Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его последствия;
- рассмотреть основания объявления гражданина умершим и его правовые последствия;
- изучить процедуру судебного разбирательства.
Кроме этого правовые
последствия признания
- в случае признания
гражданина безвестно отсутствующим у
нетрудоспособных членов семьи, состоящих
на его иждивении, возникает право на трудовую
пенсию по случаю потери кормильца, поскольку
семья безвестно отсутствующего приравнивается
к семье умершего кормильца согласно правилам
пенсионного законодательства. (ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
- супруг гражданина, который признан безвестно отсутствующим, может расторгнуть с ним брак. Пункт 2 статьи 19 СК РФ устанавливает возможность расторжения брака по заявлению одного из супругов. Брак, может быть, расторгнут по инициативе одного из супругов, если другой супруг признан безвестно отсутствующим. Для доказательства признания гражданина безвестно отсутствующим должна быть представлена выписка из суда.5
Однако если супруг
не хочет обращаться в суд с
заявлением о признании другого
супруга безвестно
- Прекращаются обязательства,
тесно связанные с личностью
безвестно отсутствующего, например,
прекращается договор
-Также немаловажными
последствиями признания
Итак, из анализа
законодательства вытекает, что материально-правовые
последствия судебного решения о признании
гражданина безвестно отсутствующим наступают
не только для безвестно отсутствующего,
но и для других участников данных правоотношений
и позволяют им распоряжаться своими как
имущественными, так и личными неимущественными
правам
1.3. Понятие
и правовые последствия
объявления гражданина
умершим.
Чем больше проходит
времени с момента получения
последнего известия о пропавшем
без вести, тем более вероятна
презумпция его смерти. В связи
с этим пытались установить предел
жизни человека, но такие попытки
весьма условны, ведь люди могут умирать
в самом различном возрасте. А
если поставить вопрос, прибавляются
ли со временем доказательства, на которых
основывается презумпция смерти, то оказывается
часто, что нет. Важны не столько
время, сколько сами фактические
обстоятельства, которые вызывают предположение
о возможной смерти человека.
Проиллюстрируем это сообщением о розыске, опубликованном 16 декабря 1998 г. в «Вечерней Москве»: «28 апреля 1998 г. Левачева Галина Николаевна, 38 лет, мать двоих детей, работавшая инженером-экономистом 1-го Московского приборостроительного завода, после работы ушла на встречу с неизвестной женщиной, которая, якобы, приехала из Новгорода и привезла посылку для мужа Левачевой. Встреча должна была состояться в 19 часов на станции метро «Проспект Мира» у первого вагона в сторону станции «ВДНХ». До настоящего времени местонахождение Левачевой Г.Н. не установлено». Хотя после исчезновения Левачевой не прошло года и, следовательно, по закону признать ее пропавшей без вести нельзя, однако ситуация и связанные с ней обстоятельства позволяют предполагать, что Левачевой нет в живых и факт ее пропажи без вести не вызывает сомнений. Нужно ли ждать еще более четырех месяцев, чтобы признать её безвестно отсутствующей или объявить её умершей?6
Объявление умершим
предполагает не только безвестное отсутствие
лица, но и наличие обстоятельств,
которые дают основание предполагать,
что гражданина уже нет в живых
(несчастный случай, авария, стихийное
бедствие, военные действия).
Необходимость судебного
объявления гражданина умершим, как
и признание его безвестно отсутствующим,
возникает в тех случаях, когда длительная
неизвестность места нахождения одного
из субъектов правоотношения является
препятствием для других субъектов этого
правоотношения в реализации ими субъективных
прав и исполнении ими своих юридических
обязанностей.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.7
Тесная взаимосвязь
признания безвестно
Несмотря на сходство
правового состава этих дел, они
имеют и известное различие. Если
безвестное отсутствие означает неполучение
сведений о гражданине живом или
мертвом в течение года, то объявление
гражданина умершим, поглощая безвестное
отсутствие, является вместе с тем
самостоятельным сложным
Прямой зависимости
между объявлением гражданина умершим
и признанием безвестно отсутствующим
нет. То есть, для того что бы объявить
гражданина умершим, необязательно предварительно
признавать этого гражданина безвестно
отсутствующим. Кроме того, объявление
гражданина умершим имеет специфическую
характеристику, которая заключается
в следующем. В статье 45 ГК РФ указывается
несколько сроков, по истечении которых
безвестно отсутствующий гражданин может
быть в судебном порядке объявлен умершим.
Эти сроки называют общими и сокращенными.9.
Суд объявляет гражданина
умершим, если в месте его жительства
нет сведений о месте его пребывания в
течение пяти лет (ст. 45 ГК). Поэтому, когда
истечет срок (5 лет) со дня получения последних
сведений о месте пребывания гражданина,
а также будут основания предполагать
его смерть, он может быть объявлен умершим.
В Гражданском Кодексе
есть два исключения из общего пятилетнего
срока, который нужен для объявления
гражданина умершим:
- сокращенный срок
(6 месяцев), если гражданин пропал
без вести при обстоятельствах,
- двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.
Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.10
Но, не понятно, что именно
следует понимать под «окончанием военных
действий». Это может быть день подписания
мирного договора, либо вывода войск или
момент проведения свободных всеобщих
выборов, либо издание Президентом РФ
указа об окончании контртеррористической
операции. Как, например, применять закон,
если гражданин пропал без вести в Ираке,
где военные действия то приостанавливаются,
то вновь разгораются с необычайной яростью
в течение нескольких лет?
Следовательно, для
того что бы объявить гражданина умершим
необходимо:
-отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе;
- невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность;
-отсутствие у
суда предположения о
- наличие у заявителя
правовой цели судебного
-установление судом
обстоятельств, дающих
Также, в фактический
состав объявления умершим, помимо отмеченных
обстоятельств, входит установление даты
предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина,
объявленного умершим, считается день
вступления в законную силу судебного
решения, а если существовали обстоятельства,
угрожавшие смертью, то датой смерти считается
день предполагаемой гибели гражданина.
Последствия вынесения
судом решения об объявлении гражданина
умершим должны совпадать с теми,
которые имеют место при смерти гражданина.
Объявление гражданина умершим по правовым последствиям приравнивается к естественной смерти. По решению суда производится запись в соответствующей книге органов ЗАГС, открывается наследство, прекращается брак. Так как в основе лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его не прекращается. Правоспособность прекращается только с фактической смертью. Если гражданин умер до объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если он жив, то вообще не прекратилась.
Следовательно, если
гражданин, объявленный умершим на самом
деле жив, то сделки, которые он совершал
там, где было неизвестно, что он был объявлен
умершим, действительны. Также не затрагиваются
решением суда об объявлении умершим права
и обязанности гражданина.
Таким образом, правовые
последствия объявления гражданина умершим
заключаются в следующем:
- основным правовым последствием является открытие наследства. День вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим или день его предполагаемой гибели является днем открытия наследства (п. 1ст. 1114 ГК).
- если гражданин выдавал какую-либо доверенность, то действие её заканчивается в связи с прекращением существования одного из участников отношений. Со смертью гражданина представительство прекращается автоматически, так как больше нет того лица, от имени которого должны совершаться юридические действия.
- возникает право на получение пенсии по случаю потери кормильца у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении лица, которое признано умершим.
- если гражданин состоял в браке, то брак прекращается.
- объявление умершим
работодателя или работника является
основанием для прекращения трудового
договора.
Глава 2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
2.1.
Подача заявления о
признании гражданина
безвестно отсутствующим
и об объявлении его
умершим
В условиях развития
современного общества проблема признания
гражданина безвестно отсутствующим
или умершим стала особенно актуальной,
поскольку ежегодно исчезает огромное
количество граждан.
Причинами исчезновения
граждан являются: усиление криминогенной
ситуации в Российской Федерации; военные
действия, почти регулярно происходящие
в различных регионах бывшего СССР (в частности,
в Чечне и других регионах России); террористические;
стихийные бедствия, которые в последнее
время стали часто происходить не только
на территории России, но и в других частях
планеты (землетрясения, наводнения, смерчи,
сход снежных лавин). Например, в 2004 г.,
вследствие цунами на курортах Тайланда
и Индонезии, погибло огромное число людей,
в том числе российских граждан; разного
рода катастрофы (авиационные, автомобильные,
железнодорожные); безвестное исчезновение
людей при миграционных процессах. Число
заявлений в судах Российской Федерации
о признании граждан безвестно отсутствующими
или объявлении гражданина умершими постоянно
растет.12
Кроме того, сложившаяся
практика реагирования органов внутренних
дел на сигналы о безвестном исчезновении
людей продолжает существенно отличаться
от работы по раскрытию умышленных
убийств. Зачастую при рассмотрении
заявлений о розыске граждан
и принятии процессуальных решений
территориальные органы внутренних
дел допускают серьезные
Информация о работе Признание Гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим