Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:49, курсовая работа
В системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая играет особую роль в жизни государства и общества и служит для укрепления демократии и законности. Ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Если заглянуть в XVII—XVIII вв., то о необходимости разделения властей говорили такие гуманисты-энциклопедисты, как Монтескье, Локком, Дидро и др. Их идеи легли в основу западноевропейского и североамериканского законодательств. Эти идеи проникли в Россию значительно позже. Некоторые дореволюционные ученые говорили о первых шагах зарождения и становления судебной власти с 1864 г. В результате реформы 1864 г. суды отделились от административного контроля и образовали относительно самостоятельную систему. Но, несмотря на это, судьи назначались на должность и освобождались монархом, а правосудие вершилось его именем. И хотя термин «судебная власть» был известен, он лишь обозначал совокупность судов с послушными судьями. Суды не контролировали исполнительную власть, не защищали граждан от чиновничьего произвола и, тем более, не смели осуществлять конституционный контроль над законами, потому как и Конституции в России тогда еще не было.
Судебная власть и правосудие. Принципы правосудия
Понятие судебной власти и ее основные признаки
В системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая играет особую роль в жизни государства и общества и служит для укрепления демократии и законности. Ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Если заглянуть в XVII—XVIII вв., то о необходимости разделения властей говорили такие гуманисты-энциклопедисты, как Монтескье, Локком, Дидро и др. Их идеи легли в основу западноевропейского и североамериканского законодательств. Эти идеи проникли в Россию значительно позже. Некоторые дореволюционные ученые говорили о первых шагах зарождения и становления судебной власти с 1864 г. В результате реформы 1864 г. суды отделились от административного контроля и образовали относительно самостоятельную систему. Но, несмотря на это, судьи назначались на должность и освобождались монархом, а правосудие вершилось его именем. И хотя термин «судебная власть» был известен, он лишь обозначал совокупность судов с послушными судьями. Суды не контролировали исполнительную власть, не защищали граждан от чиновничьего произвола и, тем более, не смели осуществлять конституционный контроль над законами, потому как и Конституции в России тогда еще не было.
Начиная с октябрьской революции 1917 г. и до начала 90-х гг. прошлого столетия говорить о судебной власти, по большому счету, не приходилось. Веками закрепилась в сознании народа представление о суде как репрессивном органе, призванном применять санкции, карать, и чем строже — тем лучше. А.Я. Вышинский в 30-х гг. прошлого столетия писал, что подавление и принуждение — выражение единой политики советского суда.
Постепенно возрождаться судебная власть начинает с начала 90-х гг. XX столетия. Прежде всего, это связано с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 г., а также Концепцией судебной реформы 1991 г. В России с 1992 по 1999 гг. были приняты законы: «О статусе судей в Российской Федерации» (1992 г.), «О судебной системе в Российской Федерации» (1996 г.), «О мировых судьях в Российской Федерации» (1998 г.), «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» (1998 г.), и др.
Таким образом, была создана законодательная база для становления и развития судебной власти в Российской Федерации.
Судебная власть в Российской Федерации реализуется в правосудии, т.е. в таком виде государственной власти, который направлен на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. И осуществляется эта деятельность только судом (ст. 118 Конституции РФ).
Правосудие обладает рядом специфических признаков:
осуществляется специальными государственными органами — судами;
осуществляется от имени государства;
осуществляется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, административных, уголовных, арбитражных и иных дел;
осуществляется посредством гражданского, административного, уголовного, конституционного и арбитражного судопроизводства.
Таким образом, судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводств социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний.
Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона.
Судебная власть осуществляется государственными органами — судами (ст. 118 Конституции РФ).
Судебная власть — вид государственной власти (ст. 11 Конституции РФ). Исключительность судебной власти выражается в осуществлении правосудия. Только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его наказанию.
Независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Взаимоотношения судов с органами законодательной и исполнительной власти осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинение их только закону. Самостоятельность судов означает то, что только вышестоящие суды могут осуществлять контроль за нижестоящими. Суды, отправляя правосудие, осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Процессуальный порядок деятельности. Данный порядок определяет только закон. Все судебные действия и судебные решения производятся в строго предусмотренном законом порядке. Только закон регламентирует всю деятельность судов, а также устанавливает правила принятия судами решений при рассмотрении конкретных дел. Подобная детальная регламентация деятельности судов и точное исполнение судами всех процессуальных требований предусмотрены в интересах установления всех фактических обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. Так, Конституционный суд РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом «О Конституционном Суде в РФ», уголовное, гражданское, арбитражное судопроизводство регулируется соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражно-процессуальным кодексами.
Осуществление полномочий путем судопроизводств. Этот признак определен в ст. 118 Конституции РФ. Судопроизводство — это определенный порядок рассмотрения дел судами. Так, например, уголовное судопроизводство осуществляется по правилам, установленным в уголовно-процессуальном законе (гл. 35 УПК РФ). К ним относятся: непосредственность и устность судебного разбирательства, неизменность состава суда, роль председательствующего, равенство прав участников и др. Несоблюдение правил может привести к отмене вышестоящим судом судебного решения.
Властный характер полномочий суда. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Решения суда подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения вынесенного судом решения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для их реализации.
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и другими федеральными законами. Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Одним из проявлений такого толкования являются постановления Пленума Верховного суда РФ, дающего разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленума Верховного суда РФ способствуют правильному применению закона всеми органами государства и должностными лицами. В данных разъяснениях сформулированы процессуальные правила, которые обязательны для государственных органов и должностных лиц.
Понятие и система принципов правосудия
Принцип —это основная идея, исходное положение для какой-либо науки, вида деятельности.
Принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.
Принципы правосудия обладают рядом признаков.
Принципы правосудия являются руководящими положениями. Из этого следует, что все они являются обязательными для соблюдения при вынесении решений как для государственных органов и должностных лиц, так и для граждан, участвующих в судебном разбирательстве (защитника, гражданского истца и др.). Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателя, который при принятии новых законов обязан учитывать их, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, не противоречили принципам.
Принципы правосудия носят общий характер. В них закреплены основные направления организации судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в других законах, и, как правило, реализуются путем применения содержащихся в них норм.
Принципы правосудия носят объективный характер. Они отражают общие закономерности организации судебных органов. В принципах отражаются правовые и нравственные идеи общества. В связи с этим принципы правосудия изменяются и развиваются вместе с развитием общества. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими, как верховенство закона, охрана прав и свобод личности.
Все принципы правосудия закреплены в законе. Этим они приобретают точность формулировок и общеобязательность соблюдения. Большинство принципов правосудия содержится в Конституции РФ, но ряд других может содержаться и в других законах: «О судоустройстве РСФСР», «О судебной системе», «О статусе судей РФ» и др. Несоблюдение какого либо принципа ведет к нарушению, что может повлечь за собой определенную ответственность.
Все принципы образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они во взаимосвязи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип презумпции невиновности гарантирует соблюдение принципа обеспечения права на защиту обвиняемому или подозреваемому.
Принципы правосудия можно разделить на три группы.
1 группа. Принципы правосудия, определяющие права и свободы человека и гражданина:
равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);
право граждан на судебную защиту (ст. 46—48 Конституции РФ);
презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК РФ);
обеспечение обвиняемому, подозреваемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ);
неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ, ст. 10 УПК РФ);
охрана чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ, ст. 9 УПК РФ);
неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 УПК РФ);
неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК РФ);
участие граждан в осуществлении правосудия (ч. 5, ст. 32 Конституции РФ).
2 группа. Принципы правосудия, определяющие порядок деятельности суда:
законность (ст. 15 Конституции РФ);
гласность (ст. 23 Конституции РФ);
состязательность и равноправие сторон (ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК РФ);
национальный язык судопроизводства (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК РФ);
непосредственность, устность судебного разбирательства.
3 группа. Принципы правосудия, определяющие правовой статус судей и порядок наделения их полномочиями:
независимость судей;
осуществление правосудия только судом.
Итак, остановимся кратко на каждом принципе.
Принцип равенства всех перед законом и судом
Принцип равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. В соответствии с ним государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Это правило распространяется на деятельность всех правоохранительных органов. Применительно к правосудию это означает, что суд не отдает предпочтения участвующим в деле лицам в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности.
Равенство означает также, что не могут применяться законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок отправления правосудия, подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности, исключение составляют лица, наделенные уголовно-правовым иммунитетом.
Принцип права граждан на судебную защиту
Принцип права граждан на судебную защиту был провозглашен в 1948 г. «Всеобщей декларацией прав и свобод человека». Ст. 10 этого документа гласит: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости и беспристрастным судом. В дальнейшем это положение было развито в ст. 14 «Всеобщего пакта о гражданских и политических правах» 1966 г. В настоящее время данный принцип содержится также и в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека.
Конституция РФ (ст. 46) обеспечивает каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Сущность данного принципа состоит в признании, что правосудие лишь тогда является эффективным средством защиты прав личности, когда соблюдается судебная процедура. Решения государственных органов и должностных лиц, нарушающие или ущемляющие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Жалобы могут быть принесены и на решения судебных органов. Существует апелляционный и кассационный порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Вступившие в законную силу судебные решения могут быть обжалованы в надзорном порядке.
Принцип презумпции невиновности
Презумпция — слово латинского происхождения, в переводе означает «предположение». Презумпция невиновности — это правовое положение, согласно которому обвиняемый признается (презюмируется) невиновным, пока его виновность не будет установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Принцип презумпции невиновности содержится в ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ.
Этот принцип является не только принципом правосудия, но и принципом уголовного судопроизводства. Органы предварительного расследования, прокурор обязаны строго соблюдать его. Предъявляя обвинение, следователь должен быть убежден в виновности обвиняемого, иначе ему необходимо воздержаться от этого действия. Но субъективное мнение следователя, выраженное в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, не порождает тех последствий, что влечет его признание виновным в приговоре суда от имени государства. Только один орган может признать человека виновным в совершении преступления — суд. Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных доказательств не будет доказано обратное, то есть, что лицо виновно в совершении преступления. И, самое главное, необходимо одно важное условие — вступление приговора в законную силу. Приговор вступает в законную силу по истечение 10 дней после его провозглашения, если он был обжалован сторонами, либо после его рассмотрения в апелляционной или кассационной инстанциях, если они его не отменили.
Информация о работе Судебная власть и правосудие. Принципы правосудия