Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:13, дипломная работа
Банкротство как явление социально-экономической действительности возникло в связи с необходимостью установления справедливого порядка распределения имущества несостоятельного должника для удовлетворения требований его кредиторов. Современные реалии между тем свидетельствуют о необходимости наряду с достижением основной цели института банкротства учитывать в правовом регулировании и макроэкономический аспект, связанный как с сохранением бизнеса должников, испытывающих временные финансовые трудности, так и с ликвидацией неэффективных организаций, несостоятельность которых является тормозом для экономического развития и торгового оборот
Введение 3
Глава I. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц 6
§1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица 6
§2. Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридического лица 19
Глава II. Искажение назначения несостоятельности (банкротства) юридического лица 25
§1. Фиктивность и преднамеренность банкротства: основания и меры воздействия 25
§2. Экономическое понятие «рейдерство» и правовые средства воздействия 35
§3. Привлечение к субсидиарной ответственности участников (учредителей) и других лиц, действия которых привели к банкротству юридического лица 38
Заключение 50
Список использованной литературы 55
Следует признать верным тезис: сама совокупность, которая образуется отдельными фактами, находит свое юридическое существование лишь в фактах, ее составляющих. Юридический состав несостоятельности может быть оценен юридически только в случае рассмотрения его как совокупности юридически значимых фактов.
Вместе с тем следует признать, что отдельные элементы состава несостоятельности сложны и объемны и могут быть, в свою очередь, рассмотрены в качестве самостоятельных юридических составов.
В доктрине данный вопрос не является предметом детального исследования, вместе с тем некоторые авторы анализируют отдельные аспекты этой проблемы. В частности, Г.Ф. Шершеневич, не рассматривая несостоятельность в качестве юридического состава, говорил «об условиях несостоятельности», к числу которых ученый относил: наличие платежной неспособности и неоплатности; наличие судебной санкции и стечение кредиторов17.
В.Ф. Попондопуло, анализируя данную проблему, приходит к выводу о том, что для признания должника несостоятельным (банкротом) необходимо наличие признаков несостоятельности (внешних и сущностных), а также факта признания несостоятельности арбитражным судом18.
Заслуживает внимания точка зрения И.В. Ершовой по данному вопросу. Акцентируя внимание на признаках несостоятельности (банкротства) и классифицируя их по различным основаниям (первая группа - формальные, вторая группа - процессуальные, третья группа - содержательные), автор утверждает, что «для трансформации неплатежеспособности в несостоятельность необходимо официальное признание ее судом или объявление должником»19.
Дифференцируя признаки инициирования и признаки банкротства, М.В. Телюкина полагает, что «признаками, достаточными для признания юридического лица банкротом, являются по общему правилу факт наличия задолженности (любой суммы) и срок ее неисполнения; в порядке исключения - когда принят критерий неоплатности - необходимы еще и доказательства превышения суммы обязательств над стоимостью имущества должника. Следовательно, при уменьшении в процессе рассмотрения дела размера задолженности до уровня меньше минимального суд должен исходить из признаков банкротства и, если они есть, признать должника банкротом»20.
Для признания должника несостоятельным (банкротом) необходим юридический состав, включающий в себя:
1)
наличие признаков
2)
совершение определенных
3)
отсутствие оснований для
4)
соответствующее решение
Под признаками несостоятельности (банкротства) следует понимать необходимую совокупность юридических фактов, предоставляющих суду возможность инициировать дело о несостоятельности и впоследствии при наличии определенных оснований вынести решение о признании должника банкротом. По смыслу ст. 3 Закона о несостоятельности 2002 г. к числу таких признаков относятся, во-первых, неспособность должника исполнить денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей, во-вторых, факт их неисполнения в течение трехмесячного срока с даты, когда они должны были быть исполнены. В числе признаков банкротства законодатель не называет размер неисполненного обязательства, из чего следует, что размер долга не имеет юридического значения для признания должника банкротом.
Второй элемент юридического состава - совершение определенных процессуальных действий - также характеризуется сложной структурой, что дает основание рассматривать его, в свою очередь, в качестве неоднородного фактического состава, включающего в себя:
1) наличие вступивших в законную силу решений суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требование кредитора к должнику;
2)
наличие доказательств
3)
истечение 30 дней со дня направления
решения суда или
4)
факт принятия арбитражным
5)
признание арбитражным судом
обоснованными требований
Третьим
обязательным элементом фактического
состава несостоятельности
Процессуальные составляющие данного элемента с точки зрения юридической техники также достаточно сложны. К их числу могут быть отнесены:
1)
непринятие собранием
2)
отсутствие возможности
3)
отсутствие ходатайства
4)
непредставление должником
5)
отсутствие оснований для
6)
непринятие собранием
7) непредставление внешним управляющим плана внешнего управления (в том числе представление этого плана за рамками четырехмесячного срока, предусмотренного Законом);
8)
отсутствие оснований для
9)
отсутствие оснований для
Четвертым элементом юридического состава несостоятельности является соответствующее решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Критерий реальной задолженности является сегодня ключевым для определения процедуры несостоятельности (банкротства), подлежащей применению к должнику при рассмотрении арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве). Вместе с тем в настоящее время быстрая и относительно простая процедура возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) с использованием критерия неплатежеспособности представляется довольно опасной, поскольку может нанести определенный вред формирующемуся институту частной собственности.
В связи с этим необходимым представляется законодательное закрепление принципа реальной платежеспособности должника, обеспечивающего функционирование предприятия в интересах общества. Не изменяя критерия неплатежеспособности, целесообразно дополнить существующий перечень документов, необходимых для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), актом судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания долга.
Анализ особенностей
Законодательное установление максимального двухлетнего срока процедуры финансового оздоровления для всех предприятий довольно слабо обосновано. Ведь предприятия могут иметь различный статус (стратегическое, градообразующее, фермерское хозяйство). Неодинакова их значимость для экономики страны21.
Представляется обоснованным и направленным, с одной стороны, на реальное соблюдение прав и учет интересов кредиторов и должников, а с другой - на предотвращение случаев так называемого банкротного рейдерства (целью которого в большинстве случаев является намеренное дробление предприятия и его последующая продажа по частям) введение в рамках конкурсного производства процедуры учета мнения должника, касающейся проведения торгов (конкурса) по продаже имущества предприятия и определения способа такой продажи. Данная процедура позволит должнику в ходе заседания изложить суду свое мнение о целесообразности распродажи имущества предприятия по частям или целиком, а суду с учетом мнения должника - вынести законное и объективное решение.
Следует признать необходимым
с точки зрения соблюдения
интересов и обеспечения прав
кредиторов в процессе
Построение эффективной модели управления в системе банкротства является одной из насущных задач правотворчества. Модификация управления, обусловленная ориентирами законодателя на сбалансированность интересов в целях обеспечения устойчивости экономического оборота и развития свободной конкуренции, исключении из оборота неплатежеспособных хозяйствующих субъектов и поддержании тех, для которых финансовые трудности являются временным явлением, стала определяющим фактором в процессе совершенствования законодательства о банкротстве.
Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»22 заложил основы современной модели управления, несмотря на отдельные недочеты, связанные с ущемлением прав и законных интересов кредиторов и должника (концентрация управленческих полномочий в руках арбитражного управляющего). Заслуга этого нормативного акта, несовершенного по своей природе и не отвечавшего современному уровню развития рыночных отношений, состояла в том, что с его принятием был возрожден институт банкротства и задан импульс для последующего совершенствования правового регулирования конкурсных отношений. Однако, закон не получил широкого применения, так как весь понятийный аппарат в нем был подогнан под старое законодательство, кроме того, практика быстро выявила в нем существенные недостатки. Так, в качестве критерия банкротства Закон предписывал использовать превышение суммы задолженности над суммой активов, что сделало практически невозможным банкротство множества должников с высокими, но не ликвидными активами23.
Федеральный закон от 08.01.1998 года №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»24 расширил сферу управленческих решений и действий кредиторов (прежде всего, за счет усиления регулятивной и контрольной функций), что привело вместе с тем к пресловутому «переделу собственности» с помощью механизма банкротства. Ожидалось, что «применение нового Закона будет способствовать достижению целей конкурсного права и процесса на более высоком качественном уровне»25. Однако опыт применения Закона о банкротстве 1998 года показал, что задача возрождения института несостоятельности на качественно новом уровне не была решена полностью. Для более эффективного решения задач конкурсного процесса нужен был новый законодательный акт.
Ныне действующий Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»26 ввел ограничения управляющего воздействия кредиторов и арбитражного управляющего за счет допуска должника (участников должника) к управлению (например, по вопросам согласования мер по восстановлению платежеспособности, составления и реализации плана финансового оздоровления). Ожидания, связанные с новым, более совершенным законом, отвечающим современному развитию института несостоятельности (банкротства), не оправдались. Отмечая существенные достоинства закона, В.В. Витрянский в то же время указывает, что «он содержит ряд новелл, появление которых никак не может быть объяснено целью устранения недостатков в действующем законодательстве. Более того, некоторые новые законоположения при их реализации могут породить такие проблемы, с которыми не сталкивались ни должники, ни кредиторы, ни арбитражные суды»27. Это говорит о необходимости продолжения реформы правового регулирования конкурсных отношений. Динамичное развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) создает потребность в дальнейшем проведении научно-исследовательской работы в этой области. Поэтому особая актуальность исследования предопределена уже тем, что процесс реформирования института несостоятельности (банкротства) не завершен.
Информация о работе Несостоятельность (банкротстве) юридических лиц