Признание Гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его последствия;
- рассмотреть основания объявления гражданина умершим и его правовые последствия;
- изучить процедуру судебного разбирательства.

Файлы: 1 файл

К-РИО.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

                                    Введение.

К особому производству относятся дела, в которых нет  материально-правового спора, подведомственного  суду. Задачей суда в данном производстве является констатация наличия или отсутствия факта.

Признание гражданина безвестно отсутствующим или  объявление его умершим как раз  относится к тем делам, которые суд рассматривает в порядке особого производства.

Ситуация, когда гражданин  долго отсутствует в месте  его жительства, а место его  пребывания неизвестно, небезразлична  для организаций и граждан, с  которыми он находился в каких-либо правовых отношениях. Например, если на иждивении гражданина были нетрудоспособные лица, то они перестанут получать от него содержание, но не смогут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Также, кредитор теряет возможность получить денежную сумму, которая была предоставлена отсутствующему гражданину во временное пользование под проценты. Также не защищены интересы лица, которое отсутствует длительное время: может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра

Для того что бы устранить  юридическую неопределенность, вызванную  длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных последствий, закон предусматривает присвоение особого юридического состояния такому гражданину, а именно признание его безвестно отсутствующим или же умершим.

В условиях развития современного общества проблема признания  гражданина безвестно отсутствующим  или объявления гражданина умершим  является особенно актуальной, поскольку  ежегодно исчезает огромное количество граждан.

Роль и значение данного института резко возрастает в экстремальных ситуациях.

Так, в современных  условиях известны многочисленные факты  захвата заложников, похищение людей  и торговля ими, их длительное и насильственное удержание и использование в  качестве рабов.

Актуальность изучения данного института так же состоит  в том, что в случае объявления гражданина безвестно отсутствующим  необходимо принятие мер по защите его прав и законных интересов. Так, имеющееся имущество у такого лица может быть по решению суда передано в доверительное управление.

В случае объявления гражданина умершим не менее актуальным становится вопрос об открытии наследниками наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства по достоверному, условному или предполагаемому  дню смерти. Для каждого случая применяется свой срок принятия наследства. 

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или  объявление его умершим.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать порядок  признания гражданина безвестно  отсутствующим и его последствия;

- рассмотреть основания  объявления гражданина умершим  и его правовые последствия;

- изучить процедуру  судебного разбирательства. 

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие  в процессе реализации норм о признании  гражданина безвестно отсутствующим  или умершим. 

Предметом исследования выступают нормы гражданского и  гражданско-процессуального права, регулирующие общественные отношения  в области признания гражданина безвестно отсутствующим или  умершим.

Теоретической основой  исследования явились научные труды  ученых-правоведов: Михайлова И.А., Портянкина С.П., Никитина Д.Ю., Яркова В.В., Попова Ю.А., Садикова О.Н., Прянишникова Е.А., Селезнева М., Михеева Л., Стучинского М.Г., Кулешова А.Ю., Юрченко, А.К., Кузнецова Е., Майорова В.А. и других. 

Глава 1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтов гражданского права.

1.1 Понятие и основания  для признания  гражданина безвестно  отсутствующим. 

Институт безвестного  отсутствия был известен еще в  римском праве. Во избежание неопределенности и в целях защиты имущества  выбывших со своего места жительства лиц в римском праве суду предоставлялась  полная свобода в оценке того, находятся  ли они в живых.1 Какого-либо общего руководящего правила у римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (после явочной) давности  

Система предельного  возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечении которого безвестно отсутствующий  предполагался умершим. Указанный  срок определялся в 70 лет. Система  выжидательной давности заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего. В Российской Федерации действует система после явочной давности. Любое заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могут просить суд о публикации в СМИ о безвестно отсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества. 

Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и в судебной практике. Так Прянишников С.П. полагает, что  нормы института

безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие  в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих  в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а  также порядок признания таких  лиц безвестно отсутствующими или  умершими.2

Попов Ю.А. ,например, считает, что безвестное отсутствие - это такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить  неизвестность его местопребывания  и нет оснований для предположения о нахождении его в живых.

Существует мнение о том, что признание граждан  безвестно отсутствующими и объявление их умершими служит изменению, прекращению  правового статуса граждан.

Данная точка зрения, как мне кажется, более точно  отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус - это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно  отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку судебная практика и гражданское  законодательство не исключают, что  этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь  полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и  в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность  прекращается. Наступает неопределенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях. Я считаю, что такое определение сущности института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим является наиболее полным, правильно раскрывающим его правовое содержание.

В гражданском кодексе нет четкого определения понятия безвестного отсутствия, есть только основания, по которым гражданин может быть признан безвестно отсутствующим. Но, не смотря на это, исходя из всего выше сказанного, безвестное отсутствие гражданина можно определить, как:

- институт, основная функция которого состоит в том, что бы стабилизировать имущественные и личные отношения гражданина, правовой статус которого не определен. 

Признание гражданина безвестно отсутствующим основывается на фактическом составе, который  образуют следующие юридические  факты: 

а). Фактическое отсутствие гражданина в месте его жительства;

б). Долгое (в течение  одного года) отсутствие сведений о  месте его нахождения и невозможность получения таких сведений. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем, началом исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (ст. 42 ГК);

в). Обращение заинтересованных лиц в суд. Исходя из материалов конкретного дела, суд решает относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношения, одним из участников которых являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин, а другим - лицо, обратившееся в суд с заявлением. Например, если прекращается действие доверенности, выданной безвестно отсутствующим другому лицу или другим лицом безвестно отсутствующему.

В качестве заинтересованных лиц могут также выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием возникновения их собственных прав. Например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти, приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим;

г). Решение суда о  признании гражданина безвестно  отсутствующим. Это решение выносится  судом в порядке особого производства, которое устанавливается Гражданско-процессуальным кодексом РФ, которое определено главой 30 ГПК РФ. 

1.2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. 

Когда суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим тогда как для самого признанного безвестно отсутствующим, так и для других лиц наступают определенные правовые последствия.

  Имущество, которое принадлежало такому гражданину, если нужно постоянное управление им (например, если имеется угроза расхищения или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление органами опеки и попечительства назначается управляющий и с ним заключается договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего.3. Законом допускается, что таким управляющим может быть назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как безвозмездно, так и на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, регулируемым статьями 1012-1026 ГК РФ. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких именно случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом или что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует.

В соответствии с  законом доверительный управляющий вправе совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Их он заключает от своего имени и указывает, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего,

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество и заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать что-то). В то же время, если иное не предусмотрено договором, то управляющий вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).4 Главная обязанность управляющего - погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего гражданина. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем  порядке обратиться в суд с  иском. После того как судебное решение  вступило в законную силу, открывается  исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет  требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю»  должника) и проводит изъятие денег  или арест и реализацию иного  имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении  иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы  содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о  взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган  опеки и попечительства.

Информация о работе Признание Гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим