Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:42, контрольная работа
Римское право - это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. - VI в. н.э.). Из этого следует, что это не одно римское право, а ряд следовавших друг за другом юридических систем, накладывающихся во времени одна на другую, постоянно связанных между собой и последовательно сменяющих одна другую с историческими законами развития.
1. Римское право в современной правовой культуре………..……………..3
1.1. Понятие, предмет и периоды истории римского права……………...3
1.2. Система римского права……………………………………………….5
1.3. Этапы и предпосылки рецепции римского права…………….….…...7
1.4. Формирование Романо-германской системы права……….……......10
1.5. Римское право в современной правовой культуре………………….12
2. Задача……………………………………………………………………...16
3. Библиографический список………………………………………………18
Сравнительно с другими, историческими или современными, системами права, римское право в наибольшей степени отмечено началом индивидуализма, сосредоточенности на регуляции свободного и самостоятельного в хозяйственном и гражданском отношении положения индивида, признанного обществом и государством за полноправного субъекта. Индивидуальная гарантированность соответствующей правовым началам общежития деятельности, индивидуальная же и правовая ответственность за нарушение этих начал составили основу римского права. Политическая, правовая и культурная ценность индивидуализма в истории человеческого общества оказывается, как о том свидетельствуют многократные безуспешные попытки социальных унификаций и тоталитарного сплочения, непреходящей, единственно плодотворной в социальной перспективе. Внутренние качества римского права приобретают в этом отношении значение классического ориентира всякий раз, когда возникает общественная и юридическая потребность в правовом воплощении индивидуальной свободы гражданина11. Хотя это вовсе не означает, что конкретные юридические достижения римского права и связанной с ним правовой культуры в целом представляют идеально-законченный образец. «Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него — вот девиз, в котором для меня, — писал один из крупнейших знатоков римского права
всех времен Р. Иеринг, — заключается значение римского права нового мира».12
Исключительность римского права еще и в том, что оно продолжило свою юридическую жизнь даже после распада и перерождения государства и народа, давшего ему первую жизнь. Это сформировало почти двух тысячелетний опыт правовой культуры, юридической практики и науки. За многие века римские и неримские юристы, оставаясь в рамках единых начал, разработали и переосмыслили многие стороны правовой жизни общества, многие юридические проблемы и казусы. Вероятно, в некоторых вопросах таким путем была достигнута своего рода беспробельность юридического знания, и римское право стало подобно Евклидовой геометрии обязательностью своих аксиом (при условии обыденных требований человеческого общежития). Конечно, многое из этого спекулятивного опыта осталось самозамкнутой схоластикой, простой игрой юридического разума. Что-то будет только примерами и опытом юридических тупиков, что-то составило основы всей логики права. Хотя логичность и доскональность традиции римского права — не единственные ее достоинства.13 «Именно непоследовательность римских юристов и преторов следует считать одним из их величайших достоинств, которое позволяло им отступать от несправедливых и отвратительных институтов».14
Наконец, безотносительно к содержанию правовых принципов и институтов римскому праву в большинстве обязана своим происхождением современная терминология философии права и юридической практики. Многие понятия и термины современной правовой культуры представляют прямые заимствования: «республика», «конституция», «мандат», «виндикация», «облигация» и т.д. И хотя смысл этих понятий бывает уже значительно отдален от своего первоисточника, изучение исторических сопоставлений оказывается небесполезным. И в этом отношении римское право оказывается частью познания уже вполне современной юридической практики и правовой культуры.
2. Казус. Флавий, Корнелий, Луций и Светоний заключили договор, по которому обязались сроком на пять лет для добычи соли. Они обязались участвовать в деле равными денежными взносами. Спустя три года Светоний был признан по суду несостоятельным. Флавий и Корнелий высказались за сохранение объединения и продолжения дела, поскольку средств для этого хватало. Луций отказался.
Как должен быть решен спор по классическому римскому праву?
Решение:
Библиографический список
1 И.А.Покровского История Римского права: Мн.: Харвест, 2002. — 528 с.
3 Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: учеб. / под ред. Д. В. Дождева. – М.: Изд-во БЕК, 2002. – 400 с.
4 Римское частное право: учебник/под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. – М.: КНОРУС, 2013. – С. 19
5 Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. - 784 с.
6Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). -М, 1984.
7 Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. - 784 с.
8 Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 1998. - С. 457
9 Там же
10 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 51.
11 Римское частное право: учебник / коллектив авторов; под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. – М.: КНОРУС, 2013. – С. 2-11
12 Иеринг Р. Дух римского права. СПб., 1875. С. 14.
13 Римское частное право: учебник / коллектив авторов; под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. – М.: КНОРУС, 2013. – С. 2-11
14 Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 67.
15 Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. – С. 586.
16 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. /отв. Ред. Н.А.Крашенинникова. – М.: Норма, 2009. – С.271
17 Там же
Информация о работе Римское право в современной правовой культуре