Субъекты авторского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы рассмотреть субъекты авторского права, а задачей будет являться рассмотреть такие понятия как наследники авторского права, иные наследники авторского права (издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений).
Субстратом работы является глава права автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора.

Оглавление

Введение 3
1. Авторское право 6
1.1. Понятие авторского права и его функции 6
1.2. Сфера действия авторского права 7
2. Субъекты авторского права 9
2.1. Организации, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе 14
2.2. Права авторов 16
2.3. Защита авторских прав 23
Заключение. 25
Список литературы. 27

Файлы: 1 файл

гражданское право.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

Субъектами  авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также  лица без гражданства. Однако если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

  • либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;
  • либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.7

Авторские произведения нередко создаются  не одним, а двумя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.

Для соавторства  требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.

Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам  совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое  или состоит из частей, которые  могут быть использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного).8

Условием  признания тех или иных лиц  соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение  о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.9

В отличие  от предварительного соглашения о совместной работе, которое не является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них  возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда; при недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению.10

Нет соавторства  при помещении статей различных  авторов в научных сборниках, энциклопедических словарях, журналах или в других периодических изданиях. В этом случае появляется единое произведение, например — журнал как таковой, словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодаря такой творческой работе (тематическая подборка, расположение материала и т. п.), в которой отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому, будучи авторами своих собственных произведений, они не становятся соавторами журнала или словаря.

Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного произведения на основе чужого опубликованного (если имеет место дозволение).

Субъектами  авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить  как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских  прав следующие.

Прежде, всего к наследникам переходят все авторские права, а в основном лишь те из них, которые носят имущественный характер. Что касается личных неимущественных прав, то по прямому указанию ст.29 Закона об авторском праве не переходят по наследству право автора, право на авторское имя и право на защиту репутации автора. Наследники, однако, вправе осуществлять защиту указанных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор е назначил в своём завещании для этих целей специальное лицо. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой наследники также становятся полноценными обладателями таких личных неимущественных прав умершего автора, как право на обнародование и право на опубликование.

Далее, в  отличии от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течении 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Срок  действия авторского права на произведение

1. Авторское право на произведение  действует в течение всей жизни  автора и семидесяти лет, считая  с 1 января года, следующего за  годом смерти автора. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное  анонимно или под псевдонимом,  срок действия авторского права  истекает через семьдесят лет,  считая с 1 января года, следующего  за годом его правомерного  обнародования. Если в течение  указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или  под псевдонимом, раскроет свою  личность или его личность  не будет далее оставлять сомнений, авторское право будет действовать  в течение срока, установленного  пунктом 1 настоящей статьи.

3. Авторское право на произведение, обнародованное после смерти  автора, действует в течение семидесяти  лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего  за годом его обнародования,  при условии, что произведение  было обнародовано в течение  семидесяти лет после смерти  автора.

4. Если автор произведения был  репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия авторского права  считается продленным и семьдесят  лет исчисляются с 1 января  года, следующего за годом реабилитации  автора произведения.

5. Если  автор работал во время Великой  Отечественной войны или участвовал  в ней, срок действия авторского  права, установленный настоящей  статьей, увеличивается на четыре  года.

Наконец, важной особенностью авторских прав является то, что авторские права  переходят к наследникам в  бездолевом порядке как единое целое, не подлежащее не выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда. 11

Помимо  наследников авторские права  могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти  организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

От указанных  организаций, являющихся производными правообладателями авторских прав, следует отличать организации, которые  приобретают авторские права  в силу прямого указания закона и  поэтому считаются их первоначальными  обладателями. К ним относятся, например, организации-работодатели, по служебному заданию которых созданы авторские  произведения. Имущественные права подобных организаций, как правило, гораздо шире аналогичных правы, приобретаемых у авторов организациями-правопреемниками.

 

2.1. Организации, управляющими  имущественными правами авторов  на коллективной основе

 

К числу  субъектов авторского права относятся  также организации, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут  создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в  целях обеспечения этих прав в  случаях, когда их практическое осуществление  в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение путём записи, репродуцирование и др.).

Коллективное  управление авторскими правами –  новое для российского авторского права юридическое явление. Ранее  действовавшее законодательство не предполагало создание подобных организаций. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору  и выплате гонорара за их использование  выполнялось Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), а в  последующем – Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС).

Указом  президента РФ «О государственной политике в области охраны авторских и  смежных прав» от 7 октября 1993 г. РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имевшими договоры с РАИС в отношении имущества и финансовых средств, а также (с согласия сторон) – по всем ранее заключённым договорам. Это было вполне оправданным шагом.

Наряду  с РАО в России и её отдельных регионах действуют и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющими авторскими и смежными правами (п.2 ст.44 Закона об авторском праве).

Зарубежный  опыт показывает, что обычно в стране действует несколько достаточно крупных организаций такого рода, сфера деятельности которых разграничивается либо предметно, либо территориально.

Организации управляющие имущественными правами  на коллективной основе, действуют  в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладатели авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.

Среди функций  организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основных:

а) предоставление пользователями произведений лицензий на использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям  одной категории разрешения предоставляются  на равных началах);

б) сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;

в) распределение  собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих  затрат и образование специальных  фондов, создаваемых этими организациями  с согласия и в интересах обладателей  авторских и смежных прав). 12

 

2.2. Права авторов

 

Самой распространенной и в то же время самой спорной  классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

Тем не менее, закон признает такое деление  и указывает на то, какие права  являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран — так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важнейшие личные и имущественные права автора.13

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора.14 Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

Право авторства  характеризуется следующими чертами:

оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;

оно является правом абсолютным, так как ему  корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения  данного правомочия;

оно действует  в течение всей жизни автора и  прекращается с его смертью. В  дальнейшем оно существует как юридический  факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.15

Вокруг  права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое — право  на имя.

Сущность  этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться  при выпуске произведения одной  из трех возможностей. Произведение может  быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора (его фамилии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем (псевдонимом). Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания (например, помещение кратких статей в энциклопедических словарях или справочниках).

Информация о работе Субъекты авторского права