Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – проанализировать правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: раскрыть содержание признания гражданина безвестно отсутствующим. Структура курсовой работы построена с целью эффективного решения поставленных задач, ее содержание направлено на последовательное их решение. Курсовая работа состоит из введения двух глав, первая из которых включает в себя два параграфа, заключения и библиографического списка.

Файлы: 1 файл

КР ГП признание гражданина безвестноотсутствующим или уммершим.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Последствия безвестного  отсутствия гражданина носят моральный  и правовой характер как для лиц, находящихся с отсутствующим  в каких-либо правовых отношениях, так  и для самого отсутствующего. В  связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов нуждаются не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи с безвестно отсутствующим), но и сами пропавшие граждане.

Конституция РФ закрепила  право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Одним из таких органов являются суды общей юрисдикции.

В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или  объявления гражданина умершим стала  особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения. Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России), террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин - например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. - гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Таиланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах. Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершими постоянно растет.

По данным Судебного  департамента при Верховном Суде Российской Федерации в первом полугодии 2010 года по всей России дела особого производства составили 14,7 % от общего числа оконченных производством дел (230,9 тыс.), что на 0,6 % больше, чем в  1 полугодии 2009 года – 16,3 % (229,4 тыс.), в том числе о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим – 0,5% (7,7 тыс.), в 1 полугодии 2009 года – 0,7% (9,2 тыс.)1.

Цель настоящей работы – проанализировать правовое регулирование  признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: раскрыть содержание признания гражданина безвестно отсутствующим

Теоретической основой курсовой работы послужили труды учёных юристов - И.Б. Новицкого, Ю.А. Поповой, Е.А. Прянишникова, А.К. Юрченко, Портянкиной С.П., Булаевского Б.А., Радченко С.Д., Михайловой С.А. и других.

Методологической основой  исследования являются следующие методы: метод анализа и синтеза, диалектический, формально-логический, системный, формально-юридический.

Структура курсовой работы построена с целью эффективного решения поставленных задач, ее содержание направлено на последовательное их решение. Курсовая работа состоит из введения двух глав, первая из которых включает в себя два параграфа, заключения и библиографического списка.

 

1 ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

1.1 Содержание признания гражданина безвестно отсутствующим

 

Участие гражданина в  правоотношениях, если неизвестно, где  он находится, где проживает или  пребывает (безвестно отсутствующий  гражданин), вызывает значительные трудности  для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.

В целях устранения правовой неопределенности в ст. 42 - 44 ГК РФ и в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

В качестве заинтересованных лиц могут  выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица.

Для признания гражданина безвестно  отсутствующим необходимо, чтобы  в течение года не было сведений в месте жительства гражданина о  месте его пребывания. Заинтересованные лица должны проявлять активность в  поиске сведений о гражданине еще до подачи соответствующего заявления в суд. В заявлении излагаются обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, что может подтверждаться документами правоохранительных органов.

На проблемы розыскной системы  правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. N 1/19934 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести" <1>. Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.

С учетом сложившейся практики определен  ряд признаков, дающих основание  полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Для признания  гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:

- отсутствие данных о намерении  человека уехать и причин для  сокрытия от близких своего  отъезда, ухода из дома на  длительное время, смены жилища;

- отсутствие заболевания, которое  может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

- наличие по месту жительства  или работы пропавшего личных  документов, вещей (одежды) и денежных  средств, без которых он не  может обойтись в случае длительного  отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

- наличие длительных или острых  конфликтов в семье;

- безвестное отсутствие малолетнего  (до 14 лет) или несовершеннолетнего  (до 18 лет) лица;

- наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;

- наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином  месте следов, свидетельствующих  о возможном совершении преступления;

- наличие объяснений опрошенных  лиц, указывающих на возможное  совершение преступления;

- несообщение об исчезновении  человека в правоохранительные  органы лицами, которые в силу  родственных или иных отношений  должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;

- внезапный ремонт квартиры, где  проживал (временно находился) пропавший,  или помещения, из которого  он исчез;

- поспешное решение членами  семьи пропавшего и (или) другими  лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);

- исчезновение с автотранспортом;

- исчезновение, связанное  с отторжением собственности  (в том числе недвижимой), обменом  жилой площади;

- исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании  по безлюдной или малолюдной  местности, особенно в вечернее  или ночное время;

- безвестное отсутствие беременной женщины;

- исчезновение сотрудников  правоохранительных органов2.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться  другими факторами в процессе практической деятельности или с  учетом местных условий.

При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица следует безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. Необходимо также исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.

В ГК РФ устанавливается порядок исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, если невозможно установить дату получения последних сведений. Началом исчисления такого срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года.

В нормативных правовых актах используется термин "безвестное отсутствие", который не следует отождествлять с институтом признания судом гражданина безвестно отсутствующим. Так, в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"3 в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

1.2 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Отмена признания гражданина безвестно отсутствующим

 

Правовые последствия  признания гражданина безвестно  отсутствующим устанавливаются  статьей 43 ГК РФ и другими нормами федеральных законодательных актов.

В целях сохранения имущества  безвестно отсутствующего на основании решения суда органом опеки и попечительства определяется лицо, которое будет управлять имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Отношения между таким лицом и органами опеки и попечительства оформляются договором доверительного управления.

В качестве исключения из общего правила законодатель устанавливает возможность до решения суда органом опеки и попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина:

- если годичный срок, установленный комментируемой статьей,  не истек, но имущество в силу назначения, ветхости и т.п. нуждается в непрерывном управлении;

- как предусмотрено  гражданским процессуальным законодательством,  на основании ч. 2 ст. 278 ГПК РФ  судья после принятия заявления  о признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

Конструкция п. 1 статьи 43 ГК РФ позволяет сделать вывод о тех юридических фактах, которые должны быть отражены в судебном решении, в том числе:

- факт необходимости  постоянного управления имуществом;

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим