Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа
Цель данной работы-направления  и условия использования результатов  ОРД в процессе доказывания, характер процедур представления информации ОРМ субъектам уголовного процесса.
  Задачи:  Выявить  правовое положение информации  полученной в результате ОРМ.
                  Выделить признаки сведений о  фактах используемых в процессе  доказывания.
  В работе использованы общедоступные источники информации, прежде всего законодательные акты, статьи  судебной практики уголовного процесса.
Введение
2
Глава 1:Соотношение  ОРД и уголовного процесса
3
Глава 2: Правовой статус сведений о фактах ОРМ
6
2.1:Нормы оперативно-розыскного закона определяющие статус   оперативно-розыскной информации в косвенной форме
6
2.2 :Нормы оперативно-розыскного  закона, непосредственно определяющие  статус  оперативно-розыскной информации
6
Глава  3: Сущность сведений о фактах ОРМ и их основные признаки
12
            3.1: Содержание оперативно-розыскной  информации 
13
            3.2:Правовой статус получения  оперативно-розыскной информации  в ОРД  
14
3.3: Фиксация оперативно-розыскной  информации 
15
3.4: Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение    для возбуждения уголовного дела
22
Глава 4: соотношение оперативно-розыскной  информации и доказательств в    уголовном судопроизводстве
26
Глава 5: Организационно-правовые меры благоприятствующие доступу оперативно-розыскной информации в уголовном процессе
30
Заключение
33
Библиографический список
    Следователь или руководитель 
следственного аппарата, ознакомившись 
с материалами, отражающими 
     Иным доказательством 
является заключение эксперта. Для 
его формирования могут 
объектов, прослушивания телефонных переговоров, 
снятия информации с технических каналов 
связи, контроля почтовых отправлений, 
телеграфных и иных сообщений. Однако 
предметы и документы, полученные за счет 
перечисленных ОРМ, результаты применения 
средств оперативной техники должны сохранить 
в неизменном виде свойства, составляющие 
в уголовном процессе предмет экспертного 
исследования. Кроме того, предметы и документы, 
полученные за счет проведения ОРМ в ходе 
оперативно-розыскного процесса, если 
они сохранили свойства и состояния, связанные 
с расследуемым преступлением, могут использоваться 
для формирования вещественных доказательств. 
В этой ситуации важно, чтобы не в ущерб 
принципу конспирации следователь был 
проинформирован о времени, месте, условиях 
получения конкретного предмета или документа, 
об индивидуальных особенностях предмета 
и документа в момент их получения, подтверждающие 
то обстоятельство, что следователю предъявляется 
именно тот документ или предмет, который 
получен сотрудниками оперативного подразделения 
при проведении соответствующих оперативно-розыскных 
мероприятий.
В качестве доказательств в уголовном процессе используются и иные документы. По этому поводу следует отметить, что факт подготовки и результаты осуществления всех оперативно-розыскных мероприятий оформляются определенными документами. Каждый из них удостоверяет определенные факты, события, явления, данные о конкретных мерах, что подтверждается подписью обладающего соответствующей компетенцией должностного лица оперативного подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подобного рода процедура закреплена оперативно-розыскным законом, что и создает предпосылки для формирования анализируемого уголовно-процессуального доказательства.
     Доказательством по 
уголовному делу являются 
 Анализируя  каталог оперативно-розыскных 
мероприятий, обеспечивающих  решение 
задач оперативно-розыскного 
      Негативным обстоятельством, 
усложняющим формирование уголовно-процессуальных 
доказательств на основе результатов 
оперативно-розыскной деятельности, следует 
признать отсутствие в оперативно-розыскном 
законе полного перечня и категорий оперативно-служебных 
документов, призванных 
удостоверить происхождение соответствующей 
оперативно-процессуальной информации.
Не в полной мере определены условия осуществления оперативноно-розыскных мер.
   Указанные пробелы в 
    Тем не менее нельзя 
не признать, что изменение подхода 
к законодательному 
    Прежде всего это наличие 
в оперативно-розыскном законе каталога 
оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому 
руководитель органа, осуществляющего 
оперативно-розыскную деятельность, или 
оперативного подразделения может удостоверить 
факт происхождения результатов ОРД. 
   Так, к сопроводительному письму 
на имя руководителя следственного аппарата, 
следователя, дознавателя он имеет возможность 
приложить:
а)  оперативно-служебные 
  в)   материальные 
объекты — носители информации 
и удостоверить легитимность 
их получения в ходе 
г)   документы, отражающие 
результаты исследования предметов, документов, 
веществ, добытых легитимными 
      Указанное письмо соответствующего 
должностного лица должно убедительно 
аргументировать и то, что сообщаемая 
им информация, предметы и документы, добытые 
в ходе оперативно-аналитического поиска 
и оперативной проверки криминального 
события, свидетельствуют о необходимости 
проведения доследственной проверки, 
решения вопроса о возбуждении уголовного 
дела либо — использоваться в ходе дознания, 
следствия по факту противоправного деяния 
уже расследуемого в установленном порядке.
Вполне закономерно, что следователь, дознаватель, руководитель 
следственного аппарата, получив вышеуказанный 
объем информации о результатах оперативно-розыскного 
процесса  приобретает опору для деятельности 
по формированию угодавно-процессуальных 
доказательств. 
       Так, обладая сведениями 
о том, кто конкретно проводил то или иное 
оперативно-розыскное мероприятие, кто 
из физических лиц был его объектом, в 
каких условиях проводилось ОРМ, с помощью 
каких технических средств фиксировалась 
оперативно-розыскная информация и т. 
п., следователь или дознаватель определяют 
тот алгоритм следственных действий, за 
счет которых результаты соответствующего 
ОРМ могут изменить свой статус и быть 
признаны доказательствами.
 Например, в ходе 
наблюдения могут быть 
Руководитель операппарата или оперативно-розыскного органа вправе не раскрывать данные о сотруднике оперативного подразделения — исполнителе анализируемого ОРМ. Помимо этого, как правило, указываются сведения и о технических устройствах, обеспечивших фиксацию конкретных явлений, процессов, действий на фото-, кино-, видеопленку, к письму прилагаются соответствующие объекты — носители информации, а также оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт осуществления ОРМ, в т. ч. акт, где указывается, что наблюдение с фиксацией соответствующих событий, явлений, процессов проводилось при участии частных физических лиц, содействующих сотруднику оперативного подразделения в его проведении.
Это позволяет дознавателю 
или следователю: осуществить осмотр 
указанных объектов-носителей 
По результатам наблюдения может быть 
пресечено преступление, и объект — оперативно-розыскного 
процесса задержан, например, при сбыте 
наркотических веществ. В этом случае 
выносится постановление о возбуждении 
уголовного дела и осуществляется досмотр 
указанного лица с участием понятых, получение 
от него образцов почерка, срезов, волос, 
смывов и т. д. для сравнительного исследования 
с участием специалистов; проводится тестовый 
экспресс-анализ изъятых у задержанного 
веществ, его обследование на предмет 
выявления следов наркотического одурманивания, 
допрос задержанного по обстоятельствам 
появления у него наркотических веществ; 
производство обыска по месту жительства 
и работы; назначение криминалистических 
экспертиз по изъятым у задержанного веществам 
и образцам.
Возможна иная ситуация, когда оперативный работник, входящий в состав следственно-оперативной группы, расследующей уголовное дело, осуществил иное, чем наблюдение, оперативно-розыскное мероприятие, в частности, прослушивание телефонных переговоров одного из подозреваемых и получил информацию, имеющую значение для оптимизации расследования. В этом случае проинформированный об этом следователь-руководитель следственно оперативной группы может поручить указанному сотруднику оперативного подразделения составить протокол прослушивания звукозаписей, телефонных переговоров абонента соответствующего номера телефонной сети. Оперработник указывает в этом документе, где и когда составлен протокол. В нем он указывает: собственные установочные данные и должностное положение; основания проведения оперативно-розыскного мероприятия в виде прослушивания телефонных переговоров (кто вынес постановление в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, и кто его санкционировал в суде); данные на следователя, поручившего ему осуществить прослушивание звукозаписей переговоров объекта ОРМ; наименование статьи УПК Российской Федерации, в соответствии с которой составлен протокол прослушивания звукозаписей переговоров абонента — объекта ОРМ (ст. 141 УПК Российской Федерации); тип аппаратуры и пленки, посредством которых осуществлялась звукозапись переговоров; тип и марка магнитофона, на котором осуществлялось прослушивание переговоров; даты и период времени в прослушивании; номера кассет, на которые в соответствии с интенсивностью проводившихся телефонных переговоров были осуществлены записи адекватно определенным датам; какие записи оказались среди произведенных (дата разговора, номер кассеты; слова, с которых начинается и завершается разговор); имена лиц, участвующих в разговоре, индексы, обозначающие участников диалога и его содержание; факт упаковки кассеты с прослушанным разговором в бумажный пакет, который прошивается и опечатывается определенной печатью.
     Данный 
протокол подписывается 
     Впоследствии, 
если объект анализируемого 
Вышеизложенная процедура свидетельствует о реальной возможности доступа в уголовный процесс результатов такого оперативно-розыскного мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров.
     Необходимо 
особо отметить, что в специальной 
литературе высказываются 
· оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт проведения и результаты конкретных оперативно-розыскных мероприятий, нельзя использовать в качестве такого самостоятельного вида доказательств, как “иные документы ”;
· возможен допрос конфидентов, штатных негласных сотрудников и вхождение добытой ими информации в уголовный процесс только через их показания, например, как свидетелей.
По поводу первой проблемы 
представляется целесообразным отметить, 
что факт принижения правового значения 
Оперативно-служебных 
      Что касается второй 
проблемы, то здесь наблюдается другая 
крайность, связанная с возможностью непосредственного 
доступа в уголовный процесс сведений, 
добытых в ходе ОРМ, субъекты которых обладают 
привилегией конфиденциальности. Безусловно, 
теоретически допрос их в качестве свидетелей 
не исключается, но практическая реализация 
этой идеи сопряжена с комплексом негативных 
последствий, прежде всего — нанесением 
вреда указанным лицам. В связи с этим 
оправдано правило, согласно которому 
соответствующая информация должна использоваться, 
как правило, для подготовки и проведения 
иных оперативно-розыскных мероприятий, 
результаты которых могут безболезненно 
попасть в сферу уголовного судопроизводства, 
а также для подготовки и проведения отдельных 
следственных действий. Бесспорно здесь 
то, что сведения о человеке, давшем конфиденциальную 
информацию, должны, как правило, сохраняться 
в тайне .