Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть основные проблемы становления социального государства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, следует выявить следующие задачи для указанной работы:
- раскрыть историю становления социального государства в России до
революции и в советский период.
- установить признаки социального государства;
- раскрыть сущность основных форм социального обеспечения.
- выявить основные проблемы становления социального государства в России и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. История становления социального государства в России до
революции, и в советский период………………………………………………….4
1.1. История становления социального государства в России до
революции и в советский период…………………………………………………..4
1.2. Теория социального государства………………………………………………9
ГЛАВА 2. Правовое регулирование и практика реализации социальной
политики в РФ………………………………………………………………………15
2.1. Правовое регулирование социальной политики государства………………15
2.2. Социальное обслуживание и основные сферы социального
обеспечения…………………………………………………………………………19
2.3. Проблемы социальной политики, на примере Забайкальского края……….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

кур. раб. по конст. праву..doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 Г. № 195, ред. от 23.07.2008), ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, в ред. 25.12.2009г., ФЗ "О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181, в ред. 31.12.2005г.,  и др.  17

     Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

     Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».18

      Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

     В п.2 ст. 7 Конституции РФ указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

     К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено в следующей теме.

     Кроме того, статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация - светское государство.19

     Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

    Законодательная база пенсионной  системы включает федеральные законы и иных нормативно-правовых актов, основополагающим в этой сфере является - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ ред. от 27.07.2010 - Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.20

   Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

    Основным видом пенсионного обеспечения является пенсия по старости, кроме этого, в документе предусмотрены льготные основания для получения данного вида пенсии, например, отдельным категориям инвалидов, а также гражданам, работавшим в особых условиях (подземные работы, горячие цеха и т.д.).

   Социальное обеспечение инвалидов. Помимо пенсии по страсти, граждане России имеют право на трудовую пенсию по инвалидности 1 января 2010 г. базовая часть трудовой пенсии включается в состав страховой части (для последующей индексации всей суммы пенсии по единым правилам) и теперь именуется как фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.

      Финансирование государственных пенсий, как уже отмечалось, осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета.

         Права инвалидов, как и всех  граждан, в Российской Федерации  гарантируются Конституцией России, защита прав регулируется нормами  гражданского, гражданско-процессуального,  уголовного, уголовно-процессуального,  административного и трудового законодательства. 21

       Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена система льгот для работающих инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов, а также инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет. Установление этих льгот и преимуществ направлено на создание условий для реализации инвалидами в полной мере своего конституционного права на труд, на создание оптимальных условий для продуктивной и безопасной работы инвалидов, на недопущение дискриминации инвалидов при приеме на работу и увольнении с работы. На основании ФЗ РФ «О социальном обеспечении инвалидов», инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. 
 
 
 

2.2. Социальное обслуживание и основные сферы социального  
обеспечения.

 

     Социальное обслуживание в соответствии с ФЗ РФ «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. 22

    Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

        Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ предусматривает 5 форм социального обслуживания: 23

1) социальное  обслуживание на дому (включая  социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное  социальное обслуживание в отделениях  дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;

3) стационарное  социальное обслуживание в домах-интернатах  для престарелых и инвалидов,  психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

4) срочное  социальное обслуживание;

5) социально-консультативная  помощь.

    Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

    Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.24

Установление  гарантированного минимального размера оплаты труда.

     Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума ФЗ от 24.10.1997г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004). Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.25

     Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан

Конституция РФ в ст. 38 провозглашает, что:26

«1. Материнство  и детство, семья находятся под  защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные  дети, достигшие 18 лет, должны  заботиться о нетрудоспособных  родителях».

Защита  материнства и детства, семьи  носит комплексный социально-экономический  характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средств.27

   Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

    Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.

   Социальное обеспечение для воспитания детей гарантируется государством и статьей 39, ч. 1 Конституции Российской Федерации.

Согласно  статье 71 Конституции Российской Федерации  в ведении Российской Федерации  находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «в»), установление основ федеральной политики в области социального развития (пункт «е»). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

     Так, в настоящее время существует ФЗ РФ от 19.05.1995г. № 81-ФЗ, в ред. от 24.07.2009 «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».28

   Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ.

     Целями государственной политики в интересах детей являются:

содействие  физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры ФЗ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», в  ред. от 17.12.2009.    

Развитие  системы социального  обслуживания

    Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации ФЗ от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб. Она включает государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, государственных предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.

      Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

           Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, например:29

Информация о работе Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ