Управление качеством жизни населения Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью научного исследования является разработка направлений регулирования качества жизни населения региона на основе комплексного подхода к факторам, влияющим на качество жизни населения.
В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
определить сущностную характеристику и структуру качества жизни населения региона;
изучить факторы, оказывающее влияние на изменение качества жизни;
дать характеристику качества жизни населения Республики Татарстан;
исследовать управление социальной сферой как основу регулирования качества жизни населения Республики Татарстан;
рассмотреть трансформацию регионального механизма регулирования качества жизни населения;
разработать направления регулирования качества жизни населения региона.

Файлы: 1 файл

исеп курсовая.docx

— 1.22 Мб (Скачать)

 

Структура работы определяется поставленной целью и вытекающими  из нее задачами исследования. Диссертация  состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы, приложений, содержит  14 таблиц. Цель и задачи исследования, а также  средства их решения определили логику построения и структуру работы. 

 

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной  работы, отмечается степень её научной  разработанности, определяются цель, задачи, область, объект и предмет исследования, теоретико-методологическая основа диссертации, характеризуется используемая информационная база, отмечается научная новизна  полученных результатов и их практическая значимость.

 

В первой главе «Теоретические основы управления качеством жизни  населения региона» особое внимание уделяется исследованию  сущностной характеристики и структуры качества жизни населения региона,  управления повышением качества жизни населения  региона. На основе проведенного исследования автором сделан вывод о необходимости  дополнения структуры качества жизни населения новым элементом – информационной обеспеченностью и доступностью – IТ-технологий.

 

Во второй главе  «Управление  качеством жизни населения Республики Татарстан» рассматривается социальная сфера как институт регулирования  качества жизни населения. Исследована трансформация регионального механизма регулирования качества жизни населения региона через реализацию приоритетных национальных проектов.  

 

В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационного исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ  НА ЗАЩИТУ

 

 

Уточнена структура качества жизни населения, включающая как  элемент информационную обеспеченность и доступность IT  технологий, что  позволяет объективно оценивать  качество жизни населения региона  в современной информационной экономике.

 

Для оценки степени готовности к широкому использованию информационно-коммуникативных  технологий в целях повышения  качества жизни  является индекс готовности регионов информационному обществу. По расчету Короткова А.В.  индекс готовности регионов к информационному  обществу в 2008 году показал, что первое место занимает Москва (6,29 балла), второе Санкт–Петербург (4,93 балла), третье –  Ямало-Ненецкий округ (4,14 балла), Республика Татарстан занимает 13 место с 3,39 баллами, последнее 84 место занимает Ингушетия с 1,50 баллами.   При  этом по данным Росстата  ИРЧП  Москвы в  2008 году составил  0,907, в Санкт-Петербурга – 0,848, Республики Татарстан   0,834 Республики Татарстан в 2008 году составил - 0,85, а Ингушетии -   0,19, что говорит о очень низком уровне качества жизни населения Ингушетии (ниже 0,50). Этот показатель является одним из самых низких по стране. Сравнивая индекс готовности регионов к информационному обществу с качеством жизни регионов, мы видим прямую зависимость.

 

 Показателем, оказывающим  весьма заметное дифференцирующее  влияние на информационную обеспеченность, является использование Интернета.  В России в 2008 году было им  охвачено 31,9% населения. Это в  2,5 раза ниже соответствующих  показателей в США (75,9%) и Германии (75,5%), хотя и выше в 3 раза, чем  на Украине и в 7 раз, чем  в Индии.   Заслуживают особого  внимания показатели использования  широкополосного Интернета, который  чаще всего используют профессионалы  и наиболее обеспеченные слои  населения. Именно пользователей  широкополосным Интернетом, считают  сегодня новым средним классом,  определяющим параметры качества  жизни населения страны.  Доля  обладателей широкополосного Интернета  в общей численности пользователей  Интернетом  России составляет 20%, а в общей численности населения  6,6%.

 

 В результате проведенного  анализа выявлено, что сегодня  доля пользователей Интернетом  коррелируется с численностью  среднего класса (31,9%), а доля обладателей  широкополосного Интернета с  численностью нового среднего  класса (6,6%) в стране. Обоснованность  данных выводов подтверждается   совпадением официальных оценок  масштабов среднего класса в  развитых странах и  доли населения, пользующегося Интернетом (например, 75% в США и Германии, около 30% - в России, 10,5% - на Украине) и  взаимосвязью качества  жизни населения в отдельных странах и доступности информационно-коммуникационных услуг. Численность населения, имеющего доступ к большинству разнообразных услуг, предоставляемых информационно-телекоммуникативными технологиями в России находится в диапазоне 6,6%, что по разным оценкам является долей нового среднего класса в России, а в диапазоне между 6,6 - 31,1 % находится средний средний класс, характеристики которого  позволяют судить о качестве жизни населения в информационной экономике. Остальная часть среднего класса имеет ограниченный доступ к ИКТ и в связи с этим может быть отнесена к уровню ниже среднего, что характеризует более низкий уровень качества жизни населения.

 

 Анализ показателей обеспеченности персональными компьютерами, доступности Интернета в расчете на 100 человек, ИРЧП, а также расходов ВВП на душу населения на  различных уровнях образования (табл. 1) позволил выявить их положительную корреляцию с численностью среднего класса в стране, т.е. является элементом качества жизни населения и характеризует качество жизни населения в условиях модернизации экономики.

 

 Таблица 1

 

 Доступ к информационным  технологиям, расходы ВВП на  образование

 

 и ИРЧП за 2008 год 

 

 Страна  

Кол-во

 

 Компьютеров

 

 на 100 чел. 

Пользователи интернет

 

 на 100 человек 

Расходы на образование,

 

 в 100 долларах

 

 на 1 человека 

Доля

 

 среднего класса,

 

 в % 

 

 

 

 

ИРЧП

 

Россия 

13,3 

31,9 

3,30 

16,5 

0,817

 

США 

78,7 

75,9 

24,35 

55 

0,956

 

Германия 

65,5 

75,5 

18,82 

61,5 

0,947

 

Украина 

4,6 

10,5 

1,56 

8,9 

0,796

 

Индия 

3,2 

4,5 

0,35 

13 

0,612

 

Польша 

16,9 

49 

6,20 

29 

0,880

 

 

При исследовании дифференциации доходов с использованием коэффициента Джини,  анализ данных таблицы 2 показывает обратную зависимость имущественного расслоения  и    доступности IT-технологий и образования, что  позволяет сделать вывод о  необходимости оценки качества жизни  населения с учетом этого параметра.

 

 Таблица 2

 

 Зависимость расходов  на образование, индекса Джини  и доступа к IT технологиям в  2008 году 

 

 Страна  

Расходы ВВП на образование, в % 

Индекс Джини,

 

 в % 

Количество компьютеров  на 100 человек 

 

 

ИРЧП

 

Россия 

3,8 

41,56 

13,3 

0,817

 

Германия 

4,6 

28,30 

65,5 

0,947

 

Китай 

1,91 

46,90 

5,6 

0,687

 

 

Формирование качества жизни  населения происходит на фоне трансформации  институциональной среды России, поэтому проблему его регулирования  следует рассматривать в контексте  осуществляемых институциональных  преобразований.  Это обусловлено  ростом взаимосвязанности и взаимозависимости  всех уровней экономики и характером функционирования различных институтов, регулирующих их деятельность.

Выявлен фактор, тормозящий развитие качества жизни населения  региона – самовоспроизводство бедности как элемент системы институциональной среды региона, для преодоления которого предложено использование политики по снижению масштабов бедности в зависимости от ее типа. 

 

 Федеральная служба  государственной статистики. Электронный  ресурс. Режим доступа www.gks.ru свободный  (дата обращения: 22.09.2011).

 

  В диссертации выявлен  фактор, тормозящий развитие качества  жизни населения региона –  самовоспроизводство бедности, как элемент системы институциональной среды региона – это низкий  уровень доходов, а именно заработной платы. Низкий уровень заработной платы замедляет воспроизводство трудовых ресурсов, ограничивает мотивацию к более производительному труду, следовательно, и росту производства. Заработная плата является основным источником доходов жителей России и составляет  более трети их денежных доходов   в 2010 году. Динамика изменения состава денежных доходов населения РФ характеризуется неуклонным ростом доходов от оплаты труда в период с 2000 по 2010 г.г. (табл.3).

 

 Таблица 3

 

 Состав денежных доходов  населения РФ  

2000 

2005 

2010

 

В процентах к итогу

 

Денежные доходы, всего 

100 

100 

100

 

РФ 

РТ 

РФ 

РТ 

РФ 

РТ

 

в том числе: 

  

  

 

 

доходы от предпринимательской  деятельности   

15,4 

16,8 

11,4 

12,5 

9,7 

13,1

 

оплата труда 

36,5 

43,6 

39,6 

36,0 

41,2 

36,1

 

социальные выплаты 

13,8 

12,6 

12,7 

12,5 

14,9 

13,6

 

доходы от собственности 

6,8 

6,2 

10,3 

3,4 

6,5 

2,7

 

другие доходы (включая "скрытые", от продажи валюты, денежные переводы и пр.)  

27,5 

20,9 

26,0 

35,6 

27,7 

34,5

 

 

 Особенностью бедности  населения России является ее  распространенность     среди  работающего населения, так как  основным источником дохода является  оплата труда.  Бедность работающего  населения России провоцирует  самовоспроизводство бедности и отсутствие воспроизводства качественной рабочей силы, снижение качества человеческого капитала, увеличение численности экономически и политически неактивного населения.

 

 Из  данных Росстата  видно, что численность населения  с доходами ниже прожиточного  минимума снизилась в РФ до 17,9 млн. человек в 2010 году по  сравнению с 25,2 млн. человек  в 2000 году, в РТ до 304, 58 тыс.чел. в 2010 году по сравнению с 482, 4 тыс.чел. в 2005 году (табл.4), что характеризует положительную динамику роста качества жизни населения Республики Татарстан.

 

 Таблица 4

 

 Численность населения  с доходами ниже величины прожиточного  минимума  

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010

 

РФ 

РТ 

РФ 

РТ 

РФ 

РТ 

РФ 

РТ 

РФ 

РТ 

РФ 

РТ

 

Численность населения с  доходами

 

 ниже величины прожиточного  минимума, млн. чел.  

 

 

 

 

25,2 

 

 

 

 

0,48 

 

 

 

 

21,5 

 

 

 

 

0,37 

 

 

 

 

18,7 

 

 

 

 

0,33 

 

 

 

 

18,8 

 

 

 

 

0,32 

 

 

 

 

18,2 

 

 

 

 

0,31 

 

 

 

 

17,9 

 

 

 

 

0,3

 

В процентах от общей численности  населения 

 

 

17,7 

 

 

12,8 

 

 

15,2 

 

 

9,9 

 

 

13,3 

 

 

8,7 

 

 

13,4 

 

 

8,6 

 

 

13,0 

 

 

8,4 

 

 

12,6 

 

 

8,1

 

 

Выявлена тенденция роста  среди бедного населения людей, нежелающих работать с 6,3 % в 2009 году до 9,1% в 2011 году , что дополнительно аргументирует наше утверждение о развитии среди бедного населения субкультуры бедности. Доказано, что бедное население,  не имея достаточного уровня информационной обеспеченности и доступа к IT-технологиям и   вследствие низкого уровня образования, не имеет возможности активно участвовать в жизни общества, что резко снижает вероятность консолидированных    действий этой группы населения на институциональном рынке.

 

 На основе проведенного  исследования предложены меры  по сокращению уровня бедности, классифицированные по основным  ее типам и видам, что позволило  выделить наиболее эффективные,  соответствующие природе ее возникновения  меры. Доказано, что политика снижения  бедности зависит от ее типа, что представлено в авторской  схеме на рисунке 1. Именно государство  должно прикладывать наибольшие  усилия по разрыву порочного  круга нищеты, т.к. механизм рынка  будет способствовать усилению  бедности и неравенства.  При   разработке региональной модели  сокращения уровня бедности необходимо  учитывать специфику каждого  региона, что позволит дифференцированно  рассматривать проблему бедности  населения в зависимости от  множества факторов, на нее влияющих.

 

 

 

 

 

Доказано, что повышение  качества жизни населения Республики Татарстан обусловлено трансформацией регионального механизма институционального регулирования качества жизни населения через реализацию приоритетных национальных проектов.

 

На формирование общего похода к созданию   приоритетных национальных проектов в социальной сфере оказали  влияние следующие факторы: появление  значительных относительно свободных  ресурсов, сконцентрированных государством; уменьшение внешнего долга; устойчивая тенденция экономического роста  в стране  (с 1998 по 2005 г.г.  темпы роста ВВП превышали 6%, а промышленного производства – 3-4%).  К 2005 году  сформировалась идея приоритетных национальных проектов. В этот период образование, здравоохранение, доступное жилье и сельское хозяйство становятся приоритетны- ми и определяют качество жизни и формируют человеческий капитал, а так же  образованную и здоровую нацию.  По экспертным оценкам только прямые расходы федерального бюджета составили не менее 120 млрд. рублей в 2006 году и более 170 млрд. рублей в 2007 году.  В 2008 году финансирование приоритетных национальных проектов превысило 330 млрд. руб.  В 2006–2010 годах на   национальный проект «Образование» из бюджетов всех уровней было выделено более 280 миллиардов рублей. Показатели, характеризующие качество жизни населения РТ за 2005-2010 г.г. имеют положительную динамику (табл.5).

 

 Таблица 5

 

 Качество жизни населения  РТ 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010

 

Денежные доходы в среднем  на душу населения (в месяц) руб. 

7383,2 

9368,9 

11576,9 

14180,5 

15915,4 

18158,1

 

Величина прожиточн. минимума в среднем на душу населения 

 

 

2451 

 

 

2735 

 

 

3098 

 

 

3762 

 

 

4112 

 

 

Информация о работе Управление качеством жизни населения Республики Татарстан