Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа
Цель данной работы-направления и условия использования результатов ОРД в процессе доказывания, характер процедур представления информации ОРМ субъектам уголовного процесса.
Задачи: Выявить правовое положение информации полученной в результате ОРМ.
Выделить признаки сведений о фактах используемых в процессе доказывания.
В работе использованы общедоступные источники информации, прежде всего законодательные акты, статьи судебной практики уголовного процесса.
Введение
2
Глава 1:Соотношение ОРД и уголовного процесса
3
Глава 2: Правовой статус сведений о фактах ОРМ
6
2.1:Нормы оперативно-розыскного закона определяющие статус оперативно-розыскной информации в косвенной форме
6
2.2 :Нормы оперативно-розыскного закона, непосредственно определяющие статус оперативно-розыскной информации
6
Глава 3: Сущность сведений о фактах ОРМ и их основные признаки
12
3.1: Содержание оперативно-розыскной информации
13
3.2:Правовой статус получения оперативно-розыскной информации в ОРД
14
3.3: Фиксация оперативно-розыскной информации
15
3.4: Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела
22
Глава 4: соотношение оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве
26
Глава 5: Организационно-правовые меры благоприятствующие доступу оперативно-розыскной информации в уголовном процессе
30
Заключение
33
Библиографический список
В-пятых, оперативно-розыскные
данные предназначены для
3.1.Содержание
оперативно-розыскной
Сведения, добываемые в ходе оперативно-розыскного процесса, прежде всего, дифференцируются на две категории: данные, которыми оперирует оперативно-розыскной процесс, осуществляемый оперативными аппаратами спецслужб; информация, свойственная оперативно-розыскному процессу, проводимому оперативными подразделениями правоохранительных органов.
Основное
внимание законодатель в
К их числу относятся:
·лица, подготавливающие, совершающие
или совершившие противоправные деяния,
в том числе преступления, правонарушения,
получение незаконных доходов. При этом
встречается упоминание и о группах лиц,
занимающихся противоправной деятельностью;
·лица, по разным причинам разыскиваемые
органами, осуществляющими ОРД;
·граждане, сбор сведений о которых необходим
в профилактических целях.
Помимо такого информационного элемента
оперативно-розыскных данных, как физические
лица, законодатель называет конкретные
факты, события, процессы, охватываемые
понятием оперативно-розыскной информации.
В их числе такие категории, как сведения
о преступлениях, противоправных деяниях,
правонарушениях и преступной деятельности.
При этом в оперативно-розыскных законах
называются различные признаки, свойства
и особенности, подчеркивающие качества
указанных фактов и событий. Прежде всего
констатируется то обстоятельство, что
сведения о противоправных деяниях могут
быть результатом оперативно-розыскного
процесса. Например, указывается, что основанием
для проведения оперативно-розыскных
мероприятий служат сведения, ставшие
известными, поступившие в орган, осуществляющий
ОРД. С этой же целью используется такой
термин, как первичная информация. Также
называется и признак, подчеркивающий
правовое значение данных о противоправных
деяниях с точки зрения возможности их
использования для решения задач оперативно-розыскной
деятельности. Например, что сведения
о противоправной деятельности могут
быть недостаточными для возбуждения
уголовного дела, что указывает на необходимость
осуществления оперативно-розыскных мероприятий
по восполнению соответствующих пробелов.
Помимо этого подчеркивается, что анализируемые
сведения по своему содержанию предназначаются
для информирования других правоохранительных
органов.
В оперативно-розыскных законах декларируется и разновидность
оперативно-розыскной информации с точки
зрения ее значения для решения задач
оперативно-розыскной деятельности в
виде сведений, имеющих значение для выявления
и раскрытия преступления. Эта норма исключительно
важна в силу рассредоточения оперативно-розыскной
функции между различными оперативно-розыскными
ведомствами, деятельность которых порой
дублирует друг друга и приводит к возникновению
многочисленных проблем.
В оперативно-розыскных законах
выделяются и такие разновидности оперативно-розыскной
информации с точки зрения их значения
для решения задач оперативно-розыскной
деятельности, как:
•сведения, позволяющие
или необходимые для
Законодатель не поясняет, что
это за сведения и каков их механизм применения
для решения вышеуказанных проблем.
Особое внимание законодатель в оперативно-розыскном
законе уделяет тем свойствам оперативно-розыскных
данных, которые предопределяют их пригодность
для использования в сфере уголовного
процесса. Здесь выделяются сведения,
удовлетворяющие определенным требованиям,
установленным для соответствующих уголовно-процессуальных
процедур. Исходя из этого, оперативно-розыскные
данные дифференцируются на определенные
виды в зависимости от их значения для
уголовного процесса:
• сведения, которые могут служить поводом
(предлогом) для возбуждения уголовного
дела;
данные, позволяющие успешно расследовать противоправные деяния (сведения об источниках доказательств; сведения, позволяющие подготовить и осуществить следственные действия, исполнить поручения следователя, указания прокурора, определение суда и т. п.).
Таким образом
законодатель в оперативно-
3.2
Правовой порядок получения
Условия добывания оперативно-розыскной информации можно разделить на общий и особый вид проведения оперативных мероприятий в интересах добывания оперативно-розыскной информации.
Общий вид
касается оперативно-розыскных
Особый вид касается
ОРМ, затрагивающих конституционные права объектов
ОРД. Он предполагает не только наличие
разрешения непосредственного руководителя
оперработника, но и санкцию надзирающей
инстанции.
3.3Фиксация
оперативно-розыскной
Результаты оперативно-
Оперативно-служебные
документы, отражающие
а) дел оперативного учета;
б) информационно-поисковых систем;
в) автономных досье и
Законность проведения оперативно
- розыскного мероприятия, а следовательно,
и возможность использования его результатов
в уголовно - процессуальном доказывании
предполагает не только наличие надлежащей
компетенции органа, осуществляющего
оперативно - розыскную деятельность,
но и то, что конкретное оперативное мероприятие
должно быть предусмотрено ст. 6 Закона
РФ "Об оперативно - розыскной деятельности"
(далее - Закон об ОРД).
Перечень оперативно - розыскных мероприятий может изменяться только федеральным законом.
Значительную сложность на практике представляет проверка органом, осуществляющим уголовное судопроизводство, соблюдения установленного для каждого оперативно - розыскного мероприятия порядка документирования его результатов.
Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как оперативно - розыскное мероприятие, независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативного работника. Причем гласный опрос может представлять собой и оперативно - розыскное действие. Субъектом опроса как розыскного действия, предусмотренного УПК, является орган дознания. Субъектом же гласного опроса - оперативно - розыскного действия - выступает оперативный работник. В последнем случае опрос может проводиться и до возбуждения уголовного дела. Только при гласном опросе граждан в качестве действия целесообразно получать от них разрешение задавать им вопросы, а при необходимости - подтвердить сообщенные сведения в письменных объяснениях.
Следует исходить из того, что объяснения граждан, протоколы принятия устных заявлений и сообщений о преступлениях являются процессуальными документами, составляющимися в рамках уголовно - процессуальной, а не оперативно - розыскной, деятельности. Поэтому результаты опроса - оперативно - розыскного мероприятия должны находить отражение в справке оперативного работника, которая не имеет самостоятельного доказательственного значения. Доказательствами в данном случае могут быть признаны показания самого оперативного работника либо "опрошенного" лица после допроса его в качестве свидетеля.
Наведение справок характеризуется как гласное ознакомление с документами, содержащими информацию, имеющую значение для решения задач, определенных Законом об ОРД. При необходимости оперативный работник вправе использовать документы прикрытия. Юридически данное оперативно - розыскное мероприятие относится к компетенции органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, а розыскные действия в виде направления запросов с целью получения каких-либо справок или непосредственное ознакомление с документами учреждения, организации, предприятия входят в содержание процессуальных полномочий следователя (лиц, производящих дознание).
Если наведение справок выразилось в форме запроса, направленного за подписью представителя оперативного аппарата в государственное учреждение, на который получен официальный ответ в письменном виде, то этот документ может быть приобщен к уголовному делу в качестве "иного документа", о котором идет речь в ст. 88 УПК. Если же результат наведения справки отражен в рапорте оперативного работника, то полученные им сведения носят исключительно ориентировочное значение.
Сбор образцов для сравнительного исследования представляет собой оперативно - розыскной аналог следственного действия, предусмотренного ст. 186 УПК, именуемого получением образцов для сравнительного исследования. Данное мероприятие преследует цель обеспечения возможности непроцессуального исследования предметов и документов. Характер сбора образцов для сравнительного исследования как оперативно - розыскного мероприятия зависит прежде всего от того, какие образцы необходимо получить (почерка, отпечатков пальцев и т.д.).
Гласный и негласный характер сбора образцов в рамках оперативно - розыскной деятельности четко отграничен от аналогичного следственного действия.
Получение образцов для сравнительного исследования предназначается для проведения другого оперативно - розыскного мероприятия - исследования предметов и документов, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД. Изыматься в данном случае могут только те предметы и документы, которым предстоит стать образцами и в таком качестве подвергнуться исследованию в рамках оперативно - розыскной деятельности. Если же какие-то предметы, сохранившие следы преступления, были получены, например, для негласного опознания как краденые, то такое оперативно - розыскное мероприятие будет незаконным и ни о каком правовом использовании их в качестве доказательств не может быть и речи. Поскольку правовые гарантии для сбора образцов, предназначенных для сравнительного исследования в качестве оперативно - розыскного мероприятия, не предусмотрены, то такие образцы не могут стать в последующем объектом исследования в рамках судебной экспертизы и иметь доказательственное значение.
Если бы закон прямо предусматривал возможность использования при проведении судебной экспертизы образцов, полученных при соблюдении определенных гарантий в ходе оперативно - розыскной деятельности, то это позволило бы во многих случаях получать заключение экспертиз по результатам сравнительных исследований, имеющих большое значение в доказывании совершения преступлений и изобличении виновных.
Закон об ОРД предусматривает два вида проверочных закупок (в Законе об ОРД 1992 года это оперативно - розыскное мероприятие именовалось контрольной покупкой): касающихся предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, и находящихся в свободном обращении. При наличии оснований для проверочной закупки первого вида в соответствии со ст. 8 Закона об ОРД должно быть вынесено мотивированное постановление, утверждаемое руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность. Для других случаев проверочных закупок такого постановления не требуется. Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесения постановления, явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации либо свободный оборот которых ограничен, то результаты такого оперативно - розыскного мероприятия как проведенного с нарушением закона не будет иметь доказательственного значения.