваны обеспечивать единство всех элементов гражданско-процессуального права, в противном случае оно может утратить внутреннюю согласованность и системность.
Однозначное определение принципа дать сложно, но можно выделить основные черты присущие понятию принципа гражданского процесса:
1. Принципы являются историческими категориями, выработанными на протяжении длительного развития гражданского процесса. Они являются элементом человеческой культуры, ценностями идеологического порядка, такими как разделение властей, правовое государство, гражданское общество, равенство, независимость и диспозитивность субъектов гражданского общества;
2. Принципы – это положения, закрепленные в нормах гражданского процессуально права, и имеют нормативный характер;
3. Они воплощают в себе как общие положения, присущие всем отраслям права, так и содержат особенности, которые свойственны только гражданскому процессуальному праву, позволяющие отличить его от других отраслей права.
Все принципы можно подразделить на:
1. Общеправовые — действующие во всех без исключения отраслях права (принципы демократизма, гуманизма, законности);
2. Межотраслевые — закрепленные в нормах нескольких отраслей права, обычно близких по характеру (осуществление правосудия только судом, равенство всех граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, сочетания единоличного и коллективного начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел, национальный язык судопроизводства, гласность);
3. Отраслевые — закрепленные в нормах только одной отрасли права (диспозитивности, состязательности и процессуального равноправия сторон).
Данная классификация не является единственной, так большинство ученых выделяют:
1. Организационно-функциональные принципы (принципы судоустройства) – определяют устройство и функционирование судов общей юрисдикции;
2. Функциональные – определяют процессуальную деятельность суда и других участников процесса.
К организационно-функциональным принципам относятся:
Функциональные принципы:
Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Статья 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»6.
Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что, однако, не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам, Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм7.
Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан8.
Судьи
рассматривают и разрешают
Так в Уголовном кодексе РФ содержится глава 31, посвященная преступлениям против правосудия (ст. 294 Воспрепятствование осуществлению правосудия, ст. 295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, ст. 296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия и др.).
Применительно к гражданскому процессуальному праву можно говорить о нескольких аспектах проявления независимости судей.
1. Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения других судей, принимающих участие в разбирательстве дела. Это положение проявляется в том, что решение по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним.
2. При рассмотрении и разрешении дела судьи независимы от заключений, данных различными лицами в процессе. Так, заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения. Заключения государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в деле, подлежат оценке судом и не имеют заранее установленной силы.