Управление качеством жизни населения Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью научного исследования является разработка направлений регулирования качества жизни населения региона на основе комплексного подхода к факторам, влияющим на качество жизни населения.
В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
определить сущностную характеристику и структуру качества жизни населения региона;
изучить факторы, оказывающее влияние на изменение качества жизни;
дать характеристику качества жизни населения Республики Татарстан;
исследовать управление социальной сферой как основу регулирования качества жизни населения Республики Татарстан;
рассмотреть трансформацию регионального механизма регулирования качества жизни населения;
разработать направления регулирования качества жизни населения региона.

Файлы: 1 файл

исеп курсовая.docx

— 1.22 Мб (Скачать)

4554

 

Коэффициент фондов (коэффициент  дифференциации доходов), в разах 

14,0 

14,4

 

  

15,3 

15,4 

15,6 

15,9

 

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 

0,397 

0,401 

0,410 

0,411 

0,413 

0,415

 

Продолжительность жизни, лет 

68,0 

69,0 

69,4 

70,1 

70,8 

71,3

 

Обеспеченность жильем в  среднем  на одного жителя, кв.м 

20,5 

20,9 

21,3 

21,9 

22,1 

22,8

 

 

Одной из важнейших характеристик  качества жизни населения региона  является его здоровье и продолжительность  жизни. По итогам 2011 года в Республике Татарстан  зарегистрирован естественный прирост населения, который  составил (+)1,0 на 1000 населения (2010 г. - (-)0,2). Рост рождаемости  отмечается с 2006 года. За 5 лет рождаемость  возросла на 36,7%  с  9,8 в 2005г. до 13,4 в 2011г. В 2011г. родилось 50 824 ребенка, что на 2033 ребенка больше, чем в 2010г. (на 4,2%). Показатель уровня  смертности в 2011г.- самый низкий за последние 11 лет, и составил 12,4 на 1000 населения. За 2011г. умерло 47 072 чел., что на 2 658 чел. меньше, чем в 2010г. (49 730 чел.). Уровень младенческой смертности (МС) по республике за 2011г. снизился  на 11,9%, и составил 4,89 на 1000 детей, родившихся живыми (2010г. - 5,55).

 

 Доказано, что приоритетный  национальный проект  - это   новый институт в социальной  сфере, изменяющий качество жизни  населения и повышающий эффективность  социальной сферы. Установлены  отличительные особенности приоритетного  национального проекта  как  института: направленность на  достижение конкретных целей;  координированное выполнение взаимосвязанных  действий; ограниченная протяженность  во времени, с определенным  началом и концом; всеобщность  для населения страны в целом  и для каждого гражданина в  отдельности; социальный эффект; определенная степень неповторимости  и уникальности. Именно эти   характеристики отличают приоритетные  национальные проекты  от других  социальных институтов. К элементам  приоритетного национального проекта  как института относятся: проблема  и задача; средство реализации  или решение; цели реализации; результаты.

 

 На основе проведенного  анализа выделены основные признаки  приоритетного национального проекта:  изменение  ограниченной во  времени цели, временной ограниченности  продолжительности проекта, относящегося  к проекту бюджета, ограниченности  требуемых ресурсов, неповторимости, новизны, комплексности, правового  и организационного обеспечения,  разграничения. Доказано, что приоритетные  национальные проекты в социальной  сфере обладают многими признаками  проекта, но дополнены всеобщностью  охвата граждан страны и социальным  эффектом от реализации.

В контексте развития потребностей человека разработаны направления  регулирования качества жизни населения  региона, включающие   создание условий  для самореализации граждан;  формирование   здорового образа жизни и  социально  позитивных потребностей человека; снижение уровня бедности; повышение безопасности жизни и уровня защищенности населения.

 

Управление качеством  жизни  на  уровне  региона предполагает его осмысление как некой целостности,  определения его функциональных особенностей, целеполагания, возможностей и задач в создании системы  жизнеобеспечения населения.   Именно по этой причине проблемы проектирования социально-экономического управления как в целом  для  страны, так  и для его различных подсистем, приобретают особую актуальность. Среди организационных проблем процесса регулирования качества жизни выделены: отсутствие системы, обеспечивающей привлечение общественных и деловых кругов к решению обозначенных социальных проблем;  низкая экономическая и социальная эффективность государственного социального заказа; отсутствие конкуренции в социальной сфере, особенно в таких направлениях как социальное обслуживание, дошкольное и школьное образование, физкультура и спорт, здравоохранение, коммунальное обслуживание.

 

 Установлено, что в  процессе регулирования качества жизни населения региона необходимо выявить субъектов регулирования и начать активно развивать рынок качественных социальных услуг. Для повышения качества жизни населения региона предложено:

создать  систему анализа  проблем, ограничивающих развитие конкуренции;  систему сертификатов на социальное обслуживание; базовые социальные стандарты, одинаковые для всей территории страны; службу, которая координировала бы деятельность организаций (в первую очередь коммерческих) оказывающих  социальные услуги.

обеспечить учет показателей  социального благополучия населения  страны; ориентацию всех экономических  и управленческих  дисциплин в  учебных заведениях на изучение различных  аспектов регулирования качества жизни россиян;

развивать самозанятость населения региона;

активно использовать в социальной сфере  современные информационные технологии(например, электронную рассылку программ социальных мероприятий), взаимодействия субъектов регулирования качества жизни (например, сертификаты на получение социальной услуги).

 

 Осмысление необходимости стимулирования повышения качества жизни населения, как на национальном, так и на региональном уровне, должно найти отражение в концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и в инвестиционных программах. Одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики должна являться всесторонняя поддержка роста человеческого капитала, которая выражается в увеличении  инвестиций в сферы здравоохранения и образования, в создание благоприятной социальной среды в обществе.

 

 Доказано, что приоритетами  государственного регулирования  в области улучшения качества жизни населения региона должны быть: создание условий для самореализации граждан,  стимуляция рождаемости и снижение заболеваемости новорожденных; формирование привычки к здоровому образу жизни  и социально позитивных потребностей, ценностных ориентаций, норм поведения и эталонов качества жизни, снижение уровня бедности и сокращение разрыва между уровнем жизни  10% самых богатых и 10% самых бедных граждан, обеспечение молодым людям равных возможностей получения образования в соответствии со своими способностями и стремлениями; повышение безопасности жизни и уровня защищенности населения.

 

 Для достижения этих  приоритетов необходимо повышение  социально-политического потенциала  российского общества посредством  обеспечения фактического равенства  перед законом всех граждан,  независимо от социального и  имущественного положения;  снижения  доли бедного и крайне бедного  населения,  преодоление бедности  работающего населения с целью  обеспечения возможности эффективного  труда; регулирования качества жизни  работающей части населения до уровня, который обеспечивает возможность повышения квалификации, эффективного труда и воспроизводства себя в детях, существенного снижения разрыва в величине доходов между 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных граждан, а также между качеством жизни населения разных регионов страны;  действенной борьбы с коррупцией, преступностью и наркоманией; обеспечения конституционных прав граждан на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь; формирования через СМИ позитивного понимания качества жизни населением через призму потребностей, интересов и ценностных ориентиров.

 

 Аргументирована необходимость  адресности социальной помощи, т.е.  любая поддержка, любые усилия  в регулировании качества жизни  населения региона, как со стороны  исполнительной власти, так и  со стороны бизнеса должны  быть адресными.   Государство  разрабатывает и реализует различные  социальные программы, несёт огромные  затраты на содержание социальной  инфраструктуры, однако наблюдается  неудовлетворенность населения  качеством жизни, что подтверждено  результатами социологических исследований.

Предложена схема управления социальной сферой региона как системой взаимодействия потребностей человека и составляющих качества жизни населения  региона.

 

В настоящее время Россия перешла на международную хозяйственную  классификацию всех видов экономической  деятельности, на основе которой был  введен в действие общероссийский классификатор  отраслей народного хозяйства. В  нем все отрасли подразделяются на материальное производство и сферу  услуг, причем, последняя, намного шире по составу, если сравнивать ее  с непроизводственной сферой в советской классификации и в вышеприведенном определении. Поэтому отрасли социальной сферы оказались объединенными в составе сферы услуг с такими разнородными, не имеющими с ними внутреннего функционального единства секторами экономики, как транспорт (грузовой и пассажирский), связь (в части обслуживания, как производства, так и населения), торговля иобщественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и др.Таким образом, отсутствие четкого критерия выделения социальной сферы приводит к многозначной трактовке ее экономического содержания и состава.   Необходимость научного критерия выделения социальной сферы   с теоретической точки зрения обусловлена потребностью в точном определении ее экономического содержания, отраслевого состава, места и роли в системе отношений национального воспроизводства, разработке подходов к оценке эффективности вложений в эту сферу, результатов ее функционирования и т.п. С позиций практики хозяйствования и управления такой критерий необходим для разработки и реализации социальной политики государства, определения ее приоритетов, научно обоснованного установления доли ресурсов общества, выделяемых для развития социальной сферы, построения и отладки механизма ее финансирования.

 

 С учетом этих требований   содержательным критерием выделения  социальной сферы, задающим ее  границы, состав и  структуру,  является ее функциональное назначение  в системе национального общественного  воспроизводства. Будучи подсистемой  последнего, социальная сфера выполняет  особую экономическую функцию:  она обеспечивает накопление  и расширенное воспроизводство  индивидуального человеческого  капитала и совокупного человеческого  потенциала общества как специфической  формы его нематериального богатства.  В соответствии с этим критерием  в состав социальной сферы  должны входить, прежде всего,  отрасли, непосредственно участвующие  в выполнении этой функции:  образование, наука, культурно-рекреационный  комплекс и здравоохранение. И  хотя результаты деятельности  отраслей социальной сферы имеют,  как правило, форму нематериальных  услуг (с учетом отмеченной  выше определенной условности  этого понятия), критерий материализации  результатов труда не имеет  первостепенного значения.

 

 Входящие в социальную  сферу отрасли образования, здравоохранения,  науки и культуры обеспечивают  приращение и умножение совокупного  фонда нематериального богатства  общества. В отличие от них  такие секторы экономики, как  производство потребительских благ, торговля и общественное питание,  жилищно-коммунальное хозяйство,  общественный пассажирский транспорт,  бытовое обслуживание населения  и некоторые другие, обеспечивают  по преимуществу лишь текущее  личное потребление. Хотя их  деятельность объективно и способствует  формированию общих условий воспроизводства  человеческого потенциала, тем не  менее, роль их ограничена удовлетворением  текущих личныхпотребностей людей (рис.2).  Выполняя свою воспроизводственную функцию, социальная сфера тем самым вносит свой вклад в достижение устойчивого социально-экономического развития общества.

 

 Главной задачей социальной  политики является последовательное повышение уровня жизни населения региона за счет поэтапного решения социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования бюджетных средств при согласовании обязательств Правительства и реальных возможностей финансирования. При этом предложено использовать более объективный критерий оценки качества жизни населения региона – доходы домохозяйства, а не индивида, как это практикуется в настоящее время. Данный критерий оценки позволит оценивать реальные доходы каждого члена домохозяйства региона, а не усредненного индивида, что искажает реальную картину.

 

 

 

 

Рис.2. Взаимосвязь потребностей человека, качества жизни населения  и подсистем социальной сферы

 

Заключение

 

 В ходе диссертационного  исследования на тему «Регулирование  качества жизни населения Республики  Татарстан» были сделаны следующие  выводы:

Определена сущностная характеристика и структура качества жизни населения  региона. Было выявлено, что важным элементом структуры качества жизни  населения в информационной экономике  является информационная обеспеченность и доступность  IТ-технологий.

Были выявлены факторы, оказывающее  влияние на изменение качества жизни. Наиболее значимые из них: экономические, экологические и социальные. Они  формируют качество жизни населения, специфику их проявления в современных  условиях российской экономики. Доказано, что политика снижения бедности зависит  от ее типа. Именно государство должно прикладывать наибольшие усилия по преодолению  самовоспроизводства бедности, т.к. механизм рынка будет способствовать усилению бедности и неравенства.  При   разработке региональной модели сокращения уровня бедности необходимо учитывать специфику каждого региона, что позволит дифференцированно рассматривать проблему бедности населения в зависимости от множества факторов, на нее влияющих.

Дана характеристика качества жизни населения Республики Татарстан. Качество жизни населения Республики Татарстан улучшилось. Так увеличилась  продолжительность жизни, реальные денежные доходы населения, а также  доходы на душу населения и заработной платы. В ходе реализации государственной  политики в сфере повышения качества жизни населения была решена одна из важнейших задач – снижение уровня бедности.

Выявлены приоритеты в  регулирование качества жизни региона, находящиеся в прямой зависимости  от развития потребностей человека. Разработаны  предложения по совершенствованию  системы жизнеобеспечения населения.

Управление социальной сферой выступает как основа регулирования качества жизни населения Республики Татарстан. Было предложено использовать более объективный критерий оценки качества жизни населения региона – доходы домохозяйства, а не индивида, как это практикуется в настоящее время. Данный критерий оценки позволит оценивать реальные доходы каждого члена домохозяйства региона, а не усредненного индивида, что искажает реальную картину.

 

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих  работах автора

 

Публикации в журналах, входящих в перечень  ведущих  рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК  Российской Федерации для опубликования  основных научных результатов диссертации  на соискание ученой степени доктора  и кандидата наук

Информация о работе Управление качеством жизни населения Республики Татарстан