Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 23:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Право социального обеспечения".
Прожиточный минимум.
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена на уровне 7 263 рубля, для пенсионеров – 5 281 рубль, для детей – 6 432 рубля.
12. Дифференциация условий и норм социального обеспечения.
В широком смысле дифференциация «понимается как любая дискриминация (в позитивном смысле), зависящая от тех или иных условий и закрепленная в нормах». Дифференциация всегда имеет определенные цели, и это представляет собой установление законодателем различий при помощи прогнозируемых правовых средств.
Критерии дифференциации:
1) могут носить объективный
характер — природно-
2) либо зависеть от субъективных
свойств участников
Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.
В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости.
Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения.
Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии — пенсии за выслугу лет.
К социально-значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма).
На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание в определенных регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.
13. Общая характеристика
материальных правоотношений
Правоотношения по социальному
обеспечению - это урегулированные нормами
права фактические отношения по поводу
пре доставления денежных выплат, услуг,
льгот, возникающие между государственными
органами (учреждениями) и физическими
лицами, имеющими на них право.В зависимости
от характера право реализации правоотношения
принято разделять на : материальные, процедурные
и процессуальные. Основу системы правоотношений
составляют материальные правоотношения.
Основные элементы материальных правоотношений:
Субъекты материальных правоотношений
- это граждане и государственные органы,
которые являются носителями прав и обязанностей.
Объектом данных правоотношений является
определенное материальное благо, по поводу
которого они возникают. В каждом конкретном
случае - это определенный вид соци ального
обеспечения (пенсия, пособие, протезирование
и др.).
Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:
1) пенсионные; 2) по выплате пособий, социальных компенсаций; 3) по предоставлению социальных услуг.
Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального обеспечения.
Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии:
а) по старости; б) за выслугу лет или военной службы; в) по инвалидности; г) по случаю потери кормильца; д) социальной.
Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты следующим образом: единовременного характера по выплате: 1) пособия при рождении ребенка; 2) пособия на погребение; 3) пособия нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения; 4) пособия беременной женщине, вставшей а ранние сроки беременности на учет в женской консультации; периодические по выплате: пособия по беременности и родам; пособия по временной нетрудоспособности; ежемесячные по выплате: 5) пособия пострадавшим от радиации; 6) пособий семьям на детей до 16-летнего возраста; 7) ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста; 8) пособий по безработице и другие.
Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений- к ним относятся юридические факты, обладающие определенной спецификой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам. Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, достижение определенного возраста и т. д.
14. Процедурные
и процессуальные
Процедурные и процессуальные правоотношения носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования основных - материальных правоотношений.
Процедурные отношения связаны с установлением юридических фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о применении (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).
Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином действительного или предполагаемого права на социальное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение государственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд.
Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, граждане, а с другой стороны не только государственные органы, но и другие, например, администрация организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экспертный орган, в чью компетенцию входит установление инвалидности и другие.
Причем объектом этих правоотношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).
15. Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.
Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Среди физических лиц следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.
Семья является субъектом пенсионных правоотношений по случаю потери кормильца в рамках всех организационно-правовых форм социального обеспечения.
Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правосубъектностью, в содержании которой существует три структурных элемента:
1) правоспособность (признаваемая
законом способность иметь
2) дееспособность (признаваемая
законом способность
3) деликтоспособность (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).
Правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.
По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).
Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению.
Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.
Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы. К их числу относятся:
1.органы министерства труда и социального развития;
2. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);
3.государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
4. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
5. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
6. органы образования, в
ведении которых находятся
7. органы профсоюзов (по
путевкам для санаторно-
8. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом).
16. Источники права социального обеспечения.
Под источниками ПСО принято понимать нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения и регулирующие общественности отношения, составляющие предмет ПСО.
1 группа: нормы международных актов. К ним относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; Всеобщая декларация прав человека, Конвенция «О правах ребенка», нормы Конвенций МОТ (Например, Конвенция № 117 « Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.)), нормы актов, принятых на уровне Совета Европы (Европейская конвенция о социальном обеспечении), соглашений, заключаемых странами СНГ по вопросам социального обеспечения, («О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др). двусторонние и многосторонние договоры РФ
2 группа: законы РФ. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст. 38); каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (ст. 46).
ФЗ:Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997.
Федеральный закон «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.
2001.
Федеральный закон «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» от 15.12.2001., Федеральный закон
«Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» от 15.12. 2001.
Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995. и т.д.
К ист. ПСО относятся также и законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих лиц. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» от 29.12.2003.
3 группа: подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации»)
постановления Правительства РФ («Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»)
акты федеральных органов исполнительной власти (постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»)
4.Акты региональных органов
власти, органов местного
5.Локальные акты
17. Право граждан на социальное обеспечение в Российской декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции РФ.
Статьей 22 Всеобщей декларации прав человека определено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Право на социальное обеспечение также означает, что общество несет ответственность за обеспечение основных прав для тех групп населения, которые находятся в неблагоприятном положении, и так называемых «уязвимых» групп. Всеобщей декларацией прав человека закреплено право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Право социального обеспечения"