Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 18:50, контрольная работа
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия.
Введение.
1.1 Признание гражданина безвестно отсутствующим.
1.2 Объявление гражданина умершим.
Заключение.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты.
Установление факта смерти лица при определенных обстоятельствах и в определенное время подчиняется другим правилам и образует другой фактический состав. Суд рассматривает в порядке особого производства дела об установлении факта смерти лица в определенное племя и при определенных обстоятельствах при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации события смерти. Верховный Суд РФ неоднократно указывал нижестоящим судам на необходимость правильного и единообразного рассмотрения дел об установлении факта смерти.
Для решения вопроса об установлении факта смерти суду необходимо выявить наличие следующих фактических обстоятельств: правовую цель установления факта смерти; обстоятельства, с достоверностью подтверждающие смерть конкретного лица в точно установленное время (час, день) и при определенных обстоятельствах, а также доказательства того, что органы загса отказали в регистрации факта смерти.
Отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти-фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.
Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет.
Некоторые авторы полагают, что объявление умершим влечет прекращение правоспособности. В действительности же правоспособность прекращается лишь при подлинной смерти лица. Если гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив, то там, где он находится, он вправе совершать и совершает всевозможные сделки. Но там, где гражданин объявлен умершим, возникают последствия, подобные тем, которые наступают в случае смерти: производится регистрация смерти, открывается наследование его имущества, брак прекращается без специального оформления, в силу самого факта объявления умершим .
Обеспечивая реальное исполнение судебных решений по делам об объявлении граждан умершими, закон предусматривает, что объявление гражданина умершим влечет определенные правовые последствия, приравненные к правовым последствиям, наступающим в результате смерти лица: брак считается прекращенным, наследники могут вступить в наследство, иждивенцы - возбудить вопрос о назначении пенсии и т. д.
В соответствии с законом свойство исполнимости решение суда приобретает только по вступлении его в законную силу (кроме случаев немедленного исполнения). Следовательно, наступление правовых последствий решения об объявлении гражданина умершим возможно лишь после вступления его в законную силу.
Таким образом, решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим, вступившее в законную силу, является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений, одним из субъектов которых был этот гражданин.
Поскольку в основе лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его с момента вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Если гражданин умер до объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если жив, то не прекратилась вообще.
Поскольку при объявлении гражданина умершим производится регистрация смерти, отношение к розыску, объявленному судом по основаниям, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, а также судом и иными органами в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством должно быть иным, чем при признании гражданина безвестно отсутствующим, потому что последнее не способно отрицательно повлиять на какие-то смежные правоотношения, использоваться как средство злоупотребления. Поэтому невозможно согласиться с авторами, полагающими, что при розыске нельзя признавать гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание не может помешать ни ответственности за преступление, ни уплате алиментов, ни возмещению причиненного вреда. Регистрация же смерти отсутствующего способна послужить препятствием осуществлению правосудия, поэтому следует согласиться с теми же авторами в отношении вопроса об объявлении умершим. Думается, что до прекращения розыска такое решение выносить нельзя.
Хотя срок безвестного отсутствия для объявления гражданина умершим достаточно большой, не исключена вероятность того, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. В случае его явки решение суда подлежит отмене. Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть восстановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому закон предусматривает специальные правила на случай явки гражданина, объявленного умершим. Гражданин, объявленный умершим, вправе после явки требовать возврата своего имущества при условии, что а) это имущество сохранилось в натуре, б) перешло к его нынешнему владельцу безвозмездно. Не подлежат истребованию деньги и ценные бумаги на предъявителя, а также средства, вырученные от продажи имущества гражданина. Если имущество перешло по возмездным сделкам, то его можно истребовать только от недобросовестного приобретателя, т.е. лица, которое знало, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. Недобросовестный приобретатель обязан возместить стоимость имущества, которое он не может возвратить в натуре .
Заключение.
Для решения вопросов о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим суду необходимо исключить (на момент рассмотрения дела) возможность установления местонахождения конкретного субъекта, что требует наличия неоспоримых и достаточных доказательств. В условиях отсутствия законодательно урегулированного перечня необходимых доказательств для признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим судьи руководствуются данной статьей как необходимым им минимумом. Вместе с тем следует разграничить круг действий судьи и необходимый перечень доказательств для данной категории дел.
Основным в ряду доказательств, но нашему мнению, должно являться розыскное дело, возбуждаемое специальной службой УВД по заявлению о без вести пропавшем гражданине. В настоящее время законодатель пошел на ужесточение мер, предъявляемых к органам МВД при проверке сведений, изложенных в заявлении о без вести пропавшем и розыске пропавшего лица. В случае если в течение 15 суток после подачи заявления не будет установлено местонахождение гражданина, то начальник органа дознания УВД обязан возбудить уголовное дело по факту убийства. Следует отметить, что в рамках возбужденного дела поиск гражданина проводится по всем субъектам РФ, с использованием федеральных и местных оперативных учетов и служб.
Особое внимание при доказывании необходимо уделять качеству свидетельских показаний: характерным является то, что соседи, знакомые, сослуживцы в силу узкого характера связей с пропавшим лицом могут предоставить сведения только об отсутствии гражданина по месту жительства или по месту работы. У родственников же пропавшего гражданина должен существовать постоянный контакт с ним. Их свидетельские показания носят исчерпывающий характер. Неизменным остается одно: все свидетельские показания оцениваются судьей в совокупности и ни одно из них не имеет для судьи заранее установленного значения.
Существующая тенденция в гражданском и гражданско-процессуальном праве, направленная на защиту собственности гражданина, должна найти свое отражение и при доказывании факта отсутствия гражданина по месту жительства. С учетом этого необходимо дифференцировать совокупность приводимых доказательств в зависимости от характера последствий, наступающих для пропавшего лица. В случае признания судом лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим, при наступлении для лица (опосредованно или непосредственно) последствий имущественного характера, означающих в том числе и отчуждение собственности гражданина, приводимые в ходе заседания доказательства об исчезновении лица должны носить качественно более высокий уровень. В этом случае, по нашему мнению, суд должен исключить возможность установления местонахождения лица, поэтому в ходе заседания доказательства предъявляются в расширенном виде.
Иное дело, если в результате решения суда затрагиваются только личные неимущественные отношения гражданина: расторжение брака, вопросы усыновления или удочерения новым супругом, получение компенсационных выплат в связи с потерей кормильца, оформление документов на детей, выезжающих за границу, и т.д. Разумеется это касается только разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим, поскольку после вступления в законную силу решения об объявлении гражданина умершим открываются вопросы передачи имущества умершего другим лицам. В таком случае, на наш взгляд, суду необходимо установить факт отсутствия гражданина по его месту жительства, для чего достаточно представить в суд сведения о том, что конкретное лицо не проживает по адресу прописки и жительства.
На практике для удовлетворения личных неимущественных интересов заявителя в судах рассматривается подавляющее большинство гражданских дел данной категории. В большинстве своем в таких случаях признание гражданина безвестно отсутствующим более важно для возникновения прав у других лиц, чем для интересов пропавшего гражданина.
Разрешение проблем доказывания по данной категории дел наиболее важно и необходимо прежде всею для реализации их в практической деятельности. И хотя мы понимаем, что высказанные здесь предложения усложнят нормы права регулирующие рассмотрение дел о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении их умершим, но с их принятием будет упрощена процедура рассмотрения и что не менее важно будет достигнута значительная экономия судебных средств, исключены ошибки суда и возможность злоупотребления со стороны граждан.
Отметим, что представляется необходимым однозначно разрешить в законе вопрос о возможности и порядке признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим, если этот гражданин целенаправленно скрывается (например, в связи с уголовным преследованием).
Также очень актуально, учитывая наличие локальных, продолжающихся долгое время вооруженных конфликтов на территории СНГ, регламентировать вопрос о ом, что понимается под военными действиями и как определяется день их окончания.
Список использованной литературы.
1. "О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ". С.П. Портянкина, "Адвокат", 2008, N 2.
2. Майоров В.А. Доказывание
при рассмотрении дел о
3. Попова Ю. А. Признание
граждан безвестно
4. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2000.
5. Сендюкаева Н.Х., Шустикова И.Н. Гражданское право. Учебное пособие для вузов. – М.: Юристъ, 2004.
Нормативно-правовые акты.
1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Принята всенародным голосованием 12.12.1993, ред. от 30.12.2008. Текст редакции от 30.12.2008 опубликован в издании "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
2. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994). "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
3. "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
"Российская газета", N 220, 20.11.2002.
Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим