Регистрация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Однако, иногда возникают следующие проблемы регистрации юридических лиц: регистрирующие органы руководствоваться законом не желают и требуют, прямо нарушая закон, у заявителя еще и гарантийное письмо от собственника помещения, в котором юридическое лицо будет находиться, о предоставлении им помещения, например по договору аренды, для местонахождения регистрируемого юридического лица, т.е. совершают дополнительные действия по проверке достоверности указанного местонахождения юридического лица, тем самым затягивая регистрацию и даже пропуская сроки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные аспекты государственной регистрации юридических лиц.5
1.1. Признаки юридического лица………………………………………...5
1.2. Возникновение (создание) юридического лица……………………12
Глава 2. Проблемы теории и практики при регистрации юридических лиц...15
2.1. Проблемы правового регулирования регистрации юридических
лиц……………………………………………………………………..15
2.2. Проблемы практики регистрации юридических лиц………………22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

регистрация юр лиц.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Целям индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, наряду с фирменными наименованиями служат товарные знаки  и знаки обслуживания, а также  наименования мест происхождения товаров, которые после их государственной регистрации также становятся объектами исключительных прав соответствующих коммерческих организаций.

     Юридическое лицо должно также иметь официальное  место нахождения (юридический адрес), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК) и обязательно указывается в его учредительных документах. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки, и определяется место исполнения некоторых его обязательств. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности7.

     Наименование (фирменное наименование) юридического лица, а также другие гражданско-правовые средства его индивидуализации позволяют четко идентифицировать как принадлежность конкретных субъективных прав и обязанностей, так и сторону соответствующего договорного или иного гражданского правоотношения, а также участника судебного спора (истца или ответчика). Ясно, что собственное имя (наименование) юридического лица также является признаком, производным от его основных признаков - организационного единства и имущественной обособленности.

     Указанные признаки юридического лица в тех  или иных вариантах воспроизводятся  и в современной зарубежной литературе. На их основе затем выводятся научные (доктринальные) понятия юридического лица, обычно отсутствующие в законодательстве. В российском гражданском праве на базе отмеченных признаков юридического лица закон традиционно закрепляет определение этой категории. В соответствии с ним юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).

     Необходимо  подчеркнуть, что даже наличие всех четырех перечисленных признаков  не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом - субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве (п. 2 ст. 51 ГК), т.е. официальное признание ее юридической личности государством (публичной властью). 

     1.2. Возникновение (создание) юридического лица

     Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

     В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных  обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных  организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

     Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

     В качестве предусмотренного законом  исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических  лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних8. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями)9. Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).

     В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц, в Едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления10. Возможность получения выписок из указанного реестра, а также копий документов регистрационного дела (ст. 6 названного Закона) позволяет любому участнику оборота получить необходимую и достоверную информацию о своем потенциальном партнере.

     Для регистрации представляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать представления иных документов Закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за отсутствия целесообразности. При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Таким образом, предусматривается максимально возможное упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц.

     Законодательством может быть установлена необходимость иной (специальной) регистрации в органах государственной власти некоторых видов организаций (например, кредитных, страховых, общественных, профсоюзных, с иностранными инвестициями, политических партий, средств массовой информации и т.п.). Такая специальная регистрация преследует иные цели, нежели государственная регистрация, предусмотренная ст. 51 ГК, а потому и не заменяет ее. Специальная регистрация сама по себе не влияет на наличие или отсутствие правоспособности юридического лица, тем более что иногда она вообще не связана со статусом организации как юридического лица (например, для общественных организаций). 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Проблемы теории и  практики при регистрации  юридических лиц 

     2.1. Проблемы правового регулирования регистрации юридических лиц

     Принятый  в 2001 году Федеральный  закон «О  государственной  регистрации юридических  лиц  и индивидуальных  предпринимателей» (далее –  Закон  о  регистрации)  во  многом  упростил  порядок  регистрации юридических лиц и в целом следует отметить важность существования такого закона для российской экономики11.

     Данный  Закон был призван установить единую процедуру  государственной  регистрации фактов создания, реорганизации  и  ликвидации  юридических  лиц  на  всей  территории  России,  единый  размер  платы  и  сроков государственной регистрации,  определить  единый  регистрирующий орган, создать Единый государственный реестр юридических лиц, исключив из  него недействующих и  не  представляющих отчетность юридических лиц, максимально освободить граждан и  учредителей юридических лиц от бюрократических и излишних согласований, представления большого количества документов.

     Между  тем  Закон  о  регистрации  не  отвечает  указанным  целям  и  задачам12.  Еще при обсуждении законопроекта  цивилисты  отмечали  его  слабую  теоретическую  проработку  и  низкий  уровень  законодательной техники;  некомпетентность  большинства  норм;  ничем  не  обусловленную  подмену  законодательного  регулирования государственной  регистрации юридических  лиц  подзаконным  нормотворчеством13. Однако проект не был доработан и стал Законом Российской Федерации. Невозможно,  да  и нецелесообразно рассматривать в данной работе все проблемы  законодательного регулирования и практики  реализации  норм  института юридического  лица. Однако  указание  хотя  бы  на  ряд  из  них позволяет подчеркнуть, что, как и многие институты права, институт государственной регистрации юридических лиц находится в стадии развития и совершенствования.

     Рассмотрим  основные  проблемы,  возникающие  при  реализации  законодательства  о  государственной регистрации юридических лиц. 

     Существенный  недостаток  Закона  о  регистрации  –  фактическое  отсутствие государственного контроля над процессом создания  юридического  лица,  что  создает  благоприятную  почву  для  всевозможных  злоупотреблений.

     Уведомительный  характер  регистрации  означает  отказ  государства  от  исполнения  контролирующих  функций  по недопущению  на  рынок  тех  хозяйствующих  субъектов,  которые пытаются  нарушить  порядок своего  создания или допускают в своих учредительных документах  несоответствующие законодательству  положения,  недостоверные данные,  заведомо  ложные  сведения  и т. п.  В ведении регистрирующих  органов остается  только  учет  сведений  в Едином государственном реестре юридических лиц и предоставление информации из этого реестра. 

     Возможно, единственным средством,  которое  сможет  отрегулировать  процесс  государственной регистрации юридических  лиц,  станет  правовая  экспертиза  документов,  представляемых  регистрирующему  органу.  Но законодатель не вводит ее в качестве обязательной  стадии  при  регистрации.  Исключением  является  лишь обязательная  экспертиза  при  регистрации  так  называемых  специальных  юридических  лиц:  политических  партий, общественных  объединений,  религиозных  организаций  и  др.  По  общему  же  правилу  такой  экспертизы  не предусматривается. 

     В  исследовательской  литературе  на  это  обстоятельство  также  стали  обращать  внимание  и  давать соответствующую  оценку.  Справедливо  отмечает  Д.  В.  Ломакин,  что «Закон  о  государственной  регистрации юридических лиц» нельзя свести к  установлению  перечня  предоставляемых  для  регистрации  документов.  В противном случае это будет не Закон, а памятка делопроизводителю»14.

     Показательно,  например,  что  действовавший  ранее  Закон  РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  хоть и  предусматривал  удлиненные  процедуры  регистрации,  но  правовую  экспертизу  видел  как обязательный этап этой процедуры. Ясно, что в 2001 г. законодатель руководствовался положительными мотивами сокращения  срока  регистрации,  сглаживания  административных  барьеров  однако,  по-видимому,  он  зашел  слишком далеко.  Упростив  таким  образом  процедуру  регистрации,  законодатель  убрал  самую  важную  стадию,  которая  и обосновывает  саму  сущность регистрации. Нельзя, решая одну проблему, порождать другую. На это обращают свое внимание  и  специалисты: «...упрощение  процедуры  регистрации  не  должно  повлечь  ослабления  государственного контроля за порядком создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц»15

     Закон рассчитан, видимо на то, чтобы функции  по проверке «законопослушности» юридических  лиц легли бы теперь  на  самих  хозяйствующих  субъектов,  которые  будут  являться  их  потенциальными  партнерами  по  бизнесу  и теперь организации сами должны быть заинтересованы в том, чтобы узнать: не по утерянному ли паспорту зачислили физическое  лицо  в  учредители  их  контрагента,  правомерно  ли  используется  в фирменном наименовании  партнера «громкое» имя всемирно известной фирмы, соответствует ли  указанному месту нахождения офисное помещение их поставщика, существует ли в природе предъявляемый клиентом устав организации и т. п.

Информация о работе Регистрация юридических лиц