Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 18:50, контрольная работа
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия.
Введение.
1.1 Признание гражданина безвестно отсутствующим.
1.2 Объявление гражданина умершим.
Заключение.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты.
Таким образом, считаем, что фактический состав безвестного отсутствия должен включать следующие обстоятельства, при установлении которых суд может признать гражданина безвестно отсутствующим:
1) отсутствие в течение
года, предшествовавшего обращению
в суд, сведений о гражданине
по месту постоянного, а также
предполагаемого нахождения
2) невозможность для суда
и всех заинтересованных лиц
всеми законными средствами
3) отсутствие у суда данных о том, что указанное лини скрывается преднамеренно;
4) наличие у заявителя
гражданско-правовой цели, которая
может быть достигнута путем
судебного признания
Следовательно, безвестное отсутствие-это совокупность фактов, исследованных и установленных судом и дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим .
В соответствии со СК РФ усыновление детей, чьи родители признаны безвестно отсутствующими, производится без согласия последних. В данном случае по существу имеет место утрата родительских прав у безвестно отсутствующего. Существенным является то, что возможность их восстановления в случае явки или обнаружения безвестно отсутствующего в законе не предусмотрена. В равной степени это относится к возможности восстановления и в других правах, что едва ли может быть признано правильным.
Сказанное и позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном решении и которые реализуют это решение.
Приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.
Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего. Более того, основная цель института безвестного отсутствия состоит в привнесении определенности в те правоотношения, одним из субъектов которых является безвестно отсутствующий. Эта определенность в первую очередь отвечает интересам других участников данных правоотношений и позволяет им распоряжаться своими как имущественными, так и личными правами .
Объявление гражданина умершим.
Гражданин может быть объявлен умершим, если о нем нет сведений в месте его постоянного жительства о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая – в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий .
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Дела об объявлении гражданина умершим составляют около 40% от всех дел о безвестном отсутствии или объявлении умершим. В качестве цели объявления гражданина умершим заявители указывают: для получения пенсии по случаю потери кормильца - около 45%, для получения наследства - 28%, для прекращения брака - 23%, прочие - 4%.
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, дающих основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т. п.).
Необходимость судебного объявления гражданина умершим как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Однако более глубокий анализ правовой характеристики этих дел убеждает нас в том, что изменилась лишь форма, а сущность осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия. Безвестное отсутствие означает отсутствие сведений о гражданине в течение одного года, а объявление умершим означает безвестное отсутствие свыше пяти лет и при определенных условиях эти сроки сокращены до шести месяцев, но при этом необходимо установить обстоятельства, дающие основания предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т. п.). Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается также и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены лишь в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.
Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.
Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав-объявление гражданина умершим - включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего.
Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.
В соответствии с данным общим сроком гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет о нем нет никаких сведений . Представляется, что в этом виде законодательство является несовершенным. По сути дела разница между безвестным отсутствием и объявлением умершим заключается лишь в продолжительности срока безвестного отсутствия. Такое положение закона позволяет судам во всех случаях безвестного отсутствия свыше трех лет объявлять граждан умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Так, суд объявил умершей гражданку М. на том основании, что она, прекратив брачные отношения, уехала от заявителя в неизвестном направлении. И хотя заявитель более пяти лет не имел о ней сведений, едва ли в данном и подобных ему случаях правильным является решение суда об объявлении гражданина (гражданки) умершим. Тем более что по делам данной категории розыск не объявляется, а отрицательные ответы на запросы адресных бюро - это еще не основание для презумпции о смерти гражданина. Представляется, что объявление гражданина умершим должно иметь место лишь в том случае, когда о нем нет известии более трех лет и у суда имеются предположения о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. Например, Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края объявил гражданку Л. умершей на том основании, что более пяти лет о ней нет никаких сведений и розыск милиции положительных результатов не дал. Материалами дела установлено также, что гражданка Л. страдала тяжелым психическим заболеванием и несколько раз высказывала намерение уйти из дома и покончить с собой. В другом случае Армавирский городской народный суд объявил умершим гражданина Т., который, работая экспедитором, сопровождал вагоны с вином в г. Печору. Домой из поездки гражданин Т. не вернулся, и в течение пятилетнего розыска получить какие-либо сведения о нем не удалось. Из материалов дела усматривалось также, что на берегу р. Печоры были найдены личные вещи, документы гражданина Т. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными. Поскольку для всех судебных решении об объявлении гражданина умершим определяющим фактором является презумпция смерти безвестно отсутствующего гражданина, полагаем, что во всех без исключения случаях, в том числе и при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд должен установить ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина.
Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются. В соответствии с данной статьей можно выделить: 1) явления природы, таящие в себе угрозу жизни человека (стихийные бедствия); 2) несчастный случай, могущий быть причиной гибели (авария, пожар).
Таким образом, если не установлен факт стихийного бедствия или несчастного случая, действует общий трехлетний срок.
В свою очередь фактический состав объявления гражданина умершим ввиду его шестимесячного безвестного отсутствия, как представляется, кроме общих оснований, отмеченных выше, должен дополнительно включать следующие моменты:
1) наличие причинной связи
между безвестным отсутствием
и обстоятельствами, угрожавшими
смертью или дающими основание
предполагать гибель
2) совпадение во времени и пространстве событий, угрожавших смертью, и нахождение гражданина в месте этого несчастного случая либо в зоне стихийного бедствия;
3) невозможность по истечении
шести месяцев со дня
Статья 45 ГK РФ называет еще одно общее основание объявления гражданина умершим: военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Особенность объявления умершим по этому основанию заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан. В литературе справедливо был поставлен вопрос о том, что же считать окончанием военных действий: "прекращение огня", "перемирие", "прекращение состояния войны", которые однозначного разрешения до сих пор не имеет. Если говорить о событиях в связи с Великой Отечественной войной, то по прошествии стольких лет со дня ее окончания этот вопрос уже не имеет принципиального значения. Но локальные военные действия, связанные с защитой Родины, имеют место и в настоящее время, что и обусловливает необходимость установления единого критерия, что же считать днем окончания военных действий.
Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим.
Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав:
1) отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе;
2) невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность;
3) отсутствие у суда
предположения о
4) наличие у заявителя
правовой цели судебного
5) установление судом обстоятельств, дающих основание резюмировать смерть безвестно отсутствующего.
В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Если суд располагает данными о дне предполагаемой смерти, он должен об этом указать в резолютивной части решения. Если же такой день неизвестен, то днем смерти считается день вступления решения суда в законную силу. При этом суд обязан во всех случаях в резолютивной части решения указать конкретную календарную дату предполагаемой смерти этого гражданина, поскольку с этой датой связаны вопросы о времени открытия наследства, назначения пенсии и другие.
Фактический состав и правовые основания объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.
Как уже отмечалось, объявление граждан умершими- это закрепление судебным решением предположения о смерти этого гражданина. Однако это лишь констатация высокой степени вероятности смерти гражданина, но еще не признание факта смерти.
Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим