Справедливость как принцип права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ соотношения и взаимодействия права и справедливости как принципа правотворчества и правоприменения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…… 5
1. Принцип справедливости – обобщающее начало права……………….....16
1.1. Понятие справедливости, как юридической нормы…………………….11
1.2. Сущность и роль принципа справедливости в системе права………….16
2. Принцип справедливости в правотворчестве и правоприменении……….38
2. 1. Реализация принципа справедливости в процессе правотворчества …26
2.2 Реализация принципа справедливости в правоприменительной деятельности …………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………….……………38
Список использованной литературы……………………………………..… 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Теория государства и права.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Любое государство исходит из того, что всякий нормативно-правовой акт должен быть воплощением справедливости. Поэтому проблема обеспечения справедливости правовых норм приобрела широкое социальное значение.

Известный румынский юрист А. Нашиц писал о том, что, решения, на которых останавливает свой выбор законодатель, «призваны служить не чисто юридическим или исключительно юридическим проблемам; они должны содействовать урегулированию важных проблем социального характера».2 Здесь речь идет об обеспечении «справедливого и соответствующего возможностям данной стадии развития общества удовлетворения всех законных интересов».3

В отношении представлений о справедливости правовые нормы выполняют две функции. Во-первых, правовые нормы объединяют данные представления в правовую систему. В результате этого объединения

1 Общая теория государства и права. Академический курс // Под.ред. Н.М.Марченко в 2 т. Т. 2. М. 1998. С. 157.

2 . Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 1974. С. 131.

3  Там же. С. 131.

 

 

18

представления о справедливости приобретают характер всеобщей обязательности, опираются на силу и авторитет государства. Вместе с этим, повышается   нравственная   ценность   самой   правовой   системы.   Во-вторых, правовые нормы способствуют широкому распространению соответствующих идей о справедливости среди населения государства.

Идеи справедливости детализируются при разработке отдельных законов и закрепляются в правовых нормах. Нормативно закрепленная справедливость внедряется во все области общественных отношений. Все области законодательства должны, в идеале, проводить справедливость в общественные отношения, которые регулируются ими. Существует несколько путей закрепления справедливости в юридической норме. Самый простой из них – ее непосредственная фиксация в правовом установлении.

Например, в части 1 статьи 60 Уголовного Кодекса Российской Федерации,

определяющей общие начала назначения наказания, говорится: «Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса…»1 Однако, если в законодательном акте не упоминается слово «справедливость», то это не означает, что этому акту чуждо его значение. Как показано Н.А. Чечиной, «все юридические нормы могут быть оценены с позиции морали, а, следовательно, и с позиции справедливости».2 Когда справедливость прямо не упоминается в нормативно-правовом акте, она может закрепляться в нем в различных формах: в виде равенства между участниками общественных отношений; путем установления определенного соотношения между правами и обязанностями; посредством определения соответствующего характера целей и средств правовых норм; путем индивидуализации санкций.

1.Уголовный Кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий. М. 1997. С. 118. См.:

2.Чечина Н.А. Воспитательная функция советского гражданского процессуального права. Л. 1972. Гл.1.

19

 

Как показатель справедливости, равенство выражается в правовой сфере в равноправии. Принцип равноправия в полной мере реализован в Конституции Российской Федерации, в частности, во второй главе в статье 19: «Все равны перед законом и судом». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Закрепление в Конституции РФ неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина не является достаточным условием демократизма государства и общества, если вместе с этим не будет конституционно провозглашено равенство всех перед законом и органами отправления правосудия. Неразрывна связь этих положений проходит красной нитью через многие международно-правовые документы, которые касаются прав человека. Сегодня подобные документы входят в правовую систему России в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Особая роль суда в защите прав человека подчеркнута в статье 9 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его прав, предоставленных ему Конституцией или законом».

Первое из соображений русского правоведа И.А. Покровского – мысль о соотношении неотъемлемых прав человека не с «органами власти», а с государством в целом. «Все декларации прав были направлены против органов власти, но напротив, власти народа; все они имели своей целью гарантировать свободу политическую, а не свободу индивидуальную».1

1 См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М. 1998. С. 81.

 

20

Покровский, отстаивая позицию верховенства личности в обществе, формулирует вывод: «… есть такие «неотъемлемые права», которые никаким

законом уничтожены быть не могут, которые даже для государства в целом не досягаемы. Если всякое субъективное право обеспечивает личность от произвола властей, то идея «неотъемлемых прав» направляется против государства как такового. Самоутверждение личности достигает здесь в юридическом отношении своего кульминационного пункта. Некогда безгласная овца в человеческом стаде, она заявляет теперь претензию на роль равноправной с государством державы с правом суверенитета на некоторой собственной территории».1

Конституция Российской Федерации провозглашает наличие у мужчин и женщин не только равных прав и свобод, но и равных возможностей для их реализации. Это дополнение хотя и не содержит гарантий равноправия, все же может служить конституционной базой для защиты как индивидуальных прав женщины и мужчины, так и коллективных прав лиц каждого пола.

Равноправие граждан Российской Федерации обеспечивается во всех областях: экономической, политической, социальной, культурной.

Каждый гражданин государства демократического знает, что он может воспользоваться своими правами. Это означает, что, во-первых, резко повышается социальная ценность прав граждан, а во-вторых, возрастает их

регулирующая роль в жизни общества. Государство, предоставляя права гражданам, придает определенную ориентацию всей общественной жизни. Наделенный широкими и реальными правами гражданин становится сознательным участником важнейших социальных процессов. Он пользуется доверием государства, опирающегося на его сознательность, умение сочетать в своих действиях личные и общегосударственные интересы. Вместе с тем, вырабатывается новое отношение личности к государству: государство

1  Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М. 1998. С. 309-310.

 

 

 

21

 

рассматривается личностью уже не в качестве чего-то чужеродного, а в качестве специфического учреждения, которое служит интересам всех и каждого и заслуживает, следовательно, уважения всех и каждого.

Принцип справедливого равенства может по-разному проявляться в каждой из отраслей права и это многообразие форм только подчеркивает важное значение равенства в качестве показателя справедливости. Однако, в роли справедливости может выступать и неравенство.

Говоря о справедливости, необходимо отметить, что она не мыслима без социального равенства, но в тоже время в некоторых ситуациях равенство заменяется прогрессивным неравенством.

Любое юридическое правило можно рассматривать как единство цели и средства, цели, ради которой издана правовая норма, средства, с помощью которого правовая норма должна осуществляться. Правовая норма представляет собой реализовавшуюся цель, но только тогда, когда в правовой норме и с ее помощью цель получает официальное признание.

В роли специфического средства осуществления правовой цели выступают санкции, предусмотренные нормативно-правовыми актами. Использование санкций, сопряженных с различного рода лишениями, – мера вынужденная. Поэтому… законодатель придает особое значение реализации требований справедливости при юридическом закреплении конкретных форм государственного принуждения. В числе этих требований необходимо назвать следующие:

а) санкции должны применяться лишь к тем, кто нарушил закон;

б)  санкции должны обеспечивать восстановление нарушенного права в

полном объеме;

в) между санкциями правовых норм, устанавливающих ответственность за различные   противоправные   деяния,   должны   соблюдаться 

 

 

22

 

определенные пропорции, более опасные правонарушения должны наказываться более строго;

г)   закон,   смягчающий  или  устраняющий  уголовную  ответственность,

должен   иметь   обратную   силу,   напротив,   закон,   устанавливающий   или усиливающий уголовную  ответственность, не должен распространяться на отношения, имевшие место до его издания;

д)  суды должны иметь возможность индивидуализировать наказание с

учетом конкретных обстоятельств дела;

г) за одно правонарушение никто не должен осуждаться дважды.

Подобные требования справедливости, безусловно, учитываются в практике правотворческих органов. Так, реализуя принцип индивидуализации наказания, российское уголовное законодательство предусматривает возможность назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного законом за данное преступление, или же назначить более мягкий вид наказания при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления.       

Наиболее полно выявляется правовое воплощение идеи справедливости в принципе законности.

Законность – функциональная категория юридической науки и практики. Ее уровень и состояние служат главными категориями оценки правовой жизни общества, его граждан. Как видно, право реально, прежде всего, потому, что властная воля, выраженная в законах, находит свое воплощение в поведении людей – граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел и иных лиц, применяющих закон. Даже самый совершенный закон

 

23

действует только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Эта сторона права, связанная с претворением требований закона в жизнь, его действительностью, характеризуется понятием «законность».1

Законность – это весьма необходимая и важная предпосылка справедливости. Без наличия строго очерченной и отшлифованной нормативной системы, которая выражает в обществе всеобщую волю народа, справедливость того или иного решения была бы полностью отдана на откуп субъективному мнению. Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона… Законы – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народа.

Для того, чтобы поступки людей могли претендовать на признание их справедливыми, они, по крайней мере, должны опираться на действующие законы. При этом данные законы сами несут в себе возможность справедливого подхода к практически возникающим отдельным ситуациям. Как верно подметил Л.С. Явич, «по своей социальной природе право не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы…»2

Без ориентации на справедливость ни государственная акция законодателя, ни практические шаги судей, прокуроров, адвокатов и иных должностных лиц не могут быть одобрены общественным мнением, свободно приняты теми, кого данные    правовые    акта    касаются.    В    праве    справедливость    обретает фиксированный характер, в ней выявляются моменты строгой нормативности.

 

1  Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 3-8

2 Явич Л.С. Сущность права. Л. 1985. С. 37.

 

 

 

24

Понятие справедливости и понятие равенства в своих смысловых  основах  во  многом  пересекаются. Принцип всеобщего равенства перед правом провозглашался тысячекратно, однако в жизни он столько же и попирался. Задача предоставления одинаковых прав и предъявления единых требований не исчерпывается лишь формальным провозглашением. Она входит в ткань реально существующих отношений, модифицируясь применительно к конкретной обстановке.

Режим законности предполагает как его провозглашение, так и фактическое осуществление. Действующий правопорядок, функционирующее правосудие - все это и есть реализация законности, которая обеспечивает справедливость. В правовой системе принцип законности имеет приоритетный характер и обладает первостепенным значением. Укрепление законности и правопорядка поставлены в прямую связь со строгим соблюдением принципов справедливости. Любое ущемление законных интересов граждан, местное «законотворчество», вольное толкование общегосударственных установлений несправедливы.

Значительный интерес представляет философско-правовая концепция B.C. Соловьева. В своем подходе к определению понятия права Соловьев отмечает, что «в основе права лежит свобода как характеристический признак личности».1 Однако свобода лица превращается в право лишь тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. «Таким образом, моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства».2

Информация о работе Справедливость как принцип права