Развитие гражданского законодательства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование структуры гражданского законодательства РФ и изучение тенденций его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятия гражданского законодательства;
Проанализировать систему гражданского законодательства;
Изучить цели развития гражданского законодательства РФ;
Рассмотреть основные положения концепции развития гражданского законодательства.
Объект исследования – гражданское законодательство Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
Глава 1. Понятие и система гражданского законодательства РФ. _____5
§1. Понятие гражданского законодательства.______________________5
§2. Система гражданского законодательства.______________________9
Глава 2. Перспективы развития гражданского законодательства РФ. _19
§1. Цели развития гражданского законодательства.________________19
§2. Основные положения концепции развития гражданского законодательства._________________________________________________25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________29
ЛИТЕРАТУРА ______________________________________________31

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 60.12 Кб (Скачать)

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

- обладающие высшей юридической  силой федеральные законы –  нормативные акты, принятые Государственной  Думой РФ; Составляющие первую  группу актов законы возглавляются  Гражданским кодексом и охватываются  понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).

- носящие подзаконный  характер указы Президента РФ  и постановления федерального  Правительства охватываются понятием  иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3–6 ст. 3 ГК);

- нормативные правовые акты  иных федеральных органов исполнительной  власти (министерств и ведомств) составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Центральным, стержневым актом  гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем  правил, но и требованию о том, чтобы  все иные гражданские законы, а  также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали  его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных  гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван  обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно - стоимостных  и личных неимущественных отношений  на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.

Следует согласиться с  мнением М. И. Брагинского о том, что ГК по отношению к любым  другим федеральным законам занимает положение «первого среди равных»3. В этом смысле ГК иногда условно называют «экономической конституцией» Такое положение отнюдь не означает ограничений законодателю в установлении новых правовых норм в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых изменений в ГК одновременно с принятием новых законов.  

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные  отношения, что все они с необходимой  мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский  кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо  предусмотрел в ряде своих норм необходимость  принятия нескольких десятков таких  законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру  всей отрасли гражданского законодательства.   Следует иметь в виду, что при  наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может  урегулировать соответствующее  отношение иначе, чем предусмотрено  Кодексом.

Например, Закон Российской Федерации «О страховании», регулирует отношение в области страхования  между страховыми организациями  и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения  страховых организаций между  собой; Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения, возникающие в связи  с созданием, правовой охраной и  использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями  и предпринимателями.

Эти и другие специальные  законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, имеют чрезвычайно  важное значение, поскольку в них  отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические  преобразования.

Входящие в группу (иные правовые акты) нормативные акты имеют  подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном  законе) соответствующее отношение  может быть урегулировано ими  иначе, чем это предусмотрено  в правилах Кодекса или другого  закона.

Наибольшей юридической  силой среди подзаконных нормативных  актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной  нормами закона, правила указов у  нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они  не содержат прямых противоречий ему).

  Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Конституции, ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

Те постановления Правительства  Российской Федерации, в которых  содержатся нормы гражданского права, входят в систему гражданского законодательства. В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает  большое количество нормативных  актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений  принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские  указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

Нормативные акты федеральных  министерств и ведомств в сфере  гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более  того, само их принятие здесь обусловлено  наличием прямого указания на такую  возможность в акте более высокого уровня – законе, либо президентском  указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным  интересам.

Поэтому все ведомственные  нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а  также все аналогичные акты межведомственного  характера подлежат обязательной государственной  регистрации в Министерстве юстиции  РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).

Нормы гражданского права  содержатся также в комплексных  нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной  отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный  акт приобретает только в том  случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных  отраслей права. Если же в нормативном  акте имеются лишь незначительные «вкрапления» норм иных отраслей права, то такие  нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той  отрасли права, нормы которой  составляют его основное содержание. Так, ГК является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем  имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные  акты, не содержащие норм иной отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что  законодатель обычно стремится обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей  сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью  принимаемых им нормативных актов.

Принятие комплексных  нормативных актов оправдано  в тех случаях, когда требуется  согласовать содержание норм различной  отраслевой принадлежности, регулирующих разнообразные, но тесно связанные  общественные отношения, возникающие  в одной и той же сфере деятельности человека.

Так, Жилищный кодекс РФ относится  к числу комплексных нормативных  актов, поскольку в нем наряду с нормами гражданского права, регулирующими  имущественные отношения жилищного  найма, содержится и сопоставимое по объему количество норм административного  права, регулирующих порядок предоставления в пользование гражданам жилой  площади социального назначения. Комплексные нормативные акты могут  приниматься не только на уровне законов, но и на уровне подзаконных нормативных  актов.

Приведенные нормы действующего законодательства Российской Федерации, таким образом, выстраивают следующую  схему иерархической соподчиненности  нормативных документов в системе  законодательства России.

Исходя из статусной соподчиненности  действующих нормативных актов, формулируется следующее правило  трактовки противоречий в нормах законодательства: в рамках какой-либо отрасли права документ, обладающий большим статусом, отменяет норму  документа, обладающего меньшим  статусом.

 Горизонтальная иерархия: как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, горизонтальная иерархия норм до сих пор ограничивается двояким проявлением. Первое из них сводится к требованию: новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее изданному. Это известный со времен римского права принцип: "lex post erior derogat prior" - "последующий акт вытесняет предшествующий"4.

 В современной интерпретации этот принцип выражается правилом, согласно которому в случае противоречия предписаний нормативных актов какой-либо отрасли законодательства, обладающих одинаковым статусом, следует применять норму документа, принятого и вступившего в силу позднее.

Особо в качестве источников гражданского ГК выделяют нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ).

 Российская Федерация  является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство  Российской Федерации не может  не считаться с общепризнанными  принципами и нормами международного  права и международными договорами, в которых участвует Российская  Федерация. В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает,  что общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы.  Это означает, что при регулировании  общественных отношений, входящих  в предмет гражданского права,  применяются общепризнанные принципы  и нормы международного права,  а также международные договоры  РФ. Международные договоры РФ  применяются к отношениям, входящим  в предмет гражданского права,  непосредственно, кроме случаев,  когда из международного договора  следует, что для его применения  требуется издание внутригосударственного  акта.

К источникам гражданского законодательства можно отнести  также деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и  нравственности.

Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.

В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота, которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.

Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства. В этом случае правила морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном нормативном акте гражданского законодательства. Так, ст. 227 ГК закрепляет правило морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее, или ее собственнику. Однако, даже и не являясь источником гражданского права, правила морали и нравственности иногда приобретают важное значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм. Например, в силу ст. 169 ГК признается ничтожной сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности.

Таким образом, в иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после федеральных законов занимают указы Президента РФ.

В указах Президента РФ могут  содержаться нормы гражданского права двух категорий. Первая категория  конкретизирует нормы гражданского права РФ и иных действующих федеральных  законов.

Вторая категория норм регулирует отношения, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция  РФ и настоящий Кодекс позволяют  осуществлять правовое регулирование  таких отношений указами Президента РФ. Это нормы оперативного характера, которые впоследствии могут быть инкорпорированы в заменяющие их федеральные законы, если таковые  должны приниматься Федеральным  Собранием РФ.

Информация о работе Развитие гражданского законодательства Российской Федерации