Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть основные проблемы становления социального государства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, следует выявить следующие задачи для указанной работы:
- раскрыть историю становления социального государства в России до
революции и в советский период.
- установить признаки социального государства;
- раскрыть сущность основных форм социального обеспечения.
- выявить основные проблемы становления социального государства в России и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. История становления социального государства в России до
революции, и в советский период………………………………………………….4
1.1. История становления социального государства в России до
революции и в советский период…………………………………………………..4
1.2. Теория социального государства………………………………………………9
ГЛАВА 2. Правовое регулирование и практика реализации социальной
политики в РФ………………………………………………………………………15
2.1. Правовое регулирование социальной политики государства………………15
2.2. Социальное обслуживание и основные сферы социального
обеспечения…………………………………………………………………………19
2.3. Проблемы социальной политики, на примере Забайкальского края……….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

кур. раб. по конст. праву..doc

— 243.00 Кб (Скачать)

                                             СОДЕРЖАНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. История становления социального  государства в России до  
революции, и в советский период………………………………………………….4

1.1. История  становления социального государства в России до  
революции и в советский период…………………………………………………..4

1.2. Теория  социального государства………………………………………………9

ГЛАВА 2. Правовое регулирование и практика реализации социальной  
политики в РФ………………………………………………………………………15

2.1. Правовое регулирование социальной политики государства………………15

2.2. Социальное  обслуживание и основные сферы социального  
обеспечения…………………………………………………………………………19 
2.3. Проблемы социальной политики, на примере Забайкальского края……….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      ВВЕДЕНИЕ: 
 

     Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

      Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ от 23 мая 1949г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".    

     Мировой опыт демонстрирует процесс постоянного изменения социальных систем, их успехи и неудачи, глубокие внутренние противоречия и даже конфликты. Однако развитые демократические системы способны преодолевать эти трудности, реализуя главную защитную функцию государства и структур гражданского общества: создание достойных условий существования граждан.

      Актуальность темы исследования - Конституционное признание различных государств мира демократическим правовым социальным государством составляет сердцевину многих Конституций.      Ведущая роль в решении сложных социальных проблем принадлежит государству. Никакие другие организации не могут играть ту роль в социальной сфере, которую призвано и обязано выполнять государство. Демократические преобразования, проводимые в нашей стране, привели к необходимости поиска оптимальной модели социального государства.

     Объект исследования — общественные отношения, возникающие при реализации конституционных основ социальной политики в социальном государстве.

      Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, которые направлены на реализацию правовой политики в социальной сфере, и практика их применения.

    Цель данной работы раскрыть основные проблемы становления социального государства в Российской Федерации.

      В связи с поставленной целью, следует выявить следующие задачи для указанной работы:

- раскрыть  историю становления социального  государства  в России до  
революции и в советский период.

- установить признаки социального государства;

- раскрыть  сущность основных форм социального обеспечения.  
- выявить основные проблемы становления социального государства в России и др.

    Теоретическую основу настоящего исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области права, философии, экономики, социологии. Анализ теоретического материала свидетельствует о существенном вкладе таких российских ученых, как С. А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Б.С. Эбзеев и других ученых, работающих в сфере конституционного права и иных отраслях юридической науки.

    Методологическая основа работы. Достижение цели и решение поставленных задач осуществляется посредством использования современных общенаучных и частных методов познания общественных явлений. Данное исследование основано на комплексном, системном подходе к изучению и освещению материала с использованием таких методов познания, как диалектический, системный, исторический, абстрагирования, анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительный, формально-юридический и статистический.

     Структура работы. Работа состоит  из введения, двух глав, заключения  и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. История становления социального  государства в России до  
революции и в советский период.
 

1.1. История  становления социального государства в России до  
революции и в советский период.
 

    Понятия «социальное государство» - как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст. 20 и 28 Основного Закона ФРГ, от 23 мая 1949 г. Сказанное вовсе не означает, во-первых, что в конституциях других европейских и североамериканских государств к тому времени не были закреплены в той или иной понятийной форме аналогичные положения.1 Например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г., в ст. 3 было прямо записано: "Задача Республики - устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны".2

       Ряд российских авторов полагают, что родоначальником термина "социальное государство" является Лоренц фон Штейн, определивший его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Отправление же государственной власти понималось как охрана установленного правопорядка и обеспечение равенства всех перед законом, без учета фактического неравенства людей.3

     Появление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика".

    Царская Россия XVI—XVIII века-     Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокажённых», построить для них богадельни, обеспечит их одеждой.4

   По указу Царя Фёдора Алексеевича от 1682 года в Москве было построено два госпиталя; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».5

   Пётр I приказал Святейшему Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату и воеводам «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных». В то же время Пётр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720 года повелел всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание.

    Екатерина II в Манифесте от 1 сентября 1763 года «Об учреждении Воспитательных домов» указала, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 году «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание) и смирительные дома (для исправления людей).     При Екатерине II в России был учреждён первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств.   Инвалидные дома для значительного числа призреваемых появились при Николае I. К инвалидам в этот период относили тех, кто был неспособен ни к каким работам и не мог обходиться без посторонней помощи.

   XIX век -     Сеть благотворительных учреждений, находящихся под покровительством Императрицы Марии Фёдоровны (жены Павла I), в 1854 году, то есть после её смерти, было объединена под общим названием «Ведомство учреждений императрицы Марии». В благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тыс. человек.6    В 1827 году принимается Устав о пенсиях и единовременных пособиях крупным чиновникам и тем, кто занимал военные чины. В соответствии с Уставом лицам, близким к царскому двору, другим чиновникам и чинам полиции назначались пенсии в размерах, устанавливаемых единоличным решением царя.7

     Германия- 15 июня 1883 года рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 года — закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 года ввёл обязательное страхование по инвалидности и по старости. Вслед за Германией принимаются законы об обязательном социальном страховании и в других странах Европы.

    Суть данной системы состояла в том, что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не только сами наёмные работники, но и предприниматели; обеспечение предоставлялось на основе правовых норм, что делало систему государственного социального страхования гарантированной; посредством норм права закреплялись единые условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики отрасли промышленности, в которой трудились застрахованные.8

     США - В США государственная система социального обеспечения возникла значительно позднее, чем в странах Европы. Законодательство об обязательном или добровольном страховании от несчастного случая начало формироваться в 1908 году, а к 1920 году такие законы действовали уже в 43 штатах. Первый федеральный закон о страховании по старости был принят в 1920 году, однако он распространялся только на служащих федеральных органов. На федеральном уровне пенсионным обеспечением охватывались и ветераны войны. Федеральный закон о социальном обеспечении появился в США лишь в августе 1935 года. Он ввёл пенсии по старости, а также государственную помощь некоторым категориям нуждающихся — престарелым, слепым, детям из бедных семей. В 1935 году была также создана программа помощи нуждающимся семьям, имеющим на иждивении детей.

    Становление современной модели социального обеспечения в России начинается после победы Октябрьской революции 1917 года. Уже в первый год своего существования советское государство предприняло попытку законодательно закрепить систему социального обеспечения, элементами которой было социальное обеспечение пролетариата в порядке социального страхования, государственное обеспечение увечных военнослужащих и членов их семейств, а также государственное обеспечение в форме содержания в инвалидных домах, домах матери и ребёнка, в детских домах. В этот же период государство приступает к созданию системы медицинского обслуживания трудящихся. Создаваемая советским государством система социального обеспечения отчётливо носила классовый характер, поскольку исключала из круга обеспечиваемых представителей свергнутых классов. В апреле 1918 года Народный комиссариат государственного призрения переименовывается в Народный комиссариат социального обеспечения.9

Информация о работе Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ