Основные принципы деятельности судебной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Судебная власть представляет собой систему независимых судов и судей как носителей судебной власти. Содержанием судебной власти является юрисдикционная правоприменительная деятельность по разрешению правовых споров и конфликтов, а также осуществление иных полномочий, связанных с отправлением правосудия.

Файлы: 1 файл

конституционное право готово.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

    Ст.399 ГПК устанавливает возможность  обжалования не вступившего в  законную силу решения суда в суде кассационной инстанции сторонами  и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.

    Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в  кассационном порядке не подлежит. Эта норма, закрепленная в ГПК, дает основание некоторым специалистам в области права сомневаться в ее конституционности, поскольку ст.60 Конституции гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Подобно этому, ст.343 ГПК устанавливает, что решение суда по жалобе на действия избирательных комиссий вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Ст.360 закрепляет, что решение по результатам рассмотрения жалобы на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе не подлежат обжалованию в кассационном порядке.

    Вступившие  в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Пленума  Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора (ст. 436 ГПК).

    Ст.370 УПК устанавливает право кассационного  обжалования и опротестования приговора. УПК определяет порядок пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения, определения, постановления  суда в порядке надзора.

    Часть 5 статьи 365 УПК закрепляет, что если обвиняемый осужден к исключительной мере наказания – смертной казни, председательствующий разъясняет ему  право ходатайствовать о помиловании  после вступления приговора в  законную силу. Помилование осужденных в Республике Беларусь осуществляет Президент (п.19 ст.84 Конституции).

    Действующее законодательство предусматривает  также возможность проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу (производство по вновь открывшимся обстоятельствам).

 

  КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

  Конституционный суд был учрежден 28 апреля 1994 года. Правовой основой его деятельности стали нормы Конституции Республики Беларусь и Закон «О Конституционном  суде Республики Беларусь», принятый 30 марта 1994 года.

  Конституционным Судом Республики Беларусь осуществляется контроль за конституционностью нормативных  актов в Республике Беларусь.

  Конституционный Суд учреждается для обеспечения  верховенства Конституции и ее непосредственного  действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и в правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном суде Республики Беларусь».

Основные принципы деятельности Конституционного Суда

  Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при  исполнении своих функций независим.

  Какое бы то ни было воздействие на Конституционный  Суд или на его членов, связанное  с деятельностью по осуществлению  конституционного контроля, недопустимо  и влечет ответственность по закону.

Компетенция Конституционного Суда

  Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

  • соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
  • соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента;
  • соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

  Режим работы Конституционного Суда

  Заседания Конституционного Суда проводятся по мере необходимости и созываются Председателем Конституционного Суда по собственной инициативе или требованию не менее трех судей Конституционного Суда.

  Юридическая сила решений Конституционного Суда. Последствия признания нормативного акта не соответствующим Конституции

  Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

  Признание нормативного акта либо отдельных его положений несоответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положений либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

  Состав  Конституционного Суда

  Членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей.

  Шесть судей Конституционного Суда назначаются  Президентом Республики Беларусь, шесть  судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается  Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

  Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда (в дальнейшем - судья).

  Судья Конституционного Суда:

  • имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда;
  • участвует во всех заседаниях Конституционного Суда с правом решающего голоса.

  Судья вправе в любое время подать в  отставку.

  До  оглашения решения по вопросам, которые  изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде.

  При решении всех вопросов, входящих в  компетенцию Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда пользуются равными правами.

  Судья Конституционного Суда неприкосновенен.

  Неприкосновенность  судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт  и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Лица, назначенные, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия    Президента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.

  Рассмотрев  судебную систему Республики Беларусь, можно отметить, что ее состояние  не соответствует месту и роли суда в системе органов государственной власти. Судебная власть не обладает необходимой для осуществления правосудия независимостью и самостоятельностью.

 

3. Порядок принятия, оформления, опубликования  и пересмотра решений  Конституционного  суда. 

Статья 68. Принятие решения

     Итоговое  решение принимается Конституционным  Судом в закрытом совещании.

Решение Конституционного Суда принимается голосованием путем  поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Председательствующий  ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют "за" или "против" и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство  от полного состава судей, если иное не предусмотрено Законом.

     Если  при принятии заключения по делу о  конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в  пользу конституционности оспариваемого  акта.

В протоколе  совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

     Протокол  совещания судей подписывается  всеми судьями, участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению. 

Порядок принятия решения  об отказе в рассмотрении предложения о проверке конституционности акта

     Вопрос  об отказе в рассмотрении предложения  о проверке конституционности акта рассматривается Конституционным  Судом коллегиально, как правило, без вызова в судебное заседание  сторон и их представителей.

     Решение об отказе в рассмотрении предложения о конституционности акта принимается в случаях, предусмотренных частью первой статьи 49 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Отказ по другим не предусмотренным указанным Законом основаниям не допускается.

Решение об отказе может быть оформлено в виде отдельного документа либо протокольно.

     В случаях, когда основания для  отказа в рассмотрении предложения  установлены в ходе заседания  Конституционного Суда, принимается  решение о прекращении производства по делу. 

Оформление  решения Конституционного Суда

     В соответствии со статьей 37 Закона «О Конституционном  Суде Республики Беларусь» решение  Конституционного Суда оформляется  в виде отдельного документа либо протокольно.

Конституционный Суд может отложить составление решения в виде отдельного документа не более чем до пятнадцати дней с момента окончания слушания дела.

     Решение Конституционного Суда, изложенное в  форме отдельного документа, подписывается  председательствующим в судебном заседании  с указанием должности.

     Итоговые  решения Суда подлежат регистрации  в реестре актов Конституционного Суда.

Опубликование решений Конституционного Суда

     Заключения  Конституционного Суда направляются для  официального опубликования в «Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь» и газеты «Звязда», «Народная газета», а также публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Республики Беларусь».

     Заключения  Конституционного Суда направляются также  для опубликования в тех изданиях, в которых были опубликованы акты, явившиеся предметом рассмотрения в Конституционном Суде, если иное решение не будет принято Конституционным Судом.

Информация о работе Основные принципы деятельности судебной власти