Жилищный и жилищно-строительный кооперативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение организационной деятельности в жилищном и жилищно-строительном кооперативах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
дать общую характеристику жилищному и жилищно-строительному кооперативам как юридическим лицам;
рассмотреть правовую основу участия гражданина в кооперативах;
рассмотреть организацию жилищного и жилищно-строительного кооперативов;
рассмотреть деятельность жилищного и жилищно-строительного кооперативов;
рассмотреть реорганизацию и ликвидацию жилищного и жилищно-строительного кооперативов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
История появления и становления жилищных и жилищно-строительных кооперативов в России…………………………………….5
Общая характеристика жилищных и жилищно-строительных кооперативов как юридического лица……………………………………9
Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов:……………………………………………………………..14
Правовая основа участия граждан в кооперативах………………15
Создания и государственная регистрация жилищных и жилищно-строительных кооперативов………………………………………18
Ликвидация и реорганизация жилищных и жилищно-строительных кооперативов………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ 2.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Под государственной регистрацией юридических  лиц следует понимать акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Начиная с 1.07.2002 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, являлось МНС РФ (в настоящее время - Федеральная налоговая служба).

     Данные  государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего  ознакомления. Принципы ведения государственного реестра, его содержание, порядок предоставления и условия получения сведений, содержащихся в указанном реестре, установлены ст. 4-7 гл. II ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц».

     За  государственную регистрацию юридических  лиц уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей (ст. 333.33 гл. 25.3 НК РФ).

     Правила, установленные в ст. 8-11 гл. III ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, и применяются в случаях, предусмотренных другими главами указанного Федерального закона: а) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем учреждения (гл. IV); б) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем реорганизации (гл. V); в) государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре (гл. VI); г) государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (гл. VII).

     Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц.

     Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

     Документы представляются в регистрирующий орган  уполномоченным лицом непосредственно  или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при  его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.

     Требования  к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены  постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению».

     Уполномоченным  лицом (заявителем) могут являться:

    1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
    2. учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
    3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
    4. конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
    5. иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
    6. Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством России данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
    7. Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

     Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

     Нотариальное  удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных  федеральными законами.

     В соответствии со ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

 а)  подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

 б)  решение о создании юридического  лица в виде протокола, договора  или иного документа в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

 в)  учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

 г)  выписка из реестра иностранных  юридических лиц соответствующей  страны происхождения или иное  равное по юридической силе  доказательство юридического статуса  иностранного юридического лица - учредителя;

 д)  документ об уплате государственной  пошлины.

     Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей  записи в Единый государственный  реестр юридических лиц.

     Моментом  государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

     Регистрирующий  орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной  регистрации выдает (направляет) заявителю  документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующий орган представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ20.

     Факт  государственной регистрации завершает процедуру создания жилищного или жилищно-строительного кооператива и означает возникновение нового юридического лица - субъекта гражданских и жилищных правоотношений. Как уже отмечалось, с момента государственной регистрации кооператива возникают также правовые отношения членства в кооперативе для учредивших его лиц (правовое положение членов жилищных кооперативов подробнее будет рассмотрено ниже).

     Необходимо  обратить внимание на то, что с 1.07.2002 г. налоговый орган, совершивший  государственную регистрацию юридического лица при его создании, осуществляет постановку такого юридического лица на учет в качестве налогоплательщика. Поэтому одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании (путем учреждения или в результате реорганизации) и комплектом документов, представляемых при государственной регистрации, о которых говорилось выше, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории России. На основании указанных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе должно ему выдаваться (направляться) в течение пяти дней со дня государственной регистрации21.

 

    3.3. Реорганизация   и ликвидация жилищного  и жилищно-строительного  кооперативов. 

     Статьи 122 и 123 ЖК РФ устанавливают правила  о реорганизации и ликвидации жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

       Понятие «реорганизация» означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в ст. 58 ГК РФ.

       Преобразование жилищного кооператива  представляет собой изменение  организационной формы такого  кооператива, в результате которого  возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством. Решение о добровольном преобразовании жилищного кооператива принимает общее собрание его членов (конференция).

       Для такой формы реорганизации  жилищного или жилищно-строительного  кооператива, как его преобразование, Кодекс в императивной норме установил ограничение: указанный кооператив может быть преобразован только в товарищество собственников жилья. В соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме22.

       Подчеркнем, что указанное ограничение  реорганизации в форме преобразования  в другую организационно-правовую  форму действует только для  кооперативов, деятельность которых  регулируется статьями раздела V ЖК РФ. Однако и другие специализированные потребительские кооперативы могут быть ограничены в возможностях преобразования. Например, допускается преобразование жилищного накопительного кооператива только в жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или в товарищество собственников жилья, а в юридическое лицо иной организационно-правовой формы - лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами23.

       В определенных случаях жилищные  и жилищно-строительные кооперативы  обязаны осуществить реорганизацию в форме преобразования. Например, в соответствии с Вводным законом, жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежат преобразованию в товарищество собственников жилья либо ликвидации. В этом случае кооперативы освобождаются от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений их правового статуса. По истечении указанного срока кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

       Данное положение Вводного закона  объясняется тем, что в случаях,  когда все члены жилищного  или жилищно-строительного кооператива  полностью внесут паевые взносы  за предоставленные соответствующим кооперативом жилые помещения, указанные помещения переходят в собственность членов кооператива. Таким образом достигается основная цель деятельности кооператива, ради которой он был создан - обеспечение потребности членов кооператива в жилье, и такой кооператив может быть ликвидирован24, если не осуществит преобразование по правилам ст. 122 ЖК РФ и ст. 57-60 ГК РФ.

       Жилищный кооператив считается  реорганизованным в форме преобразования  с момента государственной регистрации  вновь возникшего товарищества собственников жилья25.

       Ликвидация жилищных и жилищно-строительных  кооперативов осуществляется по  основаниям и в порядке, которые  являются общими для всех юридических  лиц и установлены в ст. 61-65 ГК РФ.

       Главное отличие ликвидации юридического лица от его реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей, например, ликвидированного кооператива к другим субъектам. Поэтому при добровольной или принудительной ликвидации жилищный или жилищно-строительный кооператив прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота26.

Информация о работе Жилищный и жилищно-строительный кооперативы