Система здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:30, реферат

Краткое описание

Основными направлениями реформы здравоохранения являются не только вопросы оптимизации управления, рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов, реструктуризации системы лечебно-профилактической помощи населению, но и вопросы правовой защиты пациентов. В этих условиях исследование по вопросам предоставления пациентам услуг на платной основе, очень актуально, поскольку незнание своих прав пациентами в этой области, как показывает практика приводит к злоупотребле

Файлы: 1 файл

медицинское.docx

— 55.86 Кб (Скачать)

Таким образом, медицинское  учреждение освобождается от ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, лишь в том случае, если докажет, что  неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой  силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Возмещение материального  вреда (ущерба) осуществляется как в  добровольном порядке, так и по решению  суда. При достижении обоюдного согласия между руководителем учреждения здравоохранения, независимо от форм собственности, или частнопрактикующим врачом (специалистом, работником) и представителем застрахованного  пациента выносится решение о  выплате потерпевшему суммы возмещения материального вреда (ущерба).

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он произвел или должен будет произвести для  восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему  некачественной медицинской или  лекарственной помощи, а также  возмещением упущенной выгоды и  морального ущерба.

Размер возмещения зависит  от величины понесенных на лечение  расходов, длительности нетрудоспособности застрахованного, результата (выздоровление, хронизация полученного заболевания либо травмы, инвалидность, смерть застрахованного), а для работающего - также от степени утраты трудоспособности и размера утраченного заработка (дохода).

Размер возмещения определяется на основании счетов соответствующих  организаций и других документов либо согласно ценам, сложившимся в  той местности, в которой потерпевший  понес эти расходы, а также  документов, подтверждающих размер утраченного  заработка.

Суммы возмещения вреда (ущерба) подлежат индексации в связи с  повышением стоимости жизни в  установленном законом порядке. Потерпевшему, нуждающемуся в нескольких видах помощи, возмещаются расходы, связанные с получением каждого  вида помощи.

Решение о выплате ущерба оформляется приказом руководителя учреждения здравоохранения. Приказ должен быть мотивированным, в нем указываются: дата нанесения ущерба; гражданин, которому устанавливается возмещение ущерба; размеры возмещения и сроки выплаты. Материальный вред возмещается в  виде денежной выплаты переводом  денежной суммы на открытый пациентом  счет в банке.

При отсутствии согласия между  сторонами пациенту вручается мотивированный отказ. При получении мотивированного  отказа страховщик (представитель застрахованного) вправе обратиться в суд.

Если застрахованному причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то только суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При судебном способе защиты прав застрахованных страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи данного случая, оказать содействие застрахованному в оформлении претензии  и иска к учреждению здравоохранения  или частнопрактикующему врачу  и направить заявление застрахованного  пациента вместе с необходимыми документами  в суд. К заявлению застрахованного прикладываются результаты экспертизы страховой медицинской организации.

ГПК РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2003 г., в ряде статей предусматривает нормы, касающиеся возмещения вреда, причиненного здоровью граждан. Статья 29 определяет, что иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья, могут предъявляться истцом в суд по месту его жительства или месту причинения вреда. По делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, в процессе участвует прокурор (ст. 45). По данной категории исков истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст. 89). Статья 120 предусматривает возможность объявления в розыск ответчика по требованиям о возмещении вреда здоровью, если его место пребывания неизвестно.

В своем решении о денежном возмещении вреда (ущерба) суд указывает  согласно ст. 1101 ГК РФ размеры и сроки  возмещения. Размер компенсации морального вреда (ущерба) определяется судом в  зависимости от характера причиненных  потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя ущерба (вреда). При определении размера компенсации морального вреда (ущерба) должны учитываться требования разумности и справедливости.

Таким образом, с материально-правовой точки зрения все обстоит относительно благополучно; норм, которые позволяли  бы потерпевшим пациентам обосновать свои субъективные права на возмещение как договорного, так и внедоговорного вреда, причиненного ненадлежащим врачеванием, в российском законодательстве, казалось бы, достаточно. Все упирается (как  часто бывает у нас в России) в соблюдение этого законодательства.

В многочисленных публикациях, посвященных нарушениям, допущенным при оказании платных медицинских  услуг, упоминаются такие, в частности, факты, как отказы врачей провести обследование, поставить диагноз, сообщить информацию о здоровье, выдать на руки результаты анализов, медицинскую карту, рентгеновские  снимки, и все это на фоне откровенно бесчеловечного обращения с пациентами.

Как можно заставить медперсонал  соблюдать многочисленные права  пациентов? - вопрос более социологический, чем юридический. Нормализация дел в данной области должна быть результатом взаимодействия целого ряда глобальных факторов, первыми среди которых, несомненно, должны быть названы укрепление экономического положения медицинских организаций, материального благосостояния их работников и повышение культурного уровня медицинского персонала.

Мы должны с горечью  признать, что одно только гражданское  право здесь, увы, бессильно. Рассчитанное на регламентацию нормальных имущественных отношений, оно утрачивает значительную долю своей силы и эффективности в отношениях правоохранительных. Угроза обращения с иском о возмещении вреда, причиненного ненадлежащим врачеванием, прозвучавшая из уст прикованного к постели пациента, разве что разозлит, но не остановит негодяя в белом халате. Значит, пока не произошло тех макроизменений, о которых мы упомянули, в какой-то мере скорректировать положение дел может только стремительная высокопрофессиональная реакция контрольно-лицензионных и правоохранительных органов (в первую очередь прокуратуры) на любые сообщения о нарушении прав человека медицинскими организациями. Обеспечить законность и соблюдение прав пациентов могут, полагаем, только средства публичного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медицинские учреждения относятся  к некоммерческим организациям, не имеющим извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль  между участниками, т.е. учредителями. Некоммерческие организации могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они созданы, и соответствующую  этим целям.

Медицинское учреждение имеет  право оказывать платные услуги при соблюдении целого ряда условий:

1) право на занятие  предпринимательской деятельностью,  к числу которых относится  оказание платных услуг, должно  быть зафиксировано в уставе  медицинского учреждения.

2) платные услуги должны  оказываться в предусмотренном  нормативными актами порядке,  важнейшие из которых отражены  в рассмотренных в настоящей  работе Правилах предоставления  платных медицинских услуг населению  медицинскими учреждениями.

Основные принципы определения  видов медицинской помощи, которые  могут оказываться на платной  основе, следующие:

1) виды медицинской помощи, которые не являются обязательными  для оказания на бесплатной  для населения основе. В частности на платной основе могут оказываться виды медицинской помощи, которые отсутствуют в территориальной программе ОМС и не относятся к скорой медицинской помощи, к лечению социально значимых заболеваний, а также заболеваний, представляющих опасность для окружающих, не входят в целевые программы и перечни дорогостоящей специализированной медицинской помощи, финансируемой за счет средств государства;

2) медицинская помощь  лицам, не имеющим право на  получение бесплатной медицинской  помощи в соответствии с программой  ОМС, целевыми программами и  т.п.;

3) медицинская помощь  по видам услуг, сверх предусмотренных  стандартами лечения;

4) медицинская помощь  по видам специализированной  помощи, которые не являются обязательными  для данного медицинского учреждения  с учетом его специализации  и уровня (например, лапароскопические операции, выполняемые на уровне районной больницы).

5) медицинская помощь  при анонимном лечении (за исключением  обследования на СПИД).

6) медицинская помощь  при создании улучшенных условий  обслуживания, не связанных напрямую  с лечебными мероприятиями

7) оказание медицинских  услуг вместо традиционно предусмотренных  альтернативными методами, обладающими  дополнительными потребительными  свойствами, но не обеспеченными  финансированием в рамках программы  ОМС или из бюджета;

8) оказание плановой медицинской  помощи вне общей очереди.

Правомерность этого критерия определяется двумя основными требованиями:

а) предоставление медицинской  помощи вне очереди не должно существенно  влиять на сроки и условия получения  бесплатной медицинской помощи другими  пациентами. Оптимальным в этом случае является оказание платных услуг  в отдельных платных кабинетах  или вне основного рабочего времени;

б) недопустимо искусственное  создание очередей с целью вынуждения пациентов обращаться за платной  помощью;

9) виды медицинской помощи, не обеспеченные финансированием.

10) услуги, лишь косвенно  связанные с медицинской помощью  (ритуальные услуги, пребывание в  стационарах с целью обеспечения  ухода, доставка лекарств на  дом, транспортные услуги, прокат  изделий медицинского назначения, выдача справок и дубликатов  по запросам граждан в случаях,  когда законом не предусмотрен  обязательный характер выдачи  справок, и т.д.).

Исключение во всех перечисленных  выше случаях составляет оказание экстренной медицинской помощи, которая предоставляется  бесплатно.

К важнейшим вопросам организации  предоставления платных услуг относится  порядок установления цен (тарифов) на платные услуги, который имеет  достаточно четкую правовую основу.


Информация о работе Система здравоохранения