Возникновение и прекращение деятельности юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

В качестве цели данной курсовой работы мы выделяем анализ отношений возникновения и прекращения юридического лица, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи, а именно:
- определить место возникновения и прекращения юридического лица в системе гражданско-правовых обязательств;
- дать понятие и выявить основные характеристики возникновения и прекращения юридического лица;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Понятие и признаки юридического лица 3
Глава 2. Возникновение юридического лица 7
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц 14
2.2. Общие требования к учредительным документам юридических лиц 16
2.3. Документы, необходимые при первичной регистрации юридических лиц 17
2.4.Открытие накопительного счета 18
2.5. Постановка на учет юридического лица в различных органах 25
2.6. Открытие расчетного счета 25
Глава 3. Прекращение юридического лица 27
3.1. Процедуры банкротства: 40
Наблюдение 40
Финансовое оздоровление 47
Внешнее управление 52
Конкурсное производство 56
Глава 4. Реорганизация юридического лица 65
Заключение 71
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 124.26 Кб (Скачать)

 

    

Глава 2. Возникновение  юридического лица

 

    Любое предприятие как юридическое  лицо в соответствии с Гражданским  Кодексом РФ, независимо от организационно-правовой формы, обладает одинаковыми с другими  предприятиями правами. Значительные  различия заключаются в правах учредителей (участников, акционеров) юридического лица и должен определять выбор той  или иной организационно-правовой формы  предприятия.

    Юридические лица могут создаваться только в  одной из организационно-правовых форм6, предусмотренных законом. Гражданским кодексом РФ установлен закрытый перечень следующих организационно-правовых форм коммерческих организаций (создаются только для одной цели – извлечения прибыли.), подлежащих государственной регистрации при возникновении или изменении их правового статуса:

    1. Хозяйственные товарищества (ст. 66-68), подразделяющиеся на полные товарищества (ст. 69-81) и товарищества на вере (коммандитные товарищества) (ст. 82-86);

    2. Хозяйственные общества, подразделяющиеся на общества с ограниченной ответственностью (ООО) (ст. 87-94), общества с дополнительной ответственностью (ст. 95), открытые и закрытые акционерные общества (ст. 96-104);

    3. Производственные кооперативы (ст. 107-112);

    4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), подразделяющиеся на унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия) (ст. 115), и унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114).

    Что касается некоммерческих организаций, то они согласно ГК РФ могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных как самим ГК, так и другими законами.

    В открытый перечень некоммерческих организаций  входят:

  1. Потребительский кооператив (ст. 116);
  2. Общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 117);
  3. Фонды (ст. 118 и 119);
  4. Учреждения, финансируемые собственником (ст. 120);
  5. Объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов (ст. 120-123).

    Предприятия могут создаваться как гражданами – физическими лицами, так и  другими организациями – юридическими лицами. В момент организации предприятия  те, кто принимает решение о  его создании, будут по отношению  к этому предприятию учредителями, при этом не важно, в какой организационно правовой форме предприятие создается. Большое значение имеет вопрос о  регистрации юридического лица. Государство  предусматривает возможность создания его как субъекта права только в установленном им порядке.

    В зависимости от характера участия  государственных органов в регистрации  юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие  способы образования юридических лиц7:

    Распорядительный  порядок  характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется, это явление можно объяснить тем, что главная роль государства - обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта желания учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.8 За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.9 Однако, в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.

    Другим  способом образования юридического лица называют разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности10, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для  создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа - ГКАП. Практически такое же согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда.11 В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

    Правило второго абзаца пункта 1  статьи 51 Кодекса устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, который, в свою очередь, является третьим способом образования юридического лица - регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.

    Значение  государственной регистрации юридических  лиц, ее рациональной организации, полноты  единого реестра юридических  лиц, достоверности содержащихся в  нем сведений и их открытости для  любого заинтересованного лица чрезвычайно  велико. Только такая регистрация  обеспечивает возможность получения  необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных  операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку  регистрируются и изменения правового  статуса юридических лиц12. Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации13, и с этой даты возникает его правоспособность14.

    Одним из требований, предъявляемых законом  к созданию и деятельности коммерческого  юридического лица, является наличие  у него учредительных документов. Учредительные документы – это  своеобразная визитная карточка предприятия. В них содержится полная информация о предприятии: его наименование, место нахождения, учредители, порядок  управления предприятием и другие сведения, предусмотренные главой 4 Гражданского Кодекса РФ и законом для юридических  лиц соответствующего вида. Для ООО  – это Федеральный закон «Об  обществах с ограниченной ответственностью»  № 14-ФЗ от 08.02.98г. Для ЗАО – это  Федеральный закон «Об акционерных  обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95г.

    Учредительные документы юридического лица имеют  две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения, в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц.15Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.

    Основным  учредительным документом предприятия  является устав предприятия. Текст Устава утверждается либо решением учредителя предприятия (в том случае, если учредитель единственный), либо решением общего собрания учредителей в форме протокола (в том случае, если учредителей несколько). Соответствующая запись об утверждении Устава делается на титульном листе Устава предприятия.

    Регистрирующий  орган предъявляет очень высокие  требования к тексту учредительных  документов. Если текст учредительных  документов не соответствует законодательным  актам или недостаточно полно  отражает изложенные в них нормы, то это может являться основанием для отказа в регистрации предприятия. Документы также должны быть определенным образом оформлены. Ниже приведены общие требования к оформлению учредительных документов, предоставляемых в ИФНС.

    1. Учредительные документы должны  быть отпечатаны на печатной  машинке либо с помощью компьютерной  техники.

    2. Учредительные документы не должны  содержать ошибок, подчисток или  исправлений.

    3. Учредительные документы должны  быть пронумерованы, начиная с  титульного листа, прошиты прочными  нитками, концы которых должны  быть завязаны с обратной стороны  документа и проклеены небольшими  листочками бумаги.

    4. При наличии в числе учредителей  юридических лиц, документ может  быть опечатан с обратной стороны  печатью одного из юридических  лиц.

    Необходимо  отметить, что вопрос о юридическом  адресе предприятия является одним  из самых важных в процессе регистрации  юридического лица. Сейчас вместо понятия  «юридический адрес» употребляется  понятие «место нахождения». Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается  офис фирмы, орган управления данного  юридического лица. И именно этот адрес  должен фигурировать в уставе предприятия  как адрес его места нахождения.

    В качестве адреса места нахождения юридического лица можно использовать домашний адрес  учредителя, который имеет местную  прописку. Это разрешено только для предприятий – субъектов малого предпринимательства.                    

    Субъектом малого предпринимательства считается  предприятие, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в котором численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    в промышленности – 100 человек;

    в строительстве 100 человек;

    на  транспорте – 100 человек;

    в сельском хозяйстве – 60 человек;

    в научно-технической сфере – 60 человек;

    в оптовой торговле – 50 человек;

    в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30 человек;

    в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности – 50 человек.16

    Завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация17, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

    В настоящее время регистрацию  юридических лиц осуществляют: Министерство юстиции РФ (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих  на территории РФ или за ее пределами); органы юстиции в субъектах РФ (в отношении общественных и религиозных  объединений, действующих на территории одного или нескольких (менее половины) субъектов РФ); Министерство РФ по делам  печати, телерадиовещания и средств  массовых коммуникаций (в отношении  средств массовой информации); Центральный  банк РФ (в отношении кредитных  организаций); Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (в отношении предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тыс. руб.); регистрационные палаты, созданные администрациями субъектов РФ, или специальные подразделения в администрациях субъектов РФ (в отношении всех остальных юридических лиц, находящихся в субъектах РФ).

    2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц

    Государственная регистрация является основополагающим условием функционирования любого юридического лица. Обязательность осуществления  государственной регистрации вновь  создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации18.

    В соответствии с п. 2 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ, юридическое  лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации. С этого же момента, согласно п. 3 ст. 41 части первой ГК РФ, возникает  правоспособность юридического лица, т.е. возможность иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным  в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью  обязанности.

Информация о работе Возникновение и прекращение деятельности юридического лица