Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа
Цель данной работы-направления  и условия использования результатов  ОРД в процессе доказывания, характер процедур представления информации ОРМ субъектам уголовного процесса.
  Задачи:  Выявить  правовое положение информации  полученной в результате ОРМ.
                  Выделить признаки сведений о  фактах используемых в процессе  доказывания.
  В работе использованы общедоступные источники информации, прежде всего законодательные акты, статьи  судебной практики уголовного процесса.
Введение
2
Глава 1:Соотношение  ОРД и уголовного процесса
3
Глава 2: Правовой статус сведений о фактах ОРМ
6
2.1:Нормы оперативно-розыскного закона определяющие статус   оперативно-розыскной информации в косвенной форме
6
2.2 :Нормы оперативно-розыскного  закона, непосредственно определяющие  статус  оперативно-розыскной информации
6
Глава  3: Сущность сведений о фактах ОРМ и их основные признаки
12
            3.1: Содержание оперативно-розыскной  информации 
13
            3.2:Правовой статус получения  оперативно-розыскной информации  в ОРД  
14
3.3: Фиксация оперативно-розыскной  информации 
15
3.4: Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение    для возбуждения уголовного дела
22
Глава 4: соотношение оперативно-розыскной  информации и доказательств в    уголовном судопроизводстве
26
Глава 5: Организационно-правовые меры благоприятствующие доступу оперативно-розыскной информации в уголовном процессе
30
Заключение
33
Библиографический список
    В-пятых, оперативно-розыскные 
данные предназначены для 
3.1.Содержание 
оперативно-розыскной 
Сведения, добываемые в ходе оперативно-розыскного процесса, прежде всего, дифференцируются на две категории: данные, которыми оперирует оперативно-розыскной процесс, осуществляемый оперативными аппаратами спецслужб; информация, свойственная оперативно-розыскному процессу, проводимому оперативными подразделениями правоохранительных органов.
     Основное  
внимание законодатель в 
К их числу относятся:
·лица, подготавливающие, совершающие 
или совершившие противоправные деяния, 
в том числе преступления, правонарушения, 
получение незаконных доходов. При этом 
встречается упоминание и о группах лиц, 
занимающихся противоправной деятельностью; 
·лица, по разным причинам разыскиваемые 
органами, осуществляющими ОРД; 
·граждане, сбор сведений о которых необходим 
в профилактических целях. 
  Помимо такого информационного элемента 
оперативно-розыскных данных, как физические 
лица, законодатель называет конкретные 
факты, события, процессы, охватываемые 
понятием оперативно-розыскной информации. 
В их числе такие категории, как сведения 
о преступлениях, противоправных деяниях, 
правонарушениях и преступной деятельности. 
При этом в оперативно-розыскных законах 
называются различные признаки, свойства 
и особенности, подчеркивающие качества 
указанных фактов и событий. Прежде всего 
констатируется то обстоятельство, что 
сведения о противоправных деяниях могут 
быть результатом оперативно-розыскного 
процесса. Например, указывается, что основанием 
для проведения оперативно-розыскных 
мероприятий служат сведения, ставшие 
известными, поступившие в орган, осуществляющий 
ОРД. С этой же целью используется такой 
термин, как первичная информация. Также 
называется и признак, подчеркивающий 
правовое  значение данных о противоправных 
деяниях с точки зрения возможности их 
использования для решения задач оперативно-розыскной 
деятельности. Например, что сведения 
о противоправной деятельности могут 
быть недостаточными для возбуждения 
уголовного дела, что указывает на необходимость 
осуществления оперативно-розыскных мероприятий 
по восполнению соответствующих пробелов. 
Помимо этого подчеркивается, что анализируемые 
сведения по своему содержанию предназначаются 
для информирования других правоохранительных 
органов.
   В оперативно-розыскных законах декларируется и разновидность 
оперативно-розыскной информации с точки 
зрения ее значения для решения задач 
оперативно-розыскной деятельности в 
виде сведений, имеющих значение для выявления 
и раскрытия преступления. Эта норма исключительно 
важна в силу рассредоточения оперативно-розыскной 
функции между различными оперативно-розыскными 
ведомствами, деятельность которых порой 
дублирует друг друга и приводит к возникновению 
многочисленных проблем. 
    В оперативно-розыскных законах 
выделяются и такие разновидности оперативно-розыскной 
информации с точки зрения их значения 
для решения задач оперативно-розыскной 
деятельности, как:
•сведения, позволяющие 
или необходимые для 
   Законодатель не поясняет, что 
это за сведения и каков их механизм применения 
для решения вышеуказанных проблем.   
Особое внимание законодатель в оперативно-розыскном 
законе уделяет тем свойствам оперативно-розыскных 
данных, которые предопределяют их пригодность 
для использования в сфере уголовного 
процесса. Здесь выделяются сведения, 
удовлетворяющие определенным требованиям, 
установленным для соответствующих уголовно-процессуальных 
процедур. Исходя из этого, оперативно-розыскные 
данные дифференцируются на определенные 
виды в зависимости от их значения для 
уголовного процесса: 
• сведения, которые могут служить поводом 
(предлогом) для возбуждения уголовного 
дела;
данные, позволяющие успешно расследовать противоправные деяния (сведения об источниках доказательств; сведения, позволяющие подготовить и осуществить следственные действия, исполнить поручения следователя, указания прокурора, определение суда и т. п.).
  Таким образом 
законодатель в оперативно-
3.2  
Правовой порядок получения 
Условия добывания оперативно-розыскной информации можно разделить на общий и особый вид проведения оперативных мероприятий в интересах добывания оперативно-розыскной информации.
    Общий вид 
касается оперативно-розыскных 
Особый вид касается 
ОРМ, затрагивающих конституционные права объектов 
ОРД. Он предполагает не только наличие 
разрешения непосредственного руководителя 
оперработника, но и санкцию надзирающей 
инстанции.                    
3.3Фиксация 
оперативно-розыскной 
Результаты оперативно-
  Оперативно-служебные 
документы, отражающие 
а) дел оперативного учета;
б) информационно-поисковых систем;
        
в) автономных досье и 
    Законность проведения оперативно 
- розыскного мероприятия, а следовательно, 
и возможность использования его результатов 
в уголовно - процессуальном доказывании 
предполагает не только наличие надлежащей 
компетенции органа, осуществляющего 
оперативно - розыскную деятельность, 
но и то, что конкретное оперативное мероприятие 
должно быть предусмотрено ст. 6 Закона 
РФ "Об оперативно - розыскной деятельности" 
(далее - Закон об ОРД).
Перечень оперативно - розыскных мероприятий может изменяться только федеральным законом.
Значительную сложность на практике представляет проверка органом, осуществляющим уголовное судопроизводство, соблюдения установленного для каждого оперативно - розыскного мероприятия порядка документирования его результатов.
Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как оперативно - розыскное мероприятие, независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативного работника. Причем гласный опрос может представлять собой и оперативно - розыскное действие. Субъектом опроса как розыскного действия, предусмотренного УПК, является орган дознания. Субъектом же гласного опроса - оперативно - розыскного действия - выступает оперативный работник. В последнем случае опрос может проводиться и до возбуждения уголовного дела. Только при гласном опросе граждан в качестве действия целесообразно получать от них разрешение задавать им вопросы, а при необходимости - подтвердить сообщенные сведения в письменных объяснениях.
Следует исходить из того, что объяснения граждан, протоколы принятия устных заявлений и сообщений о преступлениях являются процессуальными документами, составляющимися в рамках уголовно - процессуальной, а не оперативно - розыскной, деятельности. Поэтому результаты опроса - оперативно - розыскного мероприятия должны находить отражение в справке оперативного работника, которая не имеет самостоятельного доказательственного значения. Доказательствами в данном случае могут быть признаны показания самого оперативного работника либо "опрошенного" лица после допроса его в качестве свидетеля.
Наведение справок характеризуется как гласное ознакомление с документами, содержащими информацию, имеющую значение для решения задач, определенных Законом об ОРД. При необходимости оперативный работник вправе использовать документы прикрытия. Юридически данное оперативно - розыскное мероприятие относится к компетенции органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, а розыскные действия в виде направления запросов с целью получения каких-либо справок или непосредственное ознакомление с документами учреждения, организации, предприятия входят в содержание процессуальных полномочий следователя (лиц, производящих дознание).
Если наведение справок выразилось в форме запроса, направленного за подписью представителя оперативного аппарата в государственное учреждение, на который получен официальный ответ в письменном виде, то этот документ может быть приобщен к уголовному делу в качестве "иного документа", о котором идет речь в ст. 88 УПК. Если же результат наведения справки отражен в рапорте оперативного работника, то полученные им сведения носят исключительно ориентировочное значение.
Сбор образцов для сравнительного исследования представляет собой оперативно - розыскной аналог следственного действия, предусмотренного ст. 186 УПК, именуемого получением образцов для сравнительного исследования. Данное мероприятие преследует цель обеспечения возможности непроцессуального исследования предметов и документов. Характер сбора образцов для сравнительного исследования как оперативно - розыскного мероприятия зависит прежде всего от того, какие образцы необходимо получить (почерка, отпечатков пальцев и т.д.).
Гласный и негласный характер сбора образцов в рамках оперативно - розыскной деятельности четко отграничен от аналогичного следственного действия.
Получение образцов для сравнительного исследования предназначается для проведения другого оперативно - розыскного мероприятия - исследования предметов и документов, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД. Изыматься в данном случае могут только те предметы и документы, которым предстоит стать образцами и в таком качестве подвергнуться исследованию в рамках оперативно - розыскной деятельности. Если же какие-то предметы, сохранившие следы преступления, были получены, например, для негласного опознания как краденые, то такое оперативно - розыскное мероприятие будет незаконным и ни о каком правовом использовании их в качестве доказательств не может быть и речи. Поскольку правовые гарантии для сбора образцов, предназначенных для сравнительного исследования в качестве оперативно - розыскного мероприятия, не предусмотрены, то такие образцы не могут стать в последующем объектом исследования в рамках судебной экспертизы и иметь доказательственное значение.
Если бы закон прямо предусматривал возможность использования при проведении судебной экспертизы образцов, полученных при соблюдении определенных гарантий в ходе оперативно - розыскной деятельности, то это позволило бы во многих случаях получать заключение экспертиз по результатам сравнительных исследований, имеющих большое значение в доказывании совершения преступлений и изобличении виновных.
Закон об ОРД предусматривает два вида проверочных закупок (в Законе об ОРД 1992 года это оперативно - розыскное мероприятие именовалось контрольной покупкой): касающихся предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, и находящихся в свободном обращении. При наличии оснований для проверочной закупки первого вида в соответствии со ст. 8 Закона об ОРД должно быть вынесено мотивированное постановление, утверждаемое руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность. Для других случаев проверочных закупок такого постановления не требуется. Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесения постановления, явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации либо свободный оборот которых ограничен, то результаты такого оперативно - розыскного мероприятия как проведенного с нарушением закона не будет иметь доказательственного значения.