Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:01, доклад
Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.
Власть можно считать центральным элементом политической системы, в первую очередь потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и политике и взаимодействие политических субъектов.
Сущность
и роль политической власти мы рассмотрим
позже. Можно лишь заметить, что с
появлением политической системы управление
обществом приобрело
Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.
Некоторые
политологи к политической организации
относят средства массовой информации,
церковь. По мнению политологов-марксистов,
к политической организации относятся
и трудовые коллективы. Они считают,
что трудовые коллективы все больше
расширяют воздействие на политическую
жизнь общества. Трудовой коллектив становится
политическим субъектом, потому что:
Видимо, наделение трудовых коллективов политическими функциями возможно лишь в условиях плановой, социалистической экономики. В рыночных условиях политическая активность в рабочее время неизменно входит в противоречие с экономическим интересом (на время политических акций останавливаются станки, не выполняется норма и т.д.). Да и главное назначение трудового коллектива - труд, а политической деятельностью его члены могут заниматься в нерабочее время.
Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.
Выделяют
следующие политические отношения:
Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.
Политическая
культура:
Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете "беспартийных" обществ не наблюдается и двух десятков.
Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.
Помимо
рассмотренной структуры
Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, церковь.
О государстве
и партиях мы говорили ранее, особая
роль отводится общественным организациям
и движениям. Эта особенность
объясняется двумя факторами.
С одной
стороны, они являются важными участниками
политического процесса, осуществляя
своеобразное посредничество между
различными государственными структурами
и населением. Они оказывают влияние
на формирование государственных структур,
участвуют в корректировке
С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.
Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда "четвертой властью".
Их политическая
роль обусловлена тем, что:
Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.
Нормативная
подсистема включает в себя правовые,
моральные нормы, политические традиции,
которые регулируют политическую жизнь.
Функциональная подсистема выражается:
Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".
Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системой, а также между политической системой одной страны и других стран.
Интересен
подход индийского политолога П. Шарана,
который выделяет следующие элементы
политической системы:
Политическая
система характеризуется функци
Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом).
Функции политических систем могут определяться различными способами, но, в сущности, классическое определение функций принадлежит Г. Алмонду ("Политика развивающихся регионов").
Он выделяет:
Рассмотрим эти функции.
Политическая социализация - приобщение членов общества к политической деятельности.
Политическое рекрутирование - заполнение индивидами свободных ячеек в политической системе.
Артикуляция (выражение) интересов - предъявление требований тем, кто вырабатывает политические решения.
Агрегирование интересов - обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в определенную политическую позицию, придание им вида политической платформы, политического заявления, программы.
Политическая коммуникация - взаимодействие (в том числе на информационном уровне) между различными элементами политической системы, а также между политической системой и окружающей средой.
Нормотворчество - разработка законов и правил, регулирующих поведение. Применение правил и норм, введение их в действие и выполнение.
Контроль за соблюдением правил - истолкование законов, пресечение противоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.
Существуют
и другие подходы к типологии
функций политических систем. Так, на
основе целевого подхода к политике
выделяют следующие функции:
Таким образом,
политическая система представляет
собой целостное образование, выполняет
специфические функции по обеспечению
и регулированию политической жизни
общества.
Важная роль
в понимании сущности
Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.
Исходя
из этих критериев, выделяются следующие политические
системы:
Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
В соответствии
с социальной основой выделяются:
Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.
На основе
характера политического режима
выделяют политические системы:
Широко распространено
деление политических систем на:
Информация о работе Типы и классификации политических систем