Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью научного исследования является разработка направлений регулирования качества жизни населения региона на основе комплексного подхода к факторам, влияющим на качество жизни населения.
В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
определить сущностную характеристику и структуру качества жизни населения региона;
изучить факторы, оказывающее влияние на изменение качества жизни;
дать характеристику качества жизни населения Республики Татарстан;
исследовать управление социальной сферой как основу регулирования качества жизни населения Республики Татарстан;
рассмотреть трансформацию регионального механизма регулирования качества жизни населения;
разработать направления регулирования качества жизни населения региона.
4554
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах
14,0
14,4
15,3
15,4
15,6
15,9
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини)
0,397
0,401
0,410
0,411
0,413
0,415
Продолжительность жизни, лет
68,0
69,0
69,4
70,1
70,8
71,3
Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя, кв.м
20,5
20,9
21,3
21,9
22,1
22,8
Одной из важнейших характеристик качества жизни населения региона является его здоровье и продолжительность жизни. По итогам 2011 года в Республике Татарстан зарегистрирован естественный прирост населения, который составил (+)1,0 на 1000 населения (2010 г. - (-)0,2). Рост рождаемости отмечается с 2006 года. За 5 лет рождаемость возросла на 36,7% с 9,8 в 2005г. до 13,4 в 2011г. В 2011г. родилось 50 824 ребенка, что на 2033 ребенка больше, чем в 2010г. (на 4,2%). Показатель уровня смертности в 2011г.- самый низкий за последние 11 лет, и составил 12,4 на 1000 населения. За 2011г. умерло 47 072 чел., что на 2 658 чел. меньше, чем в 2010г. (49 730 чел.). Уровень младенческой смертности (МС) по республике за 2011г. снизился на 11,9%, и составил 4,89 на 1000 детей, родившихся живыми (2010г. - 5,55).
Доказано, что приоритетный
национальный проект - это
новый институт в социальной
сфере, изменяющий качество
На основе проведенного
анализа выделены основные
В контексте развития потребностей человека разработаны направления регулирования качества жизни населения региона, включающие создание условий для самореализации граждан; формирование здорового образа жизни и социально позитивных потребностей человека; снижение уровня бедности; повышение безопасности жизни и уровня защищенности населения.
Управление качеством жизни на уровне региона предполагает его осмысление как некой целостности, определения его функциональных особенностей, целеполагания, возможностей и задач в создании системы жизнеобеспечения населения. Именно по этой причине проблемы проектирования социально-экономического управления как в целом для страны, так и для его различных подсистем, приобретают особую актуальность. Среди организационных проблем процесса регулирования качества жизни выделены: отсутствие системы, обеспечивающей привлечение общественных и деловых кругов к решению обозначенных социальных проблем; низкая экономическая и социальная эффективность государственного социального заказа; отсутствие конкуренции в социальной сфере, особенно в таких направлениях как социальное обслуживание, дошкольное и школьное образование, физкультура и спорт, здравоохранение, коммунальное обслуживание.
Установлено, что в процессе регулирования качества жизни населения региона необходимо выявить субъектов регулирования и начать активно развивать рынок качественных социальных услуг. Для повышения качества жизни населения региона предложено:
создать систему анализа проблем, ограничивающих развитие конкуренции; систему сертификатов на социальное обслуживание; базовые социальные стандарты, одинаковые для всей территории страны; службу, которая координировала бы деятельность организаций (в первую очередь коммерческих) оказывающих социальные услуги.
обеспечить учет показателей социального благополучия населения страны; ориентацию всех экономических и управленческих дисциплин в учебных заведениях на изучение различных аспектов регулирования качества жизни россиян;
развивать самозанятость населения региона;
активно использовать в социальной сфере современные информационные технологии(например, электронную рассылку программ социальных мероприятий), взаимодействия субъектов регулирования качества жизни (например, сертификаты на получение социальной услуги).
Осмысление необходимости стимулирования повышения качества жизни населения, как на национальном, так и на региональном уровне, должно найти отражение в концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и в инвестиционных программах. Одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики должна являться всесторонняя поддержка роста человеческого капитала, которая выражается в увеличении инвестиций в сферы здравоохранения и образования, в создание благоприятной социальной среды в обществе.
Доказано, что приоритетами
государственного
Для достижения этих
приоритетов необходимо
Аргументирована
Предложена схема управления социальной сферой региона как системой взаимодействия потребностей человека и составляющих качества жизни населения региона.
В настоящее время Россия перешла на международную хозяйственную классификацию всех видов экономической деятельности, на основе которой был введен в действие общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства. В нем все отрасли подразделяются на материальное производство и сферу услуг, причем, последняя, намного шире по составу, если сравнивать ее с непроизводственной сферой в советской классификации и в вышеприведенном определении. Поэтому отрасли социальной сферы оказались объединенными в составе сферы услуг с такими разнородными, не имеющими с ними внутреннего функционального единства секторами экономики, как транспорт (грузовой и пассажирский), связь (в части обслуживания, как производства, так и населения), торговля иобщественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и др.Таким образом, отсутствие четкого критерия выделения социальной сферы приводит к многозначной трактовке ее экономического содержания и состава. Необходимость научного критерия выделения социальной сферы с теоретической точки зрения обусловлена потребностью в точном определении ее экономического содержания, отраслевого состава, места и роли в системе отношений национального воспроизводства, разработке подходов к оценке эффективности вложений в эту сферу, результатов ее функционирования и т.п. С позиций практики хозяйствования и управления такой критерий необходим для разработки и реализации социальной политики государства, определения ее приоритетов, научно обоснованного установления доли ресурсов общества, выделяемых для развития социальной сферы, построения и отладки механизма ее финансирования.
С учетом этих требований
содержательным критерием
Входящие в социальную
сферу отрасли образования,
Главной задачей социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения региона за счет поэтапного решения социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования бюджетных средств при согласовании обязательств Правительства и реальных возможностей финансирования. При этом предложено использовать более объективный критерий оценки качества жизни населения региона – доходы домохозяйства, а не индивида, как это практикуется в настоящее время. Данный критерий оценки позволит оценивать реальные доходы каждого члена домохозяйства региона, а не усредненного индивида, что искажает реальную картину.
Рис.2. Взаимосвязь потребностей человека, качества жизни населения и подсистем социальной сферы
Заключение
В ходе диссертационного
исследования на тему «
Определена сущностная характеристика и структура качества жизни населения региона. Было выявлено, что важным элементом структуры качества жизни населения в информационной экономике является информационная обеспеченность и доступность IТ-технологий.
Были выявлены факторы, оказывающее влияние на изменение качества жизни. Наиболее значимые из них: экономические, экологические и социальные. Они формируют качество жизни населения, специфику их проявления в современных условиях российской экономики. Доказано, что политика снижения бедности зависит от ее типа. Именно государство должно прикладывать наибольшие усилия по преодолению самовоспроизводства бедности, т.к. механизм рынка будет способствовать усилению бедности и неравенства. При разработке региональной модели сокращения уровня бедности необходимо учитывать специфику каждого региона, что позволит дифференцированно рассматривать проблему бедности населения в зависимости от множества факторов, на нее влияющих.
Дана характеристика качества жизни населения Республики Татарстан. Качество жизни населения Республики Татарстан улучшилось. Так увеличилась продолжительность жизни, реальные денежные доходы населения, а также доходы на душу населения и заработной платы. В ходе реализации государственной политики в сфере повышения качества жизни населения была решена одна из важнейших задач – снижение уровня бедности.
Выявлены приоритеты в регулирование качества жизни региона, находящиеся в прямой зависимости от развития потребностей человека. Разработаны предложения по совершенствованию системы жизнеобеспечения населения.
Управление социальной сферой выступает как основа регулирования качества жизни населения Республики Татарстан. Было предложено использовать более объективный критерий оценки качества жизни населения региона – доходы домохозяйства, а не индивида, как это практикуется в настоящее время. Данный критерий оценки позволит оценивать реальные доходы каждого члена домохозяйства региона, а не усредненного индивида, что искажает реальную картину.
Основные положения
Публикации в журналах,
входящих в перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий, рекомендуемых ВАК
Российской Федерации для опубликования
основных научных результатов
Информация о работе Управление качеством жизни населения Республики Татарстан