Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть основные проблемы становления социального государства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, следует выявить следующие задачи для указанной работы:
- раскрыть историю становления социального государства в России до
революции и в советский период.
- установить признаки социального государства;
- раскрыть сущность основных форм социального обеспечения.
- выявить основные проблемы становления социального государства в России и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. История становления социального государства в России до
революции, и в советский период………………………………………………….4
1.1. История становления социального государства в России до
революции и в советский период…………………………………………………..4
1.2. Теория социального государства………………………………………………9
ГЛАВА 2. Правовое регулирование и практика реализации социальной
политики в РФ………………………………………………………………………15
2.1. Правовое регулирование социальной политики государства………………15
2.2. Социальное обслуживание и основные сферы социального
обеспечения…………………………………………………………………………19
2.3. Проблемы социальной политики, на примере Забайкальского края……….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

кур. раб. по конст. праву..doc

— 243.00 Кб (Скачать)

      7 октября 1977 года принимается Конституция СССР как итог развития советского законодательства. Конституция констатировала, что в стране созданы и развиваются государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые реально гарантируют равенство прав женщин и мужчин (ст. 35); право граждан на охрану здоровья (ст. 42); право на материальное обеспечение (ст. 43) и осуществление заботы государства о семье (ст. 53).10

  Принятие Конституции послужило новым импульсом для дальнейшего совершенствования законодательства о социальном обеспечении пенсионное законодательство, в целом сохраняя стабильность, продолжает совершенствоваться.  
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Теория  социального государства. 

     Государство представляет все общество в целом, выступает стержневым консолидирующим элементом политической системы, выражает «политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости». Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом в образовании социального государства выступает конституционное закрепление ценностей социального государства. Раньше других стран это произошло в Германии в 1949 году. В дальнейшем к этому решению пришли и многие другие страны Запада: Франция - в 1958 году, Швейцария - в 1972 году, Греция - в 1973году. В 90-е данный процесс затронул и восточноевропейские постсоциалистаческие страны, включая Россию11.

    Вместе с тем мировая практика позволяет увидеть, что социальное государство, прежде всего, успешно формировалось и эффективно действовало во всех основных формах правления: в монархиях (конституционных) и республиках (парламентских, президентских и парламентско-президентских). Например, в Шведском Королевстве, президентской республике США и в парламентско-президентской Франции. Также продуктивно функционирует социальное государство во всех основных формах территориально-административного устройства: унитарной, федеративной (конфедеративной). При этом характер федерации - территориальная, национальная, национально-территориальная - не имеет существенного значения. Поэтому социальное государство достигло расцвета как в унитарном Датском Королевстве, так и в Федеративной Германии.

     Социальное государство возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны. Этот процесс идет успешно в условиях глубоких

социал-демократических  традиций, развитых социальных и профсоюзных  движений наемных работников, которые  снизу стимулируют социализацию государственной власти и «социальную мутацию» капитализма, начинающего перерастать в посткапитализм в последние десятилетия XX века. В связи с этим формационной предпосылкой социального государства можно считать становление постиндустриального общества посткапиталистического типа в единстве таких его подсистем, как социальная рыночная экономика, гражданское общество, правовой демократический режим и др. Данными предпосылками создаются условия для снятия отчуждения личности от власти и «обуздания» политических институтов гражданским обществом на основе развития договорного характера государства и его превращения в социально ответственный институт власти. Такое государство начинает осуществлять активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий граждан на основе открытости и демократизма власти, социальной справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и солидаризма. 12

       Россия, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Международный опыт свидетельствует о том, как разнообразно понимание социальных обязательств каждого конкретного государства, сколь специфичны механизмы, обеспечивающие социальные права граждан, насколько тесно социальные доктрины переплетаются с важнейшими общефилософскими представлениями о естественном праве, правовом государстве, принципах субсидиарных отношений, представлениями о гражданском обществе, личной и коллективной ответственности, и наконец - насколько сильно влияние религиозных, культурных традиций, исторических предпосылок на понимание социальных отношений. Тот же мировой опыт демонстрирует процесс постоянного изменения социальных систем, их успехи и неудачи, глубокие внутренние противоречия и даже конфликты. Однако развитые демократические системы способны преодолевать эти трудности, реализуя главную защитную функцию государства и структур гражданского общества: создание достойных условий существования граждан.

     Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

   Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции.

      Становление социального государства  - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

       С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая  организация государственной власти. 2. Высокий нравственный уровень  граждан и, прежде всего - должностных лиц государства. 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 9. Наличие развитого социального законодательства. 10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.    13

     Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация  - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции  - расценивать как программную установку.14

      В настоящее время существуют различные программы в социальной сфере – например: Государственными заказчиками федеральных программ, являются:

- Министерство  труда и социального развития  Российской Федерации (программы  "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");

- Министерство  общего и профессионального образования  Российской Федерации (программы  "Дети-сироты", "Одаренные дети");

- Министерство здравоохранения Российской Федерации (программы "Планирование семьи", "Безопасное материнство") и др;

В ряду приоритетов программы:

- обеспечение  безопасного материнства и охрана  здоровья детей, в том числе  проживающих в крайне неблагоприятных  природно-климатических и экологических условиях, а также новорожденных детей;

- профилактика  врожденной инвалидности детей  и меры по медико-социальной  реабилитации детей-инвалидов, интеграции  их в общество;

- обеспечение  физиологических потребностей детей  раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания;

- охрана  репродуктивного здоровья, рождение  только желанных и здоровых  детей;

- улучшение  условий обучения и развития  детей, в том числе с недостатками  в развитии, проживающих в отдаленных  районах Севера, в зоне Чернобыльской катастрофы, создание благоприятных условий для развития одаренных детей

- формирование  основ комплексного решения проблем  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации; уменьшение  масштабов беспризорности детей и создание механизмов возвращения этих детей в общество и др.

      На сегодняшний день существует целый ряд документов – законодательных, нормативных, федерального, регионального, международного уровней, призванных улучшить социальное положение инвалидов в обществе. Среди них принятые ООН в 1975 г. «Декларация о правах инвалидов», в 1993 г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Из Российских документов важнейшими являются ФЗ 1995 г. «О социальной защите инвалидов», Указы Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» 1996 г., «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» 1992 г. и другие. 15

    Пенсионный фонд РФ был создан (1991 г.), Фонд социального страхования РФ (1992 г.), Государственный фонд занятости населения РФ (1993 г.) и система фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.). Они были задуманы как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, средства которых не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию, хотя и остаются государственной собственностью.

    Размер отчислений в Пенсионный  фонд, производимых работодателем  (страхователем) с выплат своим  работникам, напрямую зависит от  отраженного в учете дохода  этих работников.

      Итак, под социальным государством следует понимать исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между различными социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества. Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю.

    Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Правовое регулирование и практика реализации социальной  
политики в РФ.
 

2.1. Правовое  регулирование социальной политики  государства. 

    Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица. В сложившейся ситуации Правительство Российской Федерации в документе "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране", принятом в декабре 1998 года, поставило на первый план оперативное решение вопросов нормализации сферы жизнеобеспечения, поддержания доходов населения, смягчения последствий финансового кризиса для населения.16

Информация о работе Правовое регулирование и практика реализации социальной политики в РФ