Возникновение и прекращение деятельности юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

В качестве цели данной курсовой работы мы выделяем анализ отношений возникновения и прекращения юридического лица, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи, а именно:
- определить место возникновения и прекращения юридического лица в системе гражданско-правовых обязательств;
- дать понятие и выявить основные характеристики возникновения и прекращения юридического лица;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Понятие и признаки юридического лица 3
Глава 2. Возникновение юридического лица 7
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц 14
2.2. Общие требования к учредительным документам юридических лиц 16
2.3. Документы, необходимые при первичной регистрации юридических лиц 17
2.4.Открытие накопительного счета 18
2.5. Постановка на учет юридического лица в различных органах 25
2.6. Открытие расчетного счета 25
Глава 3. Прекращение юридического лица 27
3.1. Процедуры банкротства: 40
Наблюдение 40
Финансовое оздоровление 47
Внешнее управление 52
Конкурсное производство 56
Глава 4. Реорганизация юридического лица 65
Заключение 71
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 124.26 Кб (Скачать)
  1. Инвентаризация имущества организации;
  2. Составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;
  3. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
  4. Анализ и оценка дебиторской задолженности и разработка мероприятий по ее взысканию;
  5. Анализ и характеристика кредиторской задолженности;
  6. Подготовка сведений о размерах и составе активов организации;
  7. Определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;
  8. Определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;
  9. Установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;
  10. Список увольняемого персонала ликвидируемой организации;
  11. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей; если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;
  12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
  13. Подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;
  14. Закрытие счетов в банках;
  15. Передача на хранение в архив документов по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний общества; прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

       На основании ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают  порядок и сроки ликвидации в  соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

    В соответствии со ст. 20 Федерального закона  "О государственной регистрации  юридических лиц" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие  решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить  об этом регистрирующий орган по месту  нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о  ликвидации юридического лица. При  этом форма указанного уведомления  предусмотрена постановлением Правительства  Российской Федерации.24

    Кроме того, налогоплательщики-организации  обязаны письменно сообщать в  налоговый орган по месту учета  о ликвидации в срок не позднее  трех дней со дня принятия такого решения. На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации  юридического лица, публикацию о его  ликвидации и о порядке и сроке  заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.    

    Ликвидационная  комиссия принимает меры к выявлению  кредиторов и получению дебиторской  задолженности, а также письменно  уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания  срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс назначением, которого является предварительное определение соотношение  имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или  его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту организацию.

    Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам                   предусмотрен ст.855 ГК и содержит два  варианта:

  1. если денежных средств достаточно для оплаты всех долгов, то они оплачиваются по мере их поступления (п.1 ст.855 ГК);
  2. при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной п.2 ст.855 и включающий в себя пять очередей.

    Если  юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией  требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имущество  распродается с публичных торгов.25

    Если  имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для  исполнения судебных решений.

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности26 в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

    На  основании п. 5 ст. 84 Налогового кодекса  Российской Федерации в случае ликвидации организации снятие с налогового учета производится налоговым органом  по заявлению налогоплательщика  в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

      При этом п. 5.4 Порядка и условий  присвоения, применения, а также  изменения идентификационного номера  налогоплательщика, утвержденного  приказом ФНС России определено, что основанием для снятия  с учета является:

  1. Заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, форма которого утверждена указанным приказом ФНС России, и наличие в налоговом органе представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации в соответствии с положениями статей 61-63 ГК РФ:
  2. распорядительного документа (решения, постановления, приказа) учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного органа либо решения суда о ликвидации;
  3. распорядительных документов о создании ликвидационной комиссии и о порядке и предполагаемом сроке ликвидации;
  4. объявления в средствах массовой информации (периодических                  изданиях) о ликвидации организации;
  5. промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;
  6. ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

    Одновременно  с заявлением о снятии с учета  в налоговый орган представляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации  и все уведомления о постановке на учет организации в налоговых  органах по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества  и транспортных средств.

    В соответствии со ст. 22 Закона N 129-ФЗ государственная  регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом  по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через  два месяца с момента помещения  в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о  ликвидации юридического лица. При  этом документы27, а именно:

    а) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении  подтверждается, что соблюден установленный  федеральным законом порядок  ликвидации юридического лица, расчеты  с его кредиторами завершены  и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным  законом случаях;

    б) ликвидационный баланс

    в) документ об уплате государственной  пошлины.

    представляются  в регистрирующий орган после  завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для  государственной регистрации в  связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном  ст. 9 Закона N 129-ФЗ Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в  государственный реестр. Регистрирующий орган выдает свидетельство о  ликвидации общества, а также письмо о снятии с налогового учета. С  момента исключения из Единого государственного реестра и общество считается  прекратившим свое существование. Ликвидационная комиссия подает копии свидетельства  о ликвидации общества в налоговый  орган, внебюджетные фонды.

    Принудительная  ликвидация юридического лица осуществляется помимо воли участников организации, точнее – по волеизъявлению третьих лиц. Главными причинами принудительной ликвидации юридического лица  являются ситуации:

  1. Если, при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер.
  2. Ликвидация предприятия проводится, если юридическое лицо работает без разрешения (лицензии) или осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. Юридическое лицо можно ликвидировать, если оно осуществляет свою деятельность с иными нарушениями закона или правовых актов28.

    Основанием  для принудительной ликвидации юридического лица является решение суда. Естественно, суд не может вынести такое  решение по собственной инициативе. Соответствующий иск может быть предъявлен уполномоченным государственным  органом, то есть тем государственным  органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

    Вопрос  о том, кто вправе инициировать судебное разбирательство, вызывает естественный интерес со стороны юридических  лиц. Учитывая, что наиболее часто  им приходится иметь дело с органами ФНС России, основную угрозу предъявления иска о ликвидации «предприниматели»  видят именно со стороны налоговых  органов.

    Действительно, согласно НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах регулирует отношения в сфере налогообложения и налогового контроля (статья 2 НК РФ). Следовательно, полномочия, предусмотренные подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ, могут использоваться налоговыми органами исключительно для решения возложенных на них задач в сфере налоговых правоотношений.

    В то же время не следует забывать, что компетенция налоговых органов  не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах. На налоговые  органы возложен целый ряд задач, вытекающих из "смежных" законодательных  актов. Речь идет, в частности о:

  1. Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях,
  2. Федеральном Законе "О государственной регистрации юридических лиц",
  3. Федеральном Законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

    В связи с этим не выглядит дублированием  подпункта 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ наделение  налоговых органов правом инициировать принудительную ликвидацию юридических лиц содержащееся в пункте 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О, налоговых органах Российской Федерации". В любом случае, при оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того, насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определенной конкретным актом законодательства. В целом ряде случаев иски о ликвидации юридических лиц могут предъявляться иными государственными органами (Центральным банком Российской Федерации, органами внутренних дел, таможенными органами, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы госнаркоконтроля) и др.), а также органами местного самоуправления. При этом право государственного органа на иск о ликвидации юридического лица должно корреспондировать с компетенцией этого государственного органа. Универсальным правом на предъявление подобных исков обладают органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов.

Информация о работе Возникновение и прекращение деятельности юридического лица