Типы и классификации политических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:01, доклад

Краткое описание

Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.

Файлы: 1 файл

Типы и классификации политических систем.docx

— 37.51 Кб (Скачать)
  1. Политическая власть.
  2. Политическая организация.
  3. Политические отношения.
  4. Политическая культура.
  5. Политические и общественные организации.
 

    Власть можно  считать центральным элементом  политической системы, в первую очередь  потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и  политике и взаимодействие политических субъектов.    

Сущность  и роль политической власти мы рассмотрим позже. Можно лишь заметить, что с  появлением политической системы управление обществом приобрело политический характер. В современных политических системах регламентация поведения  людей от отношений диктата и  господства все больше переходит  к отношениям социального партнерства.     

Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим  в себе максимальную политическую власть.     

Некоторые политологи к политической организации  относят средства массовой информации, церковь. По мнению политологов-марксистов, к политической организации относятся  и трудовые коллективы. Они считают, что трудовые коллективы все больше расширяют воздействие на политическую жизнь общества. Трудовой коллектив становится политическим субъектом, потому что: 
 

  • может самостоятельно принимать решения;
  • имеет средства и возможности эти средства реализовать;
  • отвечает за свои действия.
 

    Видимо, наделение  трудовых коллективов политическими  функциями возможно лишь в условиях плановой, социалистической экономики. В рыночных условиях политическая активность в рабочее время неизменно  входит в противоречие с экономическим  интересом (на время политических акций  останавливаются станки, не выполняется  норма и т.д.). Да и главное назначение трудового коллектива - труд, а политической деятельностью его члены могут  заниматься в нерабочее время.    

Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.    

Выделяют  следующие политические отношения:  
 

  • между субъектами политики;
  • между властными органами (по вертикали и горизонтали);
  • между властными органами и общественными организациями и движениями.
 

    Политическая  культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.    

Политическая культура:  
 

  • дает знание законов и механизмов осуществления политики;
  • формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;
  • способствует пониманию целей и содержания политики.
 

    Политические  общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете "беспартийных" обществ  не наблюдается и двух десятков.    

Общественные  организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в  политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные  и другие добровольные объединения  граждан.    

Помимо  рассмотренной структуры политической системы существует и подход, при  котором выделяются институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная  подсистемы.    

Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и  движения, средства массовой информации, церковь.    

О государстве  и партиях мы говорили ранее, особая роль отводится общественным организациям и движениям. Эта особенность  объясняется двумя факторами.    

С одной  стороны, они являются важными участниками  политического процесса, осуществляя  своеобразное посредничество между  различными государственными структурами  и населением. Они оказывают влияние  на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического  курса.    

С другой стороны, не имея сугубо политического  характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального  творчества, вырабатываются новые формы  общественной жизни.    

Средства  массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда "четвертой властью".     

Их политическая роль обусловлена тем, что:  
 

  • в демократических системах они действуют достаточно автономно;
  • они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;
  • создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;
  • они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.
 

    Политическая  роль церкви обусловлена массовостью  и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических  системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.    

Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь. Функциональная подсистема выражается:  
 

  • в формах и направлениях политической деятельности;
  • в политических процессах;
  • в способе и методах осуществления власти.
 

    Обобщенное выражение  это находит в понятии "политический режим".    

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы  взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системой, а также  между политической системой одной  страны и других стран.    

Интересен подход индийского политолога П. Шарана, который выделяет следующие элементы политической системы:  
 

  1. Власть - распределение ресурсов среди конкурирующих групп, которые могут влиять на решения.
  2. Интересы - совокупность целей, преследуя которые, отдельные лица или группы становятся участниками политического процесса.
  3. Политика - общественный результат взаимодействия между властью и интересами, обычно выраженный в форме государственного законодательства.
  4. Политическая культура - субъективная ориентация людей на политическую систему.
 

    Политическая  система характеризуется функциями.   (посмотреть...)     

Функционирование  политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами  власти (кто правит и каким образом).     

Функции политических систем могут определяться различными способами, но, в сущности, классическое определение функций  принадлежит Г. Алмонду ("Политика развивающихся регионов").    

Он выделяет:  
 

  • входные функции - политическая социализация, политическое рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация;
  • выходные функции - нормотворчество, применение правил и норм; контроль за их выполнением.
 

    Рассмотрим эти функции.     

Политическая социализация - приобщение членов общества к политической деятельности.     

Политическое рекрутирование - заполнение индивидами свободных ячеек в политической системе.     

Артикуляция (выражение) интересов - предъявление требований тем, кто вырабатывает политические решения.    

Агрегирование интересов - обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в определенную политическую позицию, придание им вида политической платформы, политического заявления, программы.    

Политическая коммуникация - взаимодействие (в том числе на информационном уровне) между различными элементами политической системы, а также между политической системой и окружающей средой.    

Нормотворчество - разработка законов и правил, регулирующих поведение. Применение правил и норм, введение их в действие и выполнение.    

Контроль за соблюдением правил - истолкование законов, пресечение противоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.     

Существуют  и другие подходы к типологии  функций политических систем. Так, на основе целевого подхода к политике выделяют следующие функции:  
 

  • определение целей, задач, программ деятельности;
  • мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
  • интеграция общества;
  • распределение ценностей;
  • легитимация.
 

    Таким образом, политическая система представляет собой целостное образование, выполняет  специфические функции по обеспечению  и регулированию политической жизни  общества.  


2. Типология политических  систем

 

     Важная роль  в понимании сущности политических  систем принадлежит их типологии,  классификации. В этой области  существует несколько подходов.    

Типология систем, созданная на основе марксистского  подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической  структуры.    

Исходя  из этих критериев, выделяются следующие политические системы:  
 

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • буржуазная;
  • социалистическая.
 

    Основанная на классовой теории, данная типология  политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии  является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.    

В соответствии с социальной основой выделяются:  
 

  • военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);
  • гражданская;
  • национально-демократическая система;
  • буржуазно-демократическая политическая система.
 

    Военное правление  является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением  свободных выборов, упразднением военных  структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием  нового законодательства.    

На основе характера политического режима выделяют политические системы:  
 

  • демократические;
  • либеральные;
  • тоталитарные;
  • авторитарные.
 

    Широко распространено деление политических систем на:  
 

  1. Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.
  2. Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Информация о работе Типы и классификации политических систем