Справедливость как принцип права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ соотношения и взаимодействия права и справедливости как принципа правотворчества и правоприменения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…… 5
1. Принцип справедливости – обобщающее начало права……………….....16
1.1. Понятие справедливости, как юридической нормы…………………….11
1.2. Сущность и роль принципа справедливости в системе права………….16
2. Принцип справедливости в правотворчестве и правоприменении……….38
2. 1. Реализация принципа справедливости в процессе правотворчества …26
2.2 Реализация принципа справедливости в правоприменительной деятельности …………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………….……………38
Список использованной литературы……………………………………..… 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Теория государства и права.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

На смену теологическому мировоззрению по мере развертывания капиталистических отношений пришло юридическое мировоззрение. Эпоха борьбы буржуазии с господствующими феодальными порядками принесла с собой новые моменты не только в социально-практическом применении, но и в теоретическом истолковании понятия справедливости. Основателем философии нового времени был Френсис Бэкон. В своем трактате «О достоинстве и приумножении наук» Бэкон писал о том, что подлинное изучение этой области доступно лишь политическим деятелям, которые «прекрасно знают природу человеческого общества, общественного блага, естественной справедливости, знают нравы различных народов, различные формы государства и поэтому могут выносить суждение о законах на основе принципов и положений, как естественной справедливости, так и политики».2 По Бэкону, учение о справедливости должно служить власти имущим, отмечая при этом, что правосудие и суждения о справедливости, которые существуют в разных государствах, напоминают «придворного философа» и делают «только то, что угодно власть имущим»3.

1 См.: Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977. С.

2 См.: Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Соч. Т. 1. М. 1971. С. 506.

3 См.: Там же. С. 382.

 

 

10

Яркие представители философской и общественно-политической мысли XVII века – Т. Гоббс и Б. Спиноза – обосновали учение о естественном праве, связывали свои представления о справедливости с главным политическим институтом общества – государством.

Среди блестящей плеяды французских мыслителей XVIII века более последовательный демократизм в подходе к справедливости выражал Ж.-Ж. Руссо, труды которого сыграли выдающуюся роль в истории политико-правовой и философской мысли. Идеи Ж.-Ж. Руссо оказали влияние не только на доктрины и политическую практику французской революции XVIII века, но на многих деятелей буржуазной революции, в частности, на М. Робеспьера.

Важное значение Робеспьер придавал выработке критериев справедливого законодательства. Он говорил: «Всякий закон, нарушающий неотъемлемые права человека является несправедливым и тираническим, и по самому своему существу он не является законом»1. Закон должен быть выражением воли народа, под которым «нужно понимать всю нацию, за исключением бывших привилегированных. . .»2.

Таким образом, в представлениях о справедливости постепенно выделяются новые моменты:

I — Справедливость может установить только сам народ;

II – Справедливость – отражение общей воли, притом воли особого рода;

III – Закон по своему существу должен быть справедливым.

К тому же осознается тот факт, что воля подавляющего большинства народа несовместима с волей привилегированных кругов.

Философия Г. Гегеля – вершина домарксистской западной философии. Его концепция справедливости тесно связана с проблемой свободы. Там, где обретающая себя свободная воля выходит от внутреннего мира индивида к нравственности, фиксирующей органические формы общности людей (семья,

1 См.: Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. М. 1959. С. 172.

2 См.: Там же. С. 157

11

гражданское общество, государство), там развертывается поле справедливости.

Гегель считал, что справедливость представляет собой «нечто великое, поскольку законы, в которых она воплощена, ведут к процветанию государства».

Историческая и логическая характеристика категории «справедливости» важна для истории общественной мысли, юридических дисциплин. В истории человеческой мысли проблема справедливости истолковывалась разным образом. Она не только получила материалистическую и идеалистическую интерпретацию, но и решалась по-разному в зависимости от тех или иных методологических установок. Сложность характеристики категории справедливости обусловлена и многоаспектностью. Одно и то же слово выражало в истории и философское, и этическое, и юридическое понятие, использовалось для закрепления не только теоретического и идеологического, но и социально-психологического отношения к действительности. Исторический опыт убедительно свидетельствует, что любые попытки выработать концепцию справедливости, не связанную с классовым анализом социальных явлений, неумолимо отбрасывают исследователей к сугубо классовым позициям, существование которых они игнорируют. Но без этой истории не может быть понят принцип справедливости в современном праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

12

1.2. Сущность и роль принципа справедливости в системе права

Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т.д.

Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной

справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и т.д.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т.д. Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

Таким образом, справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно-правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства.

 

13

Отсюда вытекает, что право по своей природе есть не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы, справедливая мера свободы.

Категория принципа справедливости признается одной из центральных в теории права. Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов. Их соблюдение обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование правовой системы. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях

весьма часто ссылаются на необходимость использования принципа справедливости. Принцип справедливости служит источником права при определенных обстоятельствах (например, в случае пробелов в праве).

Особенность юридической справедливости заключается том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально определенный характер, часто связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п. равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве; единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы; гуманизм в широком смысле означает

14

исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и личности. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве, он пронизывает все отрасли права (административное, финансовое, трудовое, гражданское и др.); сочетание убеждения и принуждения в праве - важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение составляют методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства достоит в установлении разумного их сочетания. демократизм означает принадлежность всей власти народу, законности – точное, строгое неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

А.Герлах ставит знак равенства между юридической справедливостью и справедливостью как принципом права, причем в центре юридической справедливости, по его мнению, находится "отношение личности и общества, гражданина и государства. Долг и ответственность являются как общесоциальными, так и социальными юридическими категориями, в которых справедливость для отдельной личности выражается конкретно"1.

В отдельных правовых науках рассмотрена идея о том, что принцип справедливости является однопорядковым (наряду с другими) в данной отрасли права. Например, с позиций уголовного права этот принцип находит непосредственное выражение в требовании: соответствия меры уголовной ответственности общественной опасности совершенного преступления и личности виновного . На наш взгляд, подобная позиция обедняет содержание принципа справедливости и сужает его в целом правовое значение.

Необходимости в анализе приведенных позиций, видимо, нет. Хотя справедливость и является феноменом, выступающим критерием

1.Герлах А. Справедливость как принцип социалистического права. Ав-тореф. дне.... канд. юрид. наук. -М., 1983. С. 23.

15

нравственности, правосознания, ее принцип целесообразно рассматривать во взаимосвязи с различными категориями и нормами права, связанными с гарантированием юридической справедливости.

Если же речь идет лишь об одном из аспектов действия принципа справедливости, выделяемого в качестве единственно определяющего ее значимость, роль и место в той или иной отрасли права, необходимо учитывать ряд моментов. Так, своеобразие каждого принципа права заключается, помимо всего прочего, в том, что он выражает и закрепляет одну или несколько однородных социальных ценностей в качестве главных, ведущих. "Во многих случаях, - отмечает В.Н. Кудрявцев, - социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находя в нем второе рождение"1. Принцип гуманизма, например, признает высшей социальной ценностью человеческую личность; принцип демократизма единственным источником власти в Российской Федерации считает ее многонациональный народ; принцип законности требует точного и неуклонного воплощения в жизнь правовых норм.

Поскольку перечисленные и иные закрепляемые в праве социальные ценности относятся к числу наиболее важнейших, все принципы права действуют в тесной связи и органично дополняют друг друга. Сущность принципа справедливости не может быть в полной мере раскрыта в отрыве от них. Кроме того, критерием справедливости соизмеряются все отрасли и нормы права.

Как уже упоминалось, право есть нормативно закрепленная справедливость, которая составляет фундамент права, отражает свойство его норм. Само же право выступает носителем справедливости, обеспечивает ее достижение. Давно общепризнано, что правовое государство немыслимо без справедливых законов. Известный русский юрист А.Ф.Кони по этому поводу писал: "Справедливость должна находить себе выражение в

1.Кудрявцев В.Н. Право и поведение. - М, 1978. С. 99.

 

16

законодательстве, которое тем выше, чем глубже оно всматривается в жизненную правду людских потребностей и возможностей, и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в нем живого, а не формального отношения к личности человека"1.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие основные выводы:

1.Принципу справедливости с его оценочным характером и выполняемой ценностно-соизмерительной функцией принадлежит особая координирующая роль в системе положений и норм российского права. С точки зрения справедливости, важнейшей социальной ценностью выступает достижение оптимального соотношения между общечеловеческими ценностями (в том числе и правовыми принципами), соответствующими данному уровню экономического, политического, социального и культурного развития общества и обеспечивающими успешное решение как ближайших, так и перспективных задач нормативного регулирования.

2. Благодаря наличию отмеченной особенности, принцип справедливости в известной мере обосновывает другие принципы права, определяет их действия в конкретных исторических условиях. В связи с этим справедливость иногда называют важнейшим системообразующим свойством права. Корректирующее влияние принципа справедливости удерживает законность от превращения в формализм и догматизм, гуманизм - в анархию и т.п.

 

 

 

 

 

1 Кони А.Ф. Собр. соч. - М., 1968. Т. 6. С. 25.1.

 

 

17

2. Принцип справедливости в правотворчестве и правоприменении

2. 1. Реализация принципа справедливости в процессе правотворчества

 

В многообразной и динамичной правовой сфере общества правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясним, поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партии, государства и общества.1

Информация о работе Справедливость как принцип права