Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть основные проблемы становления социального государства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, следует выявить следующие задачи для указанной работы:
- раскрыть историю становления социального государства в России до
революции и в советский период.
- установить признаки социального государства;
- раскрыть сущность основных форм социального обеспечения.
- выявить основные проблемы становления социального государства в России и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. История становления социального государства в России до
революции, и в советский период………………………………………………….4
1.1. История становления социального государства в России до
революции и в советский период…………………………………………………..4
1.2. Теория социального государства………………………………………………9
ГЛАВА 2. Правовое регулирование и практика реализации социальной
политики в РФ………………………………………………………………………15
2.1. Правовое регулирование социальной политики государства………………15
2.2. Социальное обслуживание и основные сферы социального
обеспечения…………………………………………………………………………19
2.3. Проблемы социальной политики, на примере Забайкальского края……….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..33
Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 Г. № 195, ред. от 23.07.2008), ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, в ред. 25.12.2009г., ФЗ "О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181, в ред. 31.12.2005г., и др. 17
Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.
Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».18
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
В п.2 ст. 7 Конституции РФ указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено в следующей теме.
Кроме того, статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация - светское государство.19
Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
Законодательная база
Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.
Основным видом пенсионного обеспечения является пенсия по старости, кроме этого, в документе предусмотрены льготные основания для получения данного вида пенсии, например, отдельным категориям инвалидов, а также гражданам, работавшим в особых условиях (подземные работы, горячие цеха и т.д.).
Социальное обеспечение инвалидов. Помимо пенсии по страсти, граждане России имеют право на трудовую пенсию по инвалидности 1 января 2010 г. базовая часть трудовой пенсии включается в состав страховой части (для последующей индексации всей суммы пенсии по единым правилам) и теперь именуется как фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.
Финансирование государственных пенсий, как уже отмечалось, осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета.
Права инвалидов, как и всех
граждан, в Российской
Трудовым законодательством Российской
Федерации предусмотрена система льгот
для работающих инвалидов, работников,
имеющих детей-инвалидов, а также инвалидов
с детства до достижения ими возраста
восемнадцати лет. Установление этих льгот
и преимуществ направлено на создание
условий для реализации инвалидами в полной
мере своего конституционного права на
труд, на создание оптимальных условий
для продуктивной и безопасной работы
инвалидов, на недопущение дискриминации
инвалидов при приеме на работу и увольнении
с работы. На основании ФЗ РФ «О социальном
обеспечении инвалидов», инвалидам, занятым
в организациях независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, создаются
необходимые условия труда в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации
инвалида. Не допускается установление
в коллективных или индивидуальных трудовых
договорах условий труда инвалидов (оплата
труда, режим рабочего времени и времени
отдыха, продолжительность ежегодного
и дополнительного оплачиваемых отпусков
и другие), ухудшающих положение инвалидов
по сравнению с другими работниками.
2.2. Социальное
обслуживание и основные сферы социального
обеспечения.
Социальное обслуживание в соответствии с ФЗ РФ «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. 22
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ предусматривает 5 форм социального обслуживания: 23
1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное
социальное обслуживание в
3) стационарное
социальное обслуживание в
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативная помощь.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.24
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума ФЗ от 24.10.1997г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004). Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.25
Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан
Конституция РФ в ст. 38 провозглашает, что:26
«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
Защита
материнства и детства, семьи
носит комплексный социально-
Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.
Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.
Социальное обеспечение для воспитания детей гарантируется государством и статьей 39, ч. 1 Конституции Российской Федерации.
Согласно
статье 71 Конституции Российской Федерации
в ведении Российской Федерации
находятся регулирование и
Так, в настоящее время существует ФЗ РФ от 19.05.1995г. № 81-ФЗ, в ред. от 24.07.2009 «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».28
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ.
Целями государственной политики в интересах детей являются:
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры ФЗ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», в ред. от 17.12.2009.
Развитие системы социального обслуживания
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации ФЗ от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб. Она включает государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, государственных предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.
Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, например:29
Информация о работе Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ