Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:42, контрольная работа
Римское право - это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. - VI в. н.э.). Из этого следует, что это не одно римское право, а ряд следовавших друг за другом юридических систем, накладывающихся во времени одна на другую, постоянно связанных между собой и последовательно сменяющих одна другую с историческими законами развития.
1. Римское право в современной правовой культуре………..……………..3
1.1. Понятие, предмет и периоды истории римского права……………...3
1.2. Система римского права……………………………………………….5
1.3. Этапы и предпосылки рецепции римского права…………….….…...7
1.4. Формирование Романо-германской системы права……….……......10
1.5. Римское право в современной правовой культуре………………….12
2. Задача……………………………………………………………………...16
3. Библиографический список………………………………………………18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФГБОУ ВПО « БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО РИМСКОМУ ПРАВУ
ВАРИАНТ № 1
Выполнила:
ЧИТА - 2014
Содержание
1. Римское право в современной правовой культуре
1.1. Понятие, предмет и периоды истории римского права
Римское право - это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. - VI в. н.э.). Из этого следует, что это не одно римское право, а ряд следовавших друг за другом юридических систем, накладывающихся во времени одна на другую, постоянно связанных между собой и последовательно сменяющих одна другую с историческими законами развития.
Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права периода принципата (I-III в. н.э.) и периода абсолютной монархии - домината (с конца III в. до середины VI в.).
Принципат (от лат. principatus, от princeps - наипервейший) - это форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, но ему помогают управлять выборные государственные органы, избираемые народом.
Доминат (от лат. dominatus, от dominus - господин, хозяин) - форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, управляет без ограничения.
Периоды истории римского права
За свою более чем тысячелетнюю историю римское право с развитием общества не раз претерпевало глубокие структурные изменения. Перед всяким историческим рассмотрением, в первую очередь возникает проблема периодизации. Существует несколько оснований для классификации этапов развития римского права: в буржуазной, в том числе, русской романистике приводилась классификация применительно к существенным переменам государственного строя (эпоха царей, республика, монархия) и в этом есть своя логика. Иосиф Алексеевич Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права1:
- период царей (753 - 510 гг. до Рождества Христова);
- период республики (509 - 28 г. до Рождества Христова);
- период принципата (27 г. до Р.Х. - 284 г.);
- период домината (285 - 476 г.)
В этой схеме представлены периоды становления, развития, первых опытов систематизации римского права. Различия между ними выражаются не только в особенностях политического строя соответствующего периода, но и в основных чертах действующей в его рамках правовой системы.
По утверждению Дождева Дмитрия Вадимовича «современному состоянию романистики - науки о римском праве - отвечает деление (его истории) на пять основных периодов»2:
- архаический (753 - 367 гг. до н.э.) - от основания города (ab urbe condita) до учреждения должности городского претора;
- предклассический (367 - 17 гг. до н.э.) - от учреждения должности городского претора до завершения реформы гражданского судопроизводства, а именно, отмены процедуры per legis actiones принятием законодательства Августа (legis Iulia de iurisdictione);
- классический (17 г. до н.э. - 235 г. н.э.) - от реформы гражданского судопроизводства до смерти Александра Севера, после которой военно-бюрократическая монархия вступает в эпоху «солдатских императоров», когда достигнутая стабильность расшатывается и складываются условия для формирования абсолютной монархии;
- постклассический (IV - V вв.) - период общего культурного упадка;
- юстиниановский (527 - 565 гг.) - подведение итогов многовекового развития и систематизация римского права.
1.2. Система римского права
Каждому периоду соответствовала своя правовая система. В архаический период возникло и развивалось древнейшее римское право, названное по имени древнейшего племени квиритским. Позднее эта система права получило название цивильного права IUS CIVILE, которое распространяло свое действие исключительно на римских граждан. Представление о цивильном праве дают Законы 12 таблиц. Этот закон регулировал патриархальные общественные отношения в городе. Цивильное право применялось только к римским гражданам. Все остальное население, включая иностранцев, действовало по праву народов IUS GENTIUM. Это право лучше и быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Вырастая на базе экономических отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, право народов становится универсальным правом, т.к. оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли). Римские юристы под термином IUS GENTIUM стали обозначать более широкую категорию - общее право для всех народов, полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека. Отсюда они еще употребляли выражение IUS NATURALE (естественное право). Развитие права народа относят к предклассическому периоду. «Естественное право – это такое право, в котором природа наставила все живые существа. Ибо оно не является свойственным лишь роду человеческому, но совместно присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так и в море, а также и птицам». «Всякому бросается в глаза неюридический характер представления о правопорядке, присущем одновременно людям, животным, рыбам и птицам»3,- пишет Чезаре Санфилиппо. В классическом периоде происходит развитие рабовладения. Рост групп рабовладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Старые нормы цивильного права стали недостаточными. Их нужно было пополнять и исправлять. Эта работа легла на высшую патрицианскую магистратуру, учрежденную в 362 г. до н.э., - в лице цивильного городского претора, в ведение которого поступили все судебные дела. В связи с этим возникает преторское право IUS PRAETORIUM. Претор разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, - то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства - право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны - некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.4
Все эти три системы права постепенно приходят к взаимному слиянию. Этому способствует римская экономика, интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота. При практическом применении системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам 12 Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. В результате цивильное право, право народов и преторское право в совокупности можно назвать единым термином - частное право (IUS PRIVATUM), которое соответствовало более или менее гражданскому праву.5
1.3. Этапы и предпосылки рецепции римского права
Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.6
Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.
Рецепция римского права обусловливалась:
- высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;
- недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.
Причины рецепции римского права:
- римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;
- короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
- повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.
Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.
Этапы рецепции:
- глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов.
- постглоссаторов: для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria).
Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.7
Памятники рецепции римского права:
- во Франции – «Извлечения Петра» (XI в.) и «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);
- в Англии – работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);
- в Германии – Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);
- на Руси – Соборное уложение 1649 г.
1.4. Формирование Романо-германской системы права
Романо-германское право возникло в XII–XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета и патримониальной юрисдикции, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее отвечающей названным идеям, оказалось римское право. Первоначально социальной основой и сферой его применения в средневековой Европе было преимущественно городское население, однако через несколько веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской. Кроме экономических причин существовали и социально-культурные предпосылки заимствования Европой римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их адаптация к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как «право разума», «право университетов». Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже – разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В университетах получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.8 Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение. Организационное решение об отстранении церковной инквизиции от гражданских судебных процессов было принято еще ранее Четвертым собором в Латране (1215 г.) С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI –XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.
В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания «европейского дома», евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных границ, а вместе с ними и правового национализма. Основаниями интеграции выступают общие принципы, начала, «дух» римского частного права. Сегодня можно говорить о новом этапе его развития: этапе сближения и унификации законодательных комплексов континентально-европейских стран и построения общеевропейской правовой системы.9
1.5. Римское право в современной правовой культуре
Римское право представляет исключительный по своим особенностям и значению предмет юридического изучения. Восходя в своем историческом становлении к давно минувшим временам античности (и в этом смысле представляя феномен исчезнувшей цивилизации, даже принимая во внимание многовековую повторную жизнь римского права в науке и юридической практике позднего Средневековья, Возрождения и Нового времени), в современной юридической культуре и в современных системах права римское право не имеет непосредственно действительного, практического значения. Внимание, которое заслуженно принято уделять римскому праву в рамках юридического образования или общего научного познания права, объясняется не только огромным влиянием римского права в свое историческое время на становление национальных, правовых культур всей так называемой романо-германской семьи (к которой принадлежит большинство стран Европы, а также Латинской Америки, Африки, Азии), но особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как многовековой работе над ним ученых-юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения. По словам видного современного французского правоведа Р. Давида, «Римская империя знала блестящую цивилизацию, и римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире».10
Для правовых систем романо-германского типа, к которому, с оговорками, принадлежит и традиционное российское право, римское право имеет особую философскую, историческую и культурную значимость. Многие черты общей правовой традиции, многие правовые институты и догматические категории современных правовых систем непосредственно восходят к принципам и структуре римского права, вырабатывались или на его основе, или с учетом критического восприятия. Отдельные сопряжения и догматические требования, восходящие к римскому праву продолжают жить в современном праве — явно или неявно, в прямо заимствованном виде или будучи преломленными через собственную национальную традицию. И эта генетическая связь с римским правом сформировала едва ли не главную качественную особенность всего названного типа правовых систем, представляющего к тому же наиболее развитый — в научном отношении — тип, сравнительно с другими известными мировой юридической практике.
Информация о работе Римское право в современной правовой культуре