Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 01:13, шпаргалка
1. Агентский договор: понятие, содержание, особенности. Субагентский договор
В агентском договоре одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет другой стороны (принципала) юридические и иные (фактические) действия либо от своего имени, либо от имени принципала.
Агентский договор является:
1) консенсуальным;
2) взаимным;
3) возмездным – за совершение юридических и иных (фактических) действий агент получает вознаграждение.
Агентский договор может использоваться как в предпринимательском обороте, так и в других гражданскоправовых отношениях.
Предметом агентского договора является оказание посреднических услуг в совершении любых правомерных действий.
30. Договор поставки: понятие, содержание. Особенности поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Договор поставки - это договор, по которому поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Договор поставки является консенсуальным, двусторонним, возмездным.
Правовые особенности договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд проявляются в его субъектном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора. Расходы по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд финансируются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования РФ и субъектов РФ. В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных или муниципальных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.
Выделение поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) в отдельный вид купли-продажи преследует цель установление специального правового режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство - Российская Федерация и ее субъекты (ст. 124 ГК). Сфера применения поставок товаров для государственных или муниципальных нужд определяется понятием таких нужд. Также данная сфера регулируется другими законами, в частности, в Федеральном законе от 05 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Понятие "государственные или муниципальные нужды" характеризуется следующими признаками. Во-первых, сущность нужд, то есть потребности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах. Во-вторых, источник их покрытия - средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В-третьих, преследуемые цели. Ими могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды).
Особенности договора поставки товаров для государственных нужд:
- покупателем по договору выступает государственный заказчик, определяемый Правительством РФ (федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение), или непосредственный получатель товаров, прикрепленный к поставщику государственным заказчиком;
- поставка товаров может осуществляться как на основе договора поставки товаров для государственных нужд, заключенного между поставщиком и получателем товаров во исполнение государственного контракта, так и непосредственно - на основе самого государственного контракта;
- заключение государственного контракта государственных заказов путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов и аукционов (см. Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд");
- государственный заказчик может передать право на заключение государственного контракта другим лицом в порядке, установленном законом;
- закон определяет круг юридических лиц - поставщиков, для которых принятие государственного заказа и заключение государственного контракта обязательно (казенные предприятия, предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке);
- в случае заключения государственного контракта в обязательном порядке государственный заказчик обязуется возместить все убытки, которые могут быть причинены исполнением государственного контракта (за исключением убытков, понесенных казенными предприятиями);
- покупатель вправе полностью или частично отказаться от принятия товаров, указанных в извещении о прикреплении, выданном государственным заказчиком. При этом поставщик вправе требовать от государственного заказчика прикрепления к другому покупателю;
- закон устанавливает порядок и сроки заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд;
- обязанности по разработке государственного контракта лежат на государственном заказчике;
- по общему правилу оплачивает товары, поставленные на основе государственного контракта, государственный заказчик, а товары, поставленные на основе договора поставки товаров для государственных нужд, - их непосредственный получатель как сторона договора;
- законом установлена неустойка для поставщика, допустившего недопоставку в размере 50% от стоимости недопоставленных товаров, которая носит штрафной характер (при этом непоставленными считаются и товары, не соответствующие требованиям о качестве);
- различными нормативными актами устанавливается размер и характер ответственности государственного заказчика за просрочку оплаты поставленных товаров.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд – разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор статьями ГК РФ, посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; «О государственном материальном резерве»; «О государственном оборонном заказе». Общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено иное. Срок выполнения действий по заключению договора ограничен законом: он определен либо в 30, либо в 20 дней. Цена товара – рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников РФ. Участниками договора этого типа являются:- заказчик (в роли его выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими);- поставщик (в этой роли выступают предприниматели);- получатель товара (покупатель). Предметом договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется этот договор двумя документами:- государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд – договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);- договором поставки для государственных или муниципальных нужд – договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику. В процедуре заключения договора поставки для государственных нужд можно выделить следующие этапы:- определение государственных или муниципальных нужд в товарах определенного вида;- выдача заказа на поставку товара заказчику;- размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах);- заключение контракта между поставщиком и заказчиком;- направление заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику;- заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика. Нарушения, допущенные покупателем:- невыборка товаров покупателем в обусловленный срок;- непредставление покупателем отгрузочной накладной;- неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем.
31. Договор продажи недвижимости: понятие и содержание. Особенности договора продажи предприятия.
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 549 ГК РФ).
Договор продажи недвижимости является консенсуальным, поскольку считает-ся заключенным с момента достижения сторонами соглашения по его су-щественным условиям, а момент вступления договора в силу не связывает-ся с передачей товара покупателю. Собственно передача товара покупателю представляет собой исполнение заключенного и вступившего в силу дого-вора купли-продажи со стороны продавца1. Поэтому в тех случаях, когда момент вступления договора в силу совпадает с фактической передачей товара, можно говорить об особом порядке заключения договора купли-продажи и о том, что он исполняется в момент заключения, но не о реаль-ном характере договора.
Договор продажи недвижимости является возмездным, поскольку продавец за ис-полнение своих обязанностей по передаче товара покупателю должен получить от последнего встречное предоставление в виде оплаты полученного товара.
Договор продажи недвижимости является взаимным, поскольку каждая из сто-рон этого договора (продавец и покупатель) несет обязанности в пользу другой стороны и считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать. Более того, в договоре имеют место две встречные обязанности, одинаково существенные и важные: обязанность продавца передать покупателю товар и обязанность покупателя уплатить покупную цену, - которые взаимно обусловливают друг друга и являются в принципе экономически эквивалент-ными.
Основная обязанность продавца - это передача недвижимости покупателю. «Продавец обязан передать вещь»1.Являющийся предметом купли-продажи товар, в отношении которого имеются права третьих лиц, может оказаться истребованным этими лицами у покупателя.
Как отмечал Шершеневич Г. Ф., «на продавце лежит ответственность за право на вещь, им отчуждаемую. Цель купли-продажи заключается в предоставлении права собственности, а это возможно только при условии, если такое право принадлежит самому продавцу»1.
Эта обязанность является общей для всех договоров купли-продажи. С момента передачи вещи у покупателя, как правило, возникает право собственности (п. 1 ст. 223 ГК). Однако у покупателя недвижимости право собственности возникает с момента регистрации перехода права собственности, который может и не совпадать с фактической передачей недвижимости.