Шпаргалка по дисциплине "Право социального обеспечения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 23:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Право социального обеспечения".

Файлы: 1 файл

shpory_pravo_socialnogo_obespecheniya_2014.docx

— 284.21 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

26. Досрочные  пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами профессиональной деятельности. Профессиональные пенсии.

 

Какие категории граждан вправе рассчитывать на досрочную трудовую пенсию по старости?

 

В настоящее время лица, имеющие право на по­лучение досрочной трудовой пенсии по старости, могут быть условно разделены на две основные категории:

Категория первая лиц, имеющих право на по­лучение досрочной трудовой пенсии по старости:

лица, право которых на получе­ние досрочной трудовой пенсии по старости возникает в связи с исполнением ими определенных профессиональных обязанностей (т. е. определенных видов трудовой деятельности

Категория вторая лиц, имеющих право на по­лучение досрочной трудовой пенсии по старости:

лица, право кото­рых на получение досрочной трудовой пенсии по старости возникает в связи с их особым социальным положением

В ст. 27 и 27.1 ФЗ «О трудовых пенсиях» перечисле­ны виды трудовой деятельности, осуществление ко­торых позволяет получить право на досрочную тру­довую пенсию по старости.

К ним относятся, в том числе:

1) подземные работы, работы с  вредными условиями труда и  в горячих цехах;

2) работы с тяжелыми условиями  труда;

3) работа в качестве трактористов-машинистов  в сельском хозяйстве, других  отраслях экономики, а также в  качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных  машин;

4) работа в текстильной промышленности  на работах с повышенной интенсивностью  и тяжестью;

5) работа рабочих локомотивных  бригад и работников отдельных  категорий, непосредственно осуществляющих  организацию перевозок и обеспечивающих  безопасность движения на желез­нодорожном  транспорте и метрополитене, а  также в качестве водителей  грузовых автомобилей непосредственно  в техноло­гическом процессе  на шахтах, разрезах, в рудниках  или рудных карьерах на вывозе  угля, сланца, руды, породы;

6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бри­гадах  непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографи­ческих, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

7) работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе стар­ших) непосредственно на лесозаготовках  и лесосплаве, вклю­чая обслуживание  механизмов и оборудования;

8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизато­ров) комплексных  бригад на погрузочно-разгрузочных  работах в портах;

9) работа в плавсоставе на  судах морского, речного флота  и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории  порта, служебно-вспомогательных и  разъездных судов, судов пригородного  и внутригородского сообщения);

10) работа в качестве водителей  автобусов, троллейбусов, трамваев  на регулярных городских пассажирских  маршрутах;

11) работа в течение полного  рабочего дня на подземных  и открытых горных работах (включая  личный состав горноспаса­тельных  частей) по добыче угля, сланца, руды  и других полезных ископаемых  и на строительстве шахт и  рудников;

12) работа на судах морского  флота рыбной промышленно­сти  на работах по добыче, обработке  рыбы и морепродуктов, приему  готовой продукции на промысле (независимо от харак­тера выполняемой  работы), а также на отдельных  видах судов морского, речного  флота и флота рыбной промышленности;

13) работа в летном составе  гражданской авиации;

14) работа, связанная с непосредственным  управлением поле­тами воздушных  судов гражданской авиации;

15) работа в инженерно-техническом  составе на работах по непосредственному  обслуживанию воздушных судов  граж­данской авиации;

16) работа в качестве спасателей  в профессиональных аварий­но-спасательных  службах, профессиональных аварийно-спаса­тельных  формированиях МЧС России и  участвовавшим в ликви­дации  чрезвычайных ситуаций;

17) работа с осужденными в  качестве рабочих и служащих  уч­реждений, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы;

18) работа на должностях Государственной  противопожарной службы (пожарной  охраны, противопожарных и аварийно-спа­сательных  служб) МЧС России;

19) осуществление педагогической  деятельности в учреждениях для  детей;

20) осуществление лечебной и  иной деятельности по охране  здоровья населения в учреждениях  здравоохранения;

21) осуществление творческой деятельности  на сцене в театрах или театрально-зрелищных  организациях;

22) работа в летно-испытательном  составе при непосредствен­ной  занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной  авиационной, аэрокосмической, воздухоплаватель­ной  и парашютно-десантной техники.

Лица, осуществляющие один или несколько из указанных видов трудовой деятельности, относятся к профессиональной категории лиц, которые вправе рассчитывать на полу­ение досрочной трудовой пенсии по ста­рости.

Для того, чтобы реализовать свое право, необходи­мо не просто работать в указанных сферах деятельности, но и соблюсти ряд условий, которые включают в себя:

выработку определенного стажа (общего, по кон­кретной специальности) и (или)

достижение установленного возраста.

Внимание. Действующая пенсионная система России предполагает наличие так называемых профессиональных пенсионных систем (ППС).

 

Во многих уже принятых законах предполагается наличие таких профессиональных пенсионных систем (в заоне о трудовых пенсиях, о негосударственных пенсионных фондах и др). Проект такого закона был передан на рассмотрение в Государственную Думу уже несколько лет назад.

Однако наша правящая партия, отражающая интересы крупных олигархов, по которым впервую очередь "ударил" бы этот закон, естественно его заблокировала (предполагается, что "досрочников" должны были оплачивать владельцы соответствующего бизнеса - шахты, металлургические коминаты и пр.).

Так что вступит ли в действие закон о профессиональных пенсионных системах, большой вопрос.

А пока...

Условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости для указанной категории граждан после дня вступления в силу федерального зако­на о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного федерального закона в силу у застрахованного лица было вырабо­тано не менее половины стажа на соответ­ствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости.

При соблюдении указанных условий застрахован­ным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях».

Лицам, про­работавшим на соответствующих видах работ менее по­ловины требуемого срока, а также принятым для выпол­нения этих работ после дня вступления в силу указанного федерального закона, устанавливаются профессиональ­ные пенсии, регулируемые соответствующим федераль­ным законом.

Основные принципы формирования профессиональных пенсионных систем

Реформа пенсионной системы предусматривает преобразование системы льготных пенсий на новой концептуальной основе. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходит из того, что для работников внебюджетного сектора экономики формирование новых прав на досрочную пенсию в рамках обязательной системы пенсионного страхования на общих основаниях прекращается. Вместе с тем, досрочные пенсии не отменяются. Им на смену должны прийти профессиональные пенсионные системы, создание которых является составной частью программы пенсионной реформы.

В основу формирования профессиональных пенсионных систем должны быть положены иные принципы, чем те, которые были приняты в системе льготных пенсий.

Прежде всего, система досрочных пенсий не может быть оптимизирована без введения обособленных платежей работодателя за каждого работника, занятого в особых условиях труда.

В качестве источника финансирования профессиональных пенсий должны быть введены дополнительные страховые взносы, уплачиваемые в профессиональные пенсионные системы водяные тепловые завесы Frico . Поскольку период формирования прав на досрочную пенсию и период их реализации различаются по продолжительности у разных профессиональных групп работников, равный уровень их пенсионного обеспечения может быть обеспечен при установлении дифференцированных тарифов страховых взносов, обязательных для всех предприятий и организаций, имеющих рабочие места с вредными или тяжелыми условиями труда. Это позволит тем категориям работников, которые имеют более короткий профессиональный стаж, накопить суммы, достаточные для выплаты досрочных пенсий в течение более продолжительного периода.

Тарифы страховых взносов должны быть установлены в процентах к индивидуальному заработку работника, занятого на рабочем месте с особыми условиями труда.

Размер платежа должен обеспечивать выплату из профессиональной пенсионной системы, соответствующую сложившемуся к моменту введения нового законодательства уровню пенсионного обеспечения в рамках обязательной пенсионной системы при условии соблюдения работником требований к продолжительности его профессионального стажа.

Величина тарифов взносов будет устанавливаться специальным законом исходя из предусмотренных оснований и сроков выплаты пенсий из профессиональных пенсионных систем, а также предположений о сроках начала трудовой деятельности на рабочих местах с особыми условиями труда и продолжительности участия в профессиональных пенсионных системах.

Дополнительные взносы следует уплачивать работодателю в течение всего периода занятости работника в особых условиях труда. Если человек переходит на работу с нормальными условиями труда, внесение взносов прекращается.

В рамках профессиональных пенсионных систем предусматривается использовать накопительный механизм финансирования, что обусловлено, по меньшей мере, двумя обстоятельствами.

Во-первых, это защита от ожидаемого в ближайшие года ускорения процесса старения населения. Даже в системе обязательного пенсионного страхования, основанной на большей диверсификации плательщиков взносов, в целях защиты ее от прогнозируемых неблагоприятных демографических сдвигов введен накопительный компонент, который должен придать системе дополнительную финансовую устойчивость. Профессиональная пенсионная система, организованная в рамках отраслевой или отдельной профессиональной группы, безусловно, окажется более чувствительной к изменениям демографической структуры населения.

Во-вторых, еще более серьезной проблемой для профессиональных пенсионных систем могут стать структурные изменения в экономике или в финансовом положении отдельных компаний создавших профессиональные пенсионные системы. В этих условиях велика вероятность того, что распределительная пенсионная система может оказаться не жизнеспособной чайник из термостойкого стекла . Наличие же индивидуальных пенсионных накоплений позволит не увязывать судьбу пенсионных выплат с судьбой того или иного работодателя.

Формирование профессиональных пенсионных систем предполагает предоставление возможности выбора различных альтернатив. Для работодателя альтернативой является создание профессиональной пенсионной системы с Пенсионным фондом Российской Федерации либо с негосударственным пенсионным фондом.

Участие Пенсионного фонда Российской Федерации в формировании профессиональных пенсионных систем имеет принципиально важное значение. Он является крупнейшим специализированным в области пенсионного обеспечения финансовым институтом, который имеет свои отделения на всей территории страны. Пенсионный фонд Российской Федерации пользуется достаточно высоким уровнем доверия у большинства населения и работодателей. Наконец, Фонд располагает организационными и техническими условиями, позволяющими в достаточно короткие сроки провести необходимую подготовительную работу к созданию профессиональных пенсионных систем.

Вместе с тем, профессиональные пенсионные системы имеют реальные шансы стать эффективными институтом социальной защиты и экономического развития только в том случае, если с самого начала к участию в их формировании будут допущены негосударственные пенсионные фонды, которые являются специализированными организациями в области пенсионного обеспечения и имеют соответствующий опыт работы.

Привлечение негосударственных пенсионных фондов расширяет для работодателя поле выбора партнера по созданию профессиональной пенсионной системы, создает предпосылки для развития конкуренции в сфере обязательного пенсионного страхования, а, следовательно, для повышения качества пенсионных услуг, роста благосостояния пенсионеров.

Кроме того, негосударственные пенсионные фонды располагают отработанной технологией накопительного финансирования выплат, что позитивно отразится на формировании нового механизма досрочного пенсионного обеспечения.

Привлечение других финансовых институтов в сферу обязательного профессионального пенсионного страхования также было бы полезно для ее развития. Это, в частности, могли бы быть управляющие паевыми инвестиционными фондами и страховые компании, которые в состоянии достаточно успешно осуществлять пенсионные накопления.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Право социального обеспечения"