Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа
Цель данной работы-направления и условия использования результатов ОРД в процессе доказывания, характер процедур представления информации ОРМ субъектам уголовного процесса.
Задачи: Выявить правовое положение информации полученной в результате ОРМ.
Выделить признаки сведений о фактах используемых в процессе доказывания.
В работе использованы общедоступные источники информации, прежде всего законодательные акты, статьи судебной практики уголовного процесса.
Введение
2
Глава 1:Соотношение ОРД и уголовного процесса
3
Глава 2: Правовой статус сведений о фактах ОРМ
6
2.1:Нормы оперативно-розыскного закона определяющие статус оперативно-розыскной информации в косвенной форме
6
2.2 :Нормы оперативно-розыскного закона, непосредственно определяющие статус оперативно-розыскной информации
6
Глава 3: Сущность сведений о фактах ОРМ и их основные признаки
12
3.1: Содержание оперативно-розыскной информации
13
3.2:Правовой статус получения оперативно-розыскной информации в ОРД
14
3.3: Фиксация оперативно-розыскной информации
15
3.4: Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела
22
Глава 4: соотношение оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве
26
Глава 5: Организационно-правовые меры благоприятствующие доступу оперативно-розыскной информации в уголовном процессе
30
Заключение
33
Библиографический список
Следователь или руководитель
следственного аппарата, ознакомившись
с материалами, отражающими
Иным доказательством
является заключение эксперта. Для
его формирования могут
объектов, прослушивания телефонных переговоров,
снятия информации с технических каналов
связи, контроля почтовых отправлений,
телеграфных и иных сообщений. Однако
предметы и документы, полученные за счет
перечисленных ОРМ, результаты применения
средств оперативной техники должны сохранить
в неизменном виде свойства, составляющие
в уголовном процессе предмет экспертного
исследования. Кроме того, предметы и документы,
полученные за счет проведения ОРМ в ходе
оперативно-розыскного процесса, если
они сохранили свойства и состояния, связанные
с расследуемым преступлением, могут использоваться
для формирования вещественных доказательств.
В этой ситуации важно, чтобы не в ущерб
принципу конспирации следователь был
проинформирован о времени, месте, условиях
получения конкретного предмета или документа,
об индивидуальных особенностях предмета
и документа в момент их получения, подтверждающие
то обстоятельство, что следователю предъявляется
именно тот документ или предмет, который
получен сотрудниками оперативного подразделения
при проведении соответствующих оперативно-розыскных
мероприятий.
В качестве доказательств в уголовном процессе используются и иные документы. По этому поводу следует отметить, что факт подготовки и результаты осуществления всех оперативно-розыскных мероприятий оформляются определенными документами. Каждый из них удостоверяет определенные факты, события, явления, данные о конкретных мерах, что подтверждается подписью обладающего соответствующей компетенцией должностного лица оперативного подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подобного рода процедура закреплена оперативно-розыскным законом, что и создает предпосылки для формирования анализируемого уголовно-процессуального доказательства.
Доказательством по
уголовному делу являются
Анализируя каталог оперативно-розыскных
мероприятий, обеспечивающих решение
задач оперативно-розыскного
Негативным обстоятельством,
усложняющим формирование уголовно-процессуальных
доказательств на основе результатов
оперативно-розыскной деятельности, следует
признать отсутствие в оперативно-розыскном
законе полного перечня и категорий оперативно-служебных
документов, призванных
удостоверить происхождение соответствующей
оперативно-процессуальной информации.
Не в полной мере определены условия осуществления оперативноно-розыскных мер.
Указанные пробелы в
Тем не менее нельзя
не признать, что изменение подхода
к законодательному
Прежде всего это наличие
в оперативно-розыскном законе каталога
оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому
руководитель органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, или
оперативного подразделения может удостоверить
факт происхождения результатов ОРД.
Так, к сопроводительному письму
на имя руководителя следственного аппарата,
следователя, дознавателя он имеет возможность
приложить:
а) оперативно-служебные
в) материальные
объекты — носители информации
и удостоверить легитимность
их получения в ходе
г) документы, отражающие
результаты исследования предметов, документов,
веществ, добытых легитимными
Указанное письмо соответствующего
должностного лица должно убедительно
аргументировать и то, что сообщаемая
им информация, предметы и документы, добытые
в ходе оперативно-аналитического поиска
и оперативной проверки криминального
события, свидетельствуют о необходимости
проведения доследственной проверки,
решения вопроса о возбуждении уголовного
дела либо — использоваться в ходе дознания,
следствия по факту противоправного деяния
уже расследуемого в установленном порядке.
Вполне закономерно, что следователь, дознаватель, руководитель
следственного аппарата, получив вышеуказанный
объем информации о результатах оперативно-розыскного
процесса приобретает опору для деятельности
по формированию угодавно-процессуальных
доказательств.
Так, обладая сведениями
о том, кто конкретно проводил то или иное
оперативно-розыскное мероприятие, кто
из физических лиц был его объектом, в
каких условиях проводилось ОРМ, с помощью
каких технических средств фиксировалась
оперативно-розыскная информация и т.
п., следователь или дознаватель определяют
тот алгоритм следственных действий, за
счет которых результаты соответствующего
ОРМ могут изменить свой статус и быть
признаны доказательствами.
Например, в ходе
наблюдения могут быть
Руководитель операппарата или оперативно-розыскного органа вправе не раскрывать данные о сотруднике оперативного подразделения — исполнителе анализируемого ОРМ. Помимо этого, как правило, указываются сведения и о технических устройствах, обеспечивших фиксацию конкретных явлений, процессов, действий на фото-, кино-, видеопленку, к письму прилагаются соответствующие объекты — носители информации, а также оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт осуществления ОРМ, в т. ч. акт, где указывается, что наблюдение с фиксацией соответствующих событий, явлений, процессов проводилось при участии частных физических лиц, содействующих сотруднику оперативного подразделения в его проведении.
Это позволяет дознавателю
или следователю: осуществить осмотр
указанных объектов-носителей
По результатам наблюдения может быть
пресечено преступление, и объект — оперативно-розыскного
процесса задержан, например, при сбыте
наркотических веществ. В этом случае
выносится постановление о возбуждении
уголовного дела и осуществляется досмотр
указанного лица с участием понятых, получение
от него образцов почерка, срезов, волос,
смывов и т. д. для сравнительного исследования
с участием специалистов; проводится тестовый
экспресс-анализ изъятых у задержанного
веществ, его обследование на предмет
выявления следов наркотического одурманивания,
допрос задержанного по обстоятельствам
появления у него наркотических веществ;
производство обыска по месту жительства
и работы; назначение криминалистических
экспертиз по изъятым у задержанного веществам
и образцам.
Возможна иная ситуация, когда оперативный работник, входящий в состав следственно-оперативной группы, расследующей уголовное дело, осуществил иное, чем наблюдение, оперативно-розыскное мероприятие, в частности, прослушивание телефонных переговоров одного из подозреваемых и получил информацию, имеющую значение для оптимизации расследования. В этом случае проинформированный об этом следователь-руководитель следственно оперативной группы может поручить указанному сотруднику оперативного подразделения составить протокол прослушивания звукозаписей, телефонных переговоров абонента соответствующего номера телефонной сети. Оперработник указывает в этом документе, где и когда составлен протокол. В нем он указывает: собственные установочные данные и должностное положение; основания проведения оперативно-розыскного мероприятия в виде прослушивания телефонных переговоров (кто вынес постановление в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, и кто его санкционировал в суде); данные на следователя, поручившего ему осуществить прослушивание звукозаписей переговоров объекта ОРМ; наименование статьи УПК Российской Федерации, в соответствии с которой составлен протокол прослушивания звукозаписей переговоров абонента — объекта ОРМ (ст. 141 УПК Российской Федерации); тип аппаратуры и пленки, посредством которых осуществлялась звукозапись переговоров; тип и марка магнитофона, на котором осуществлялось прослушивание переговоров; даты и период времени в прослушивании; номера кассет, на которые в соответствии с интенсивностью проводившихся телефонных переговоров были осуществлены записи адекватно определенным датам; какие записи оказались среди произведенных (дата разговора, номер кассеты; слова, с которых начинается и завершается разговор); имена лиц, участвующих в разговоре, индексы, обозначающие участников диалога и его содержание; факт упаковки кассеты с прослушанным разговором в бумажный пакет, который прошивается и опечатывается определенной печатью.
Данный
протокол подписывается
Впоследствии,
если объект анализируемого
Вышеизложенная процедура свидетельствует о реальной возможности доступа в уголовный процесс результатов такого оперативно-розыскного мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров.
Необходимо
особо отметить, что в специальной
литературе высказываются
· оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт проведения и результаты конкретных оперативно-розыскных мероприятий, нельзя использовать в качестве такого самостоятельного вида доказательств, как “иные документы ”;
· возможен допрос конфидентов, штатных негласных сотрудников и вхождение добытой ими информации в уголовный процесс только через их показания, например, как свидетелей.
По поводу первой проблемы
представляется целесообразным отметить,
что факт принижения правового значения
Оперативно-служебных
Что касается второй
проблемы, то здесь наблюдается другая
крайность, связанная с возможностью непосредственного
доступа в уголовный процесс сведений,
добытых в ходе ОРМ, субъекты которых обладают
привилегией конфиденциальности. Безусловно,
теоретически допрос их в качестве свидетелей
не исключается, но практическая реализация
этой идеи сопряжена с комплексом негативных
последствий, прежде всего — нанесением
вреда указанным лицам. В связи с этим
оправдано правило, согласно которому
соответствующая информация должна использоваться,
как правило, для подготовки и проведения
иных оперативно-розыскных мероприятий,
результаты которых могут безболезненно
попасть в сферу уголовного судопроизводства,
а также для подготовки и проведения отдельных
следственных действий. Бесспорно здесь
то, что сведения о человеке, давшем конфиденциальную
информацию, должны, как правило, сохраняться
в тайне .