Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 23:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Право социального обеспечения".
ПСО
1. Право человека на социальное обеспечение в международных актах
Предоставление
гражданам социальных и
«Всеобщая декларация
прав человека», принятая Генеральной
Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила
наряду с политическими и
К числу основных Генеральная
Ассамблея отнесла право на социальное
обеспечение.
Положения Декларации нашли
продолжение в некоторых других международных
документах, например, в «Европейской
социальной хартии», принятой Советом
Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись
19 социальных прав, в том числе на защиту
здоровья, социальную помощь, социальное
страхование, правовую, экономическую
защиту.
Среди международных
актов, подтверждающих право человека
на социальное обеспечение: «Международный
пакт об экономических, социальных
и культурных правах», «Международный
пакт о гражданских и
2. Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития. Основные положения пенсионной реформы, осуществленной в РФ в 2001 г.
В настоящее время система социального обеспечения РФ представляет собой динамично развивающуюся и перспективную сферу. Государственная система социального обеспечения представляет собой сложное образование, состоящее из нескольких подсистем – обязательного социального страхования, материального обеспечения гос служащих и социальной помощи. Они отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам и размерам выплат, органам управления.
С 1 января 2002 г. кардинальным
образом изменился механизм финансирования
и исчисления трудовых пенсий. Но к существенному
повышению пенсий это не привело, не удалось
создать систему профессионального пенсионного
страхования, обеспечить эффективное
инвестирование средств пенсионных накоплений.
Также в июлей 2009 г. были приняты два ФЗ,
которые отменяли единый социальный налог,
восстановлена система страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды,
установлен годовой максимум заработной
платы для взимания взносов. В 2006 г. приняты
ФЗ, регулирующие предоставление пособий
в связи с материнством, успешно реализуется
государственная программа «родовые сертификаты»,
направленная на повышение качества медицинского
обслуживания беременных женщин, рожениц
в течение первого года жизни.
Система социального обеспечения
нуждается и в развитии. Например, система
социальных услуг, особенно стационарного
социального обслуживания лиц старшего
возраста, лиц с ограниченными возможностями,
детей-сирот.
Система социального обеспечения динамично развивается и вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
3. Организационно-правовые формы социального обеспечения
Выделяют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:
государственное (обязательное) социальное страхование;
социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
государственная социальная помощь.
Указанные формы
создаются для защиты
1) Основной организационно-правовой
формой является государственное (обязательное)
социальное страхование. В настоящее время
она преобразуется в соответствии с принципами,
адекватными рыночным отношениям. Обязательному
социальному страхованию подлежат наемные
работники и другие лица, круг которых
определен законом.
Применительно к государственному (обязательному)
социальному страхованию страховыми случаями
могут быть отсутствие спроса на труд
(безработица), болезнь, инвалидность,
старость, смерть кормильца и другие. Их
перечень устанавливается законом.
Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
2) Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.
Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.
3) Еще
одной организационно-правовой
Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.
Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.
Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.
4. Пенсионный фонд РФ: правовой статус, порядок образования
Пенсионный
фонд Российской Федерации (ПФР)
- один из наиболее значимых
социальных институтов страны. Это
крупнейшая федеральная
ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Порядок
образования: материальным источником
любого внебюджетного фонда
5. Фонд социального страхования РФ: правовой статус, порядок образования
С 1 января
1991 года на основании
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ )
Фонд социального
страхования Российской Федерации является
одним из государственных внебюджетных
фондов, относящихся к единой бюджетной
системе Российской Федерации. Бюджет
Фонда, также как и других государственных
внебюджетных фондов, не входит в состав
консолидированного бюджета Российской
Федерации и утверждается в форме самостоятельного
федерального закона.
Порядок образования.
Средства Фонда образуются за счет:
– страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
– страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
– страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
– добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
– ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
– прочих поступлений.
11. Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.
Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.
Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9—12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка.
Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам" (ст. 25).
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Право социального обеспечения"