Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть основные проблемы становления социального государства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, следует выявить следующие задачи для указанной работы:
- раскрыть историю становления социального государства в России до
революции и в советский период.
- установить признаки социального государства;
- раскрыть сущность основных форм социального обеспечения.
- выявить основные проблемы становления социального государства в России и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. История становления социального государства в России до
революции, и в советский период………………………………………………….4
1.1. История становления социального государства в России до
революции и в советский период…………………………………………………..4
1.2. Теория социального государства………………………………………………9
ГЛАВА 2. Правовое регулирование и практика реализации социальной
политики в РФ………………………………………………………………………15
2.1. Правовое регулирование социальной политики государства………………15
2.2. Социальное обслуживание и основные сферы социального
обеспечения…………………………………………………………………………19
2.3. Проблемы социальной политики, на примере Забайкальского края……….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

кур. раб. по конст. праву..doc

— 243.00 Кб (Скачать)

1) комплексные  центры социального обслуживания  населения;

2) территориальные  центры социальной помощи семье  и детям;

3) центры  социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних;

5) центры  помощи детям, оставшимся без  попечения родителей;

И иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

   Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи ФЗ от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».   

    Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты

      Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Наличие соответствующих федеральных законов  является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин - 55 лет.    Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.

       Согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, предусматривается возможность по инициативе субъектов Федерации, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных объединений либо граждан за счет собственных средств предоставлять материальную поддержку отдельным социальным группам или гражданам в дополнение к социальному обеспечению. Пенсия назначается пожизненно.30

     ФЗ РФ № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в  ред. от 17.12.2009, устанавливает, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).31

      Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств соответствующих бюджетов.32   

      Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.33

    Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:· денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);· натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Проблемы  становления социального государства  в Российской Федерации 

    Социальная проблематика принадлежала к разряду актуальных еще в советском обществе. Однако по известным причинам в этот период обсуждение социальных вопросов в политико-социологической литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства.34

    Среди основных проблем, можно выделить следующие:35

проблемы, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем.

     Во-первых, обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Эта проблема возникла в связи с многолетним  недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного  фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.

    Во-вторых, проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения.

Основной  причиной данного процесса являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов. Существующая в настоящее время система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Стоимость нового жилья не соответствуют платежеспособному спросу потребителей.

     В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Действующим законодательством Российской Федерации  определены некоторые категории  граждан, обязательства по обеспечению  жильем которых взяло на себя государство. Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т.п.) возникают обязательства государства по содействию в улучшении жилищных условий иных категорий граждан (работники бюджетной сферы, молодые семьи, сельское население и т.д.). Принятие таких решений не всегда соответствует бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. При этом не сформированы единые принципы определения объема поддержки различных категорий граждан за счет бюджетных средств, а также механизмы реализации государственных обязательств.

     В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.

Концепция жилищной политики на основе анализа  ситуации и проблем, существующих в жилищной сфере предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищной сфере.

    Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики.

     С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:36

1) развитие  сферы содержания и обслуживания  жилищного фонда;

2) реформирование  сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;

3) развитие  рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

4) реализация  обязательств субъекта Российской  Федерации по обеспечению жильем  отдельных категорий граждан.

- Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров.

Эти проблемы возможно решить:

во-первых, введением обязательных страховых  взносов для большинства работодателей  и самих работников на будущее  пенсионное обеспечение последних;

во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным  категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);

в-третьих, созданием условий для развития негосударственных систем пенсионного  обеспечения (негосударственных пенсионных фондов), взносы в которые также  уплачиваются работниками или работодателями;

     Во всех случаях создаются механизмы гарантирования текущих пенсионных выплат и, что особенно важно для будущих пенсионеров - сохранности их пенсионных накоплений, в том числе и в негосударственной части пенсионной системы. Очевидно, что уровень таких гарантий должен превышать уровень гарантий по вкладам населения в финансово-кредитных учреждениях страны.

- В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:37

- доступность  бесплатной медицинской помощи;

- недостаточная  эффективность финансирования здравоохранения;

- нехватка  кадров;

- обеспечение  лекарственными препаратами;

- качество  оказываемых услуг.

В связи  с существующими проблемами есть следующие пути решения:

1) повышение  реальной доступности медицинской  помощи для широких слоев населения: создание правовых, экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.

2) обеспечение  сбалансированности объемов государственных  гарантий предоставления населению  бесплатной медицинской помощи  с финансовыми возможностями  государства. 

3) развитие  механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.

4) реформирование  системы финансирования здравоохранения,

         И еще одна из наиболее острых проблем в сфере социального обеспечения - В заботе о повышении рождаемости власти ведут себя крайне непоследовательно.38

    Вроде бы правительство ценит буквально каждого младенца. Владимир Путин щедро раздаёт материнский капитал и родовые сертификаты, а Дмитрий Медведев посвящает поддержке деторождения целое президентское послание. Тридцатого ноября 2010 г. он произнес искренние и трогательные слова о том, что стране жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства, что государство должно поощрять рождение не только вторых, но и третьих детей в семье.39

Анализ  текущего состояния  рынка труда и  трудовых ресурсов в г. Чита

    Занятость и рынок труда – ключевые проблемы социальной политики, так как человеческий фактор является одним из решающих в реализации курса на саморазвитие города. Профессия, квалификация, трудовой опыт людей, духовный и интеллектуальный потенциал – основа эффективного использования трудовых ресурсов, роста производительности труда, эффективности производства и управления.

    Реформирование экономики создало еще одну социальную проблему – безработицу. Статус безработного в г. Чите имеют 669 человек, или численности трудоспособного населения. При этом установлено, что в качестве безработного регистрируются не более 20 – 25% населения, не имеющего работы. Наблюдается тенденция сокращения численности официально зарегистрированных безработных, что обусловлено финансовыми трудностями службы занятости населения, изменениями в законодательстве.

   Наибольшая доля безработных зарегистрирована в Железнодорожном, Центральном и Черновском районах города. Социально-трудовая напряженность является отражением общей ситуации в городе. Закрытие предприятий, падение объемов производства, массовая безработица и обнищание преобладающей части населения наблюдается в Черновском районе. Там не работают практически все предприятия, которые были единственным источником средств существования людей. В различных сферах экономики задействовано: 30% в технических и гуманитарных отраслях; 13% в частных фирмах; 20% – занято неквалифицированным трудом.

Информация о работе Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ