Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:19, курсовая работа
Цель моей курсовой работы рассмотреть субъекты авторского права, а задачей будет являться рассмотреть такие понятия как наследники авторского права, иные наследники авторского права (издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений).
Субстратом работы является глава права автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора.
Введение 3
1. Авторское право 6
1.1. Понятие авторского права и его функции 6
1.2. Сфера действия авторского права 7
2. Субъекты авторского права 9
2.1. Организации, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе 14
2.2. Права авторов 16
2.3. Защита авторских прав 23
Заключение. 25
Список литературы. 27
С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.
Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.
Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения.16
Закон специально
не упоминает о праве автора на
опубликование произведения. Тем
не менее, такое право существует.
Право на опубликование состоит
в выпуске в свет (опубликовании)
автором произведения. При этом с
произведением может
Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только один раз.
Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти — с его родственниками.17
Таковы
личные неимущественные права автора.
Наряду с ними у автора имеется
целый ряд имущественных
Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.
Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.18
С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.
Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.
Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек.
Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). 19
Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.
Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения.20 Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.
Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.
Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.
В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.
К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.
Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования.
К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается.21 В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.
Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.22
Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений.
2.3. Защита авторских прав
Обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя:
1) признания прав;
2) восстановления
положения, существовавшего до
нарушения права, и
3) возмещения
убытков, включая упущенную
4) взыскания
дохода, полученного нарушителем
вследствие нарушения
5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
6) принятия
иных предусмотренных
Помимо
возмещения убытков, взыскания дохода
или выплаты компенсации в
твердой сумме суд или
За защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Суд или
арбитражный суд может вынести
решение о конфискации
Не востребованные
обладателем авторских прав контрафактные
экземпляры произведения и фонограммы,
а также материалы и
Заключение.
В своей курсовой работе на тему «Субъекты авторского права» я попытался наиболее полно отразить одну из самых не развитых отраслей Российского законодательства – отрасль авторского права. Основным документом, регулирующим в Российской Федерации авторские права, является Закон РФ от 20 июля 2004 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", им регулируются две большие группы отношений:
1)отношения,
возникающие в связи с
2)отношения,
связанные с созданием и
Вывод: итак,
что же регулирует авторское право
– это отношения, возникающие
в связи с созданием и
Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:
Объектами
авторского права могут являться
литературные, драматические, сценарные
или аудиовизуальные
Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А, что есть у нации кроме культуры, нет культуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в настоящее время.
На основе изученного материала я ба сделал вывод, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства, но к сожалению, эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.