Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах.
В условиях развития современного российского общества все наибольшую значимость приобретает институт признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим. Высокий уровень преступности в Российской Федерации, локальные военные действия, террористические акты, а также стихийные бедствия, разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах – все это приводит к тому, что число заявлений в судах о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершими постоянно растет.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Глава 1. Признание гражданина безвестно отсутствующим………………...5
§1.1.Основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим……………………………………………………………………5
§1.2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим……………………………………………………………………7
§1.3.Судебная практика……………………………....................................9
3.Глава 2. Признание гражданина умершим……………………………….......12
§2.1.Основания и порядок признания гражданина умершим.................12
§2.2Судебная практика……………………………………………………15
4.Заключение……………………………………………………………………..20
5. Список используемой литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 50.96 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра гражданского процесса

 

 

 

Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

 

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 330 группы

Института Законотворчества

Захарова  Е.С.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2013

 

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Глава 1. Признание гражданина  безвестно отсутствующим………………...5

        §1.1.Основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим……………………………………………………………………5

         §1.2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим……………………………………………………………………7

         §1.3.Судебная практика……………………………....................................9

3.Глава 2. Признание гражданина умершим……………………………….......12

         §2.1.Основания и порядок признания гражданина умершим.................12

         §2.2Судебная практика……………………………………………………15

4.Заключение……………………………………………………………………..20

5. Список используемой  литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах.

В условиях развития современного российского общества все наибольшую значимость приобретает институт признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим. Высокий уровень преступности в Российской Федерации, локальные военные действия, террористические акты, а также стихийные бедствия, разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах – все это приводит к тому, что число заявлений в судах о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершими постоянно растет.1

В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, из-за чего возникает нетерпимая юридическая неопределенность - отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых. Такое положение становится не только причиной трагедий, связанных с потерей родных и близких, но и порождает целый ряд вопросов, настоятельно требующих своего разрешения: о правовом режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему гражданину; о порядке осуществления его имущественных и личных неимущественных прав; об исполнении его гражданских обязательств перед третьими лицами; о содержании его несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся родителей, супруга или других лиц, имеющих право на получение содержания (ст. 89, 93 - 97 Семейного кодекса РФ).2

Складывающаяся в таких случаях сложная юридическая ситуация может быть относительно разрешена при помощи одного из двух гражданско-правовых институтов: признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) и объявления его умершим (ст. 45 ГК РФ).

Актуальность моей работы заключается в том, что на практике суды довольно часто рассматривают дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или признании его умершим. Не смотря на кажущуюся простоту судебного процесса по данным делам, между тем существует и ряд недоработок законодательства в регулировании данного института.  К ним можно отнести довольные большие сроки, установленные ГК РФ И ГПК РФ, усложненные процедуры подачи заявления и доказывания, в том числе и обязательное присутствие прокурора при рассмотрении данной категории дел.

Цель моей работы – исследование данного института, а так же применение его в судебной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Объявление гражданина безвестно отсутствующим.

§1.1. Основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим.

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора. С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения возможных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.

Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Согласно ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства.3

Понятие "заинтересованные лица" в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, который может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по случаю потери кормильца; другие лица, которым это необходимо для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.), а также прокурор, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.4

Важным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден, например, показаниями свидетелей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (ст. 42 ГК).5

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

В заявлении, подаваемом по месту жительства или нахождения заинтересованного лица, конкретизуется цель признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 276 - 277 ГПК РФ). Также указывается срок безвестного отсутствия, предпринятые заявителем меры по розыску. В порядке подготовки уточняется круг заинтересованных лиц, извещаются участники, в том числе прокурор, при необходимости делаются дополнительные запросы по месту вероятного нахождения отсутствующего. Установление местожительства безвестно отсутствующего влечет обычно прекращение производства по делу вследствие отказа заявителя от своих требований. В противном случае выносится решение об отклонении заявленной просьбы.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматриваются с обязательным участием прокурора (ст. 278 ГПК РФ). Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" указывает на необходимость участия прокурора по следующим категориям дел: возникающим из публичных правоотношений, в порядке особого производства (об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.6

 Убедившись в безрезультатности  розыска и отсутствии сведений  о гражданине в месте постоянного  жительства в течение года  и более, суд выносит решение  о признании гражданина безвестно  отсутствующим. Этот факт имеет  серьезные правовые последствия: возможность расторжения брака  в упрощенном порядке, установление опеки над имуществом, право на пенсию по случаю потери кормильца.

§1.2. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Основные юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем. Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор доверительного управления. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего.

Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина по решению органа опеки и попечительства и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, без обращения в суд (п. 2 ст. 43 ГК). По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты.

Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

В-третьих, прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).

В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса (п. 2 ст. 19 СК).

В случая явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд первой инстанции вправе отменить без пересмотра решения о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Факт явки или обнаружение места пребывания гражданина свидетельствуют об ошибочности (необоснованности и незаконности) ранее вынесенного решения, что какого-либо дополнительного исследования юридически значимых обстоятельств не требуется. Поэтому и не проводится пересмотра дела. Право первой инстанции пересматривать вынесенные решения независимо от того, вступили или не вступили они в законную силу, представляет исключение из процессуальных процедур. По общему правилу это прерогатива вышестоящих судебных инстанций. Таким образом, осуществляя указанную функцию, суд осуществляет самоконтроль за результатом собственной деятельности. Необходимо отметить, что это одна из особенностей деятельности суда в особом производстве при рассмотрении дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.7

Необходимо отметить, что защита интереса заинтересованного лица по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим осуществляется лишь в судебном порядке путем установления соответствующих фактов. Никакие документы, которые могли бы заменить вступившее в законную силу судебное решение относительно установления этих фактов, не имеют юридической силы.

§1.3. Судебная практика

На практике судьи довольно часто сталкиваются с заявлениями о признании граждан безвестно отсутствующими. Причины, по которым заинтересованные лица обращаются в суд, довольно разнообразны.

Так, в Свердловской области Свердловским областным судом было рассмотрено гражданское дело № 33-7344/2013 о признании гражданина безвестно отсутствующим в апелляционном порядке  в целях снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Суд первой инстанции отказался удовлетворить данное требование, и заинтересованным лицом Мельниковым А.С. была подана апелляционная жалоба.

Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Во–первых, не были изложены обстоятельства подтверждающие именно безвестное отсутствие данного гражданина, а согласно ст. 277 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. Дело в том, что брат Мельникова, которого, собственно и пытались выписать из квартиры, находился в уголовном розыске и вполне вероятно, что он просто скрывался.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим