Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа
Целью исследования является анализ соотношения и взаимодействия права и справедливости как принципа правотворчества и правоприменения.
Введение………………………………………………………………….…… 5
1. Принцип справедливости – обобщающее начало права……………….....16
1.1. Понятие справедливости, как юридической нормы…………………….11
1.2. Сущность и роль принципа справедливости в системе права………….16
2. Принцип справедливости в правотворчестве и правоприменении……….38
2. 1. Реализация принципа справедливости в процессе правотворчества …26
2.2 Реализация принципа справедливости в правоприменительной деятельности …………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………….……………38
Список использованной литературы……………………………………..… 40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
(кафедра)
(дисциплина)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Справедливость как принцип права
Студент | Кудрина Ирина Николаевна |
Группа | 09402 Юр |
Дата | 09 января 2011г. |
Подпись | ______________________________ |
|
|
Преподаватель | Безрядин Д.Н. |
Дата | ______________________________ |
Оценка | ______________________________ |
Подпись | ______________________________ |
Новосибирск 2010
2
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1. Принцип справедливости – обобщающее начало права……………….....16
1.1. Понятие справедливости, как юридической нормы…………………….11
1.2. Сущность и роль принципа справедливости в системе права………….16
2. Принцип справедливости в правотворчестве и правоприменении……….38
2. 1. Реализация принципа справедливости в процессе правотворчества …26
2.2 Реализация принципа справедливости в правоприменительной деятельности …………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..… 40
3
ВВЕДЕНИЕ
Представленная работа посвящена теме "Справедливость как принцип права".
Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права - это тавтология (Павел, Цельс, II- III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития.. Гуго Греции также считал идею справедливости необходимым признаком права. По мысли Г. Гроция, право есть то, что не противоречит справедливости.
Справедливость – это одна из важнейших проблем современности, которая выражает сложные диалектические процессы мирового развития в прошлом и настоящем. С нею, так или иначе, связаны представления людей о будущем, их извечное стремление к гармонии и совершенству общественных взаимоотношений. Изучение принципа справедливости дает возможность глубже постигнуть смысл переживаемой современным человечеством эпохи.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения актуальных проблем тематики данного исследования. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является анализ условий для справедливости как принципа права.
4
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является анализ соотношения и взаимодействия права и справедливости как принципа правотворчества и правоприменения.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. изучение, обобщение имеющегося теоретического материала по данной
проблеме, его осмысление;
2. рассмотрение понятия «справедливость» и «право»;
3. определение роли прнципа справедливости в правотворчестве и правоприменении.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники
информации. Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы " Справедливость как принцип права ". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов " Справедливость как принцип права ".
В главе второй более подробно рассмотрены содержание проблемы "Справедливость как принцип права ".
В процессе исследования делается попытка найти ответы на эти общие для многих отраслей знания вопросы и расширить и те специфические проблемы, которые стоят перед юриспруденцией, в том числе и относящиеся к справедливости. Исследуется процесс развития и функционирования права и справедливости в их взаимодействии и взаимопроникновении Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы " Справедливость как принцип права ", круг вопросов и логическую схему ее построения. Теоретической и методологической основой проведения
5
исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме " Справедливость как принцип права " послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Справедливость как принцип права ", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
6
1. Принцип справедливости – обобщающее начало права
1.1. Понятие справедливости как юридической нормы
Понятие справедливости - сложное и многогранное. В соответствии с энциклопедическим словарем справедливость - есть «категория морально -правого и социально - политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием».
Феномен справедливости вызвал к себе интерес исследователей очень давно. С древнейших времен лучшие умы человечества пытались отыскать понятие «справедливость». Весьма характерно представление о справедливости, выраженное в древнекитайской философии. Известную роль оно играет в консервативном этико-политическом учении Конфуция. По Конфуцию, быть справедливым означает следовать принципу «жэнь» -человеколюбия, а это предполагает неуклонное соблюдение норм установленного церемониала. Понятие «и» (собственно справедливость) носит у Конфуция подчиненный характер и интерпретируется как «долг». Наличие справедливости – одна из необходимых черт «благородного мужа», который отличается от «низших людей» – простолюдинов. Согласно Конфуцию, «справедливо все то, что способствует укреплению централизованной власти правящих слоев, сохраняет единовластие, укрепляет патриархально-
истории… каждая страница была испещрена словами «гуманность»,
7
«справедливость», «мораль» и «добродетель»… и вдруг между строками рассмотрел, что вся книга исписана одним словом – «людоедство»1.
В Древней Греции, колыбели европейской культуры, понятию справедливости уделялось повышенное внимание. Гесиод, один из ранних представителей древнегреческой литературы и общественной мысли, в своих сочинениях высказывал суждения о справедливости. Из всех человеческих добродетелей Геосид, как это видно из его поэмы «Работы и дни», главной считал справедливость. Согласно Геосиду, понятие справедливости означало не только честность, умеренность, но, прежде всего отказ от захвата чужой собственности любым путем – обманом или насилием, а основанием справедливости является мера – взаимная выгода, утилитарный расчет. Справедливость у Гесиода неразрывно связана с кругом представлений свободных земледельцев, вчерашних общинников, она имеет вполне земной, социально окрашенный характер. Согласно взглядам Гераклита Эфесского, «все происходящее в мире представляет собой не что иное, как проявление «божественного логоса», справедливости, управляющей ходом событий. Все положительные законы, за которые народ должен сражаться «как за свои стены», вытекают из справедливости»2. Особое внимание рассмотрению справедливости уделял Сократ, называя ее предметом «драгоценнее всякого золота»3. В философском учении Сократа проблема справедливости занимала особое место и это естественно, поскольку мыслитель принципиально отказался от натурфилософских размышлений и обращение к человеку как центру и главному объекту познания и самопознания. Сократ стремился доказать существование единого и общего понятия справедливости, связывая его с нравственностью и знанием. Несправедливость неестественна, так как она плод незнания, заблуждения.
1 См.: Ян Юн-ro. История древнекитайской идеологии. М. 1957. С. 141-142.
2 См.: Материалисты Древней Греции. М. 1955. С. 45.
3 См.: Платон. Государство, 1, 336 е.
8
Платон сделал справедливость почти синонимом права. Исходным пунктом размышлений в его сочинении «Государство» является собственность, имущественное право, обладание богатством. Размышляя, Платон приходит к выводу о том, что справедливость – не столько личная, сколько государственная добродетель. «Справедливость будет и сделает справедливым государство преданность своему делу у всех сословий –
дельцов, помощников и стражей, причем каждое из них будет выполнять то, что ему свойственно»1. Согласно Платону, самое совершенное государство должно обладать главными доблестями, среди которых важное место отводится справедливости. Справедливость – одна из четырех добродетелей наисовершеннейшего (идеального) государства. Наиболее стройную концепцию справедливости создал в античной философии Аристотель. Справедливость для Аристотеля — важнейшее понятие, без которого не может существовать ни гражданская, ни политическая жизнь. Центральным понятием, характеризующим справедливость, для Аристотеля выступает «соразмерность» как принцип организации разумного равновесия. То, что соразмерно, то и справедливо. О справедливости в смысле соразмерности Аристотель писал: «Распределение почестей или денег, или вообще всего того, что может быть распределено между людьми… Другой ее вид проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмен»2.
Многие идеи греческих философов (Эпикура, Аристотеля и других) нашли свое отражение в философско-социальных и юридических концепциях Древнего Рима.
Римское право развивалось под влиянием судебных прецедентов, при создании которых юристы нередко исходили из принципа уравнительной справедливости. Однако это не означает, что развитие римского права
1 См.: Платон. Соч. М, 1971. Т. 3(1). С. 226.
2 См.: Аристотель. Этика. Кн. V, 5. /Пер. Э. Радлова. СПб., 1908. С. 86-87.
9
базировалось на принципе справедливости. Между тем советский философ А.И. Новиков высказал мнение о том, что «именно в Риме понятие справедливости было переведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых формул».1
Среди идеологов христианства особенно значительное внимание категории справедливости уделил Фома Аквинский. Доминирующим началом в философии справедливости Ф. Аквинского является полное лишение категории справедливости земного, социального характера и превращение ее в одно из средств укрепления существующих общественных отношений.