Шпаргалка по дисциплине "Право социального обеспечения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 23:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Право социального обеспечения".

Файлы: 1 файл

shpory_pravo_socialnogo_obespecheniya_2014.docx

— 284.21 Кб (Скачать)

ПСО

1. Право человека  на социальное обеспечение в  международных актах

 
       Предоставление  гражданам социальных и социально-экономических  прав показывает насколько развито  общество в том или ином  государстве.

  «Всеобщая декларация  прав человека», принятая Генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила  наряду с политическими и личными  правами – право каждого человека  на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания  здоровья и благосостояния его  самого и семьи.

 К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение.  
     Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту.

 Среди международных  актов, подтверждающих право человека  на социальное обеспечение: «Международный  пакт об экономических, социальных  и культурных правах», «Международный  пакт о гражданских и политических  правах 1966 г. Эти документы все ратифицированы нашей страной в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О Международных договорах Российской Федерации» и являются действительными для Российской Федерации.

 

 

2. Российская система  социального обеспечения: современное  состояние, правовые проблемы дальнейшего  развития. Основные положения пенсионной реформы, осуществленной в РФ в 2001 г.

 

 В настоящее время система социального обеспечения РФ представляет собой динамично развивающуюся и перспективную сферу. Государственная система социального обеспечения представляет собой сложное образование, состоящее из нескольких подсистем – обязательного социального страхования, материального обеспечения гос служащих и социальной помощи. Они отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам и размерам выплат, органам управления.

С 1 января 2002 г. кардинальным образом изменился механизм финансирования и исчисления трудовых пенсий. Но к существенному повышению пенсий это не привело, не удалось создать систему профессионального пенсионного страхования, обеспечить эффективное инвестирование средств пенсионных накоплений. Также в июлей 2009 г. были приняты два ФЗ, которые отменяли единый социальный налог, восстановлена система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, установлен годовой максимум заработной платы для взимания взносов. В 2006 г. приняты ФЗ, регулирующие предоставление пособий в связи с материнством, успешно реализуется государственная программа «родовые сертификаты», направленная на повышение качества медицинского обслуживания беременных женщин, рожениц в течение первого года жизни. 
    Система социального обеспечения нуждается и в развитии. Например, система социальных услуг, особенно стационарного социального обслуживания лиц старшего возраста, лиц с ограниченными возможностями, детей-сирот.

Система социального обеспечения динамично развивается и вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

 

3. Организационно-правовые  формы социального обеспечения

       

Выделяют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

государственное (обязательное) социальное страхование;

социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;

государственная социальная помощь.

    Указанные формы  создаются для защиты населения  от социального риска. В ст. 3 Федерального  Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах  обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано  следующим образом: социальный страховой  риск - предполагаемое событие, влекущее  изменение материального и (или) социального положения работающих  граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого  осуществляется обязательное социальное  страхование. 
    1) Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям. Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом. 
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

      2) Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

       3) Еще  одной организационно-правовой формой  осуществления социального обеспечени служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в  РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

 

 

4. Пенсионный фонд  РФ: правовой статус, порядок образования

       Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых  социальных институтов страны. Это  крупнейшая федеральная система  оказания государственных услуг  в области социального обеспечения  в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

       Порядок  образования: материальным источником  любого внебюджетного фонда является  национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе  перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе  его перераспределения при формировании  фондов - специальные налоги и  сборы, средства из бюджета и  займы.

 

 

5. Фонд социального  страхования РФ: правовой статус, порядок образования

       С 1 января 1991 года на основании Постановления  Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании  управления и порядка финансирования  расходов на социальное страхование  трудящихся РСФСР» был образован  внебюджетный Фонд социального  страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

        Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ )

     Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.  
              Порядок образования.

Средства Фонда образуются за счет:

– страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

– страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

– страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

– добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

– ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

– прочих поступлений.

 

 

 

 

 

 

11. Право граждан  на достойный уровень жизни  и его реализация в сфере  социального обеспечения. Прожиточный  минимум.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9—12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка.

Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам" (ст. 25).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Право социального обеспечения"