Развитие гражданского законодательства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование структуры гражданского законодательства РФ и изучение тенденций его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятия гражданского законодательства;
Проанализировать систему гражданского законодательства;
Изучить цели развития гражданского законодательства РФ;
Рассмотреть основные положения концепции развития гражданского законодательства.
Объект исследования – гражданское законодательство Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
Глава 1. Понятие и система гражданского законодательства РФ. _____5
§1. Понятие гражданского законодательства.______________________5
§2. Система гражданского законодательства.______________________9
Глава 2. Перспективы развития гражданского законодательства РФ. _19
§1. Цели развития гражданского законодательства.________________19
§2. Основные положения концепции развития гражданского законодательства._________________________________________________25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________29
ЛИТЕРАТУРА ______________________________________________31

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 60.12 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3

Глава 1. Понятие и система гражданского законодательства РФ. _____5

§1. Понятие гражданского законодательства.______________________5

§2. Система гражданского законодательства.______________________9

Глава 2. Перспективы развития гражданского законодательства РФ. _19

§1. Цели развития гражданского законодательства.________________19

§2. Основные положения концепции развития гражданского законодательства._________________________________________________25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________29

ЛИТЕРАТУРА ______________________________________________31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время большое  значение приобретают общетеоретические  проблемы, связанные с определением основных направлений развития гражданского законодательства в условиях рыночной экономики. Прежде всего, речь идет о  корреляции роли государства с соответствующим  законодательством в обеспечении  развития экономики и повышения  жизненного уровня. При этом имеется  в виду не механический рост числа  принимаемых законов, а необходимость  повышения их качества и эффективности  воздействия на процессы становления  в России нового общества, на удовлетворение потребностей всех социальных групп  населения.

Создание права, в том числе и частного, процесс непрерывный. Он начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах и приближает право к новому качественному состоянию. Процесс развития и совершенствования законодательства во многом зависит от создания внутренне согласованной, научно и логически обоснованной системы законодательства. Создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

18 июля 2008 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". Указом предусмотрены разработка концепции развития гражданского законодательства и внесение изменений в Гражданский кодекс с учетом опыта его применения и толкования судом.

Целью курсовой работы является исследование структуры гражданского законодательства РФ и изучение тенденций его развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определение понятия гражданского законодательства;
  2. Проанализировать систему гражданского законодательства;
  3. Изучить цели развития гражданского законодательства РФ;
  4. Рассмотреть основные положения концепции развития гражданского законодательства.

Объект исследования – гражданское  законодательство Российской Федерации.

Предмет исследования - общественные отношения, связанные с рассмотрением гражданского законодательства.

Курсовая работа состоит  из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и система гражданского законодательства РФ.

§1. Понятие гражданского законодательства.

 

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных  актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической  силы. При этом охватываемые им нормативные  акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку  зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют  нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих  объективных юридических свойств  распределяются на публично-правовые и частноправовые.

Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение  в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем – нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать  источниками гражданского права. Указанные  нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь  в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в  узком смысле.

Статья 3 ГК включает в понятие  «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с  ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия  «гражданское законодательство». Обусловлено  это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной  власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.

Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства  РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются  «нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти»1.

 Понятие «гражданское  законодательство» используется  также в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.

Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный  массив. Их неизбежное обилие вызвано  широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим  гражданским правом и значительно  усложняет установление необходимых  взаимосвязей между составляющими  его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение  проблемы его систематизации и упорядочения.

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым  и в гражданско-правовой сфере, относятся  инкорпорация, консолидация и кодификация.

 Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера.

Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или  иной нормативный акт, используется также возможность его повторной  официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой  старая редакция акта теряет силу. Такой  прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, значительно  облегчает применение официального текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже – подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

В гражданском праве кодификация  может носить общий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли  права. Во втором – в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного  кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для  которых возможна разработка и некоторых  реальных, а не надуманных общих  положений.

Гражданско-правовые нормативные  акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему. При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения  предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они  относятся, следует учитывать, что  все нормативные акты действуют  в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой.  Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практические значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Система гражданского законодательства.

 

Выделяют вертикальную и  горизонтальную иерархии предписаний  нормативных документов.

Вертикальная иерархия призвана дать ответы на вопросы о том, на каком именно уровне должен быть принят соответствующий акт, и к какому именно виду этот акт относится. Горизонтальная иерархия дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии2.

 Вертикальная иерархия: "Иерархическую лестницу" нормативных документов выстраивает Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы  теперь могут входить лишь акты федеральных  государственных органов, поскольку  в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции  РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной  компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или  органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента  введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в  части, не противоречащей ему.

Исключительное ведение  Российской Федерации в сфере  гражданского законодательства исключает  для субъектов Федерации возможность  издавать в области гражданского права не только свои законы, но и  свои иные нормативно-правовые акты. Этот очевидный  вывод следует не только из существа исключительности компетенции  Федерации в сфере гражданского законодательства, но и из прямых указаний Федерального закона (п. 3-7 ст.3 ГК) относительно того, что положения этого законодательства могут развиваться и конкретизироваться лишь подзаконными правовыми актами федерального уровня.

 Вместе с тем следует  учитывать, что нормы гражданского  права могут содержаться и  в актах некоторых других отраслей  законодательства, отнесенных к  совместному ведению Федерации  и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу  относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных  нормативных актов, содержащих  нормы как гражданского, так и  административного права (таков,  в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно,  приниматься и субъектами Федерации,  но не могут противоречить  нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Все нормативные акты в  зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные  акты) и подзаконные нормативные  акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной  власти обладают большей юридической  силой по отношению к подзаконным  нормативным актам. Статья 76 Конституции  Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные  конституционные законы обладают большей  юридической силой по сравнению  с федеральными законами. Поэтому  федеральные законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам.

Информация о работе Развитие гражданского законодательства Российской Федерации