Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель настоящей работы – проанализировать правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: раскрыть содержание признания гражданина безвестно отсутствующим. Структура курсовой работы построена с целью эффективного решения поставленных задач, ее содержание направлено на последовательное их решение. Курсовая работа состоит из введения двух глав, первая из которых включает в себя два параграфа, заключения и библиографического списка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов нуждаются не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи с безвестно отсутствующим), но и сами пропавшие граждане.
Конституция РФ закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Одним из таких органов являются суды общей юрисдикции.
В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения. Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России), террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин - например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. - гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Таиланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах. Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершими постоянно растет.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в первом полугодии 2010 года по всей России дела особого производства составили 14,7 % от общего числа оконченных производством дел (230,9 тыс.), что на 0,6 % больше, чем в 1 полугодии 2009 года – 16,3 % (229,4 тыс.), в том числе о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим – 0,5% (7,7 тыс.), в 1 полугодии 2009 года – 0,7% (9,2 тыс.)1.
Цель настоящей работы – проанализировать правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: раскрыть содержание признания гражданина безвестно отсутствующим
Теоретической основой курсовой работы послужили труды учёных юристов - И.Б. Новицкого, Ю.А. Поповой, Е.А. Прянишникова, А.К. Юрченко, Портянкиной С.П., Булаевского Б.А., Радченко С.Д., Михайловой С.А. и других.
Методологической основой исследования являются следующие методы: метод анализа и синтеза, диалектический, формально-логический, системный, формально-юридический.
Структура курсовой работы построена с целью эффективного решения поставленных задач, ее содержание направлено на последовательное их решение. Курсовая работа состоит из введения двух глав, первая из которых включает в себя два параграфа, заключения и библиографического списка.
Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.
В целях устранения правовой неопределенности в ст. 42 - 44 ГК РФ и в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.
В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица.
Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года не было сведений в месте жительства гражданина о месте его пребывания. Заинтересованные лица должны проявлять активность в поиске сведений о гражданине еще до подачи соответствующего заявления в суд. В заявлении излагаются обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, что может подтверждаться документами правоохранительных органов.
На проблемы розыскной системы правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. N 1/19934 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести" <1>. Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.
С учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:
- отсутствие данных о намерении
человека уехать и причин для
сокрытия от близких своего
отъезда, ухода из дома на
длительное время, смены
- отсутствие заболевания,
- наличие по месту жительства
или работы пропавшего личных
документов, вещей (одежды) и денежных
средств, без которых он не
может обойтись в случае
- наличие длительных или острых конфликтов в семье;
- безвестное отсутствие
- наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;
- наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;
- наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;
- несообщение об исчезновении
человека в правоохранительные
органы лицами, которые в силу
родственных или иных
- внезапный ремонт квартиры, где
проживал (временно находился)
- поспешное решение членами
семьи пропавшего и (или)
- исчезновение с автотранспортом
- исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;
- исчезновение
- безвестное отсутствие беременной женщины;
- исчезновение сотрудников правоохранительных органов2.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий.
При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица следует безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. Необходимо также исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.
Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.
В ГК РФ устанавливается порядок исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, если невозможно установить дату получения последних сведений. Началом исчисления такого срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года.
В нормативных правовых актах используется термин "безвестное отсутствие", который не следует отождествлять с институтом признания судом гражданина безвестно отсутствующим. Так, в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"3 в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.
Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим устанавливаются статьей 43 ГК РФ и другими нормами федеральных законодательных актов.
В целях сохранения имущества безвестно отсутствующего на основании решения суда органом опеки и попечительства определяется лицо, которое будет управлять имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Отношения между таким лицом и органами опеки и попечительства оформляются договором доверительного управления.
В качестве исключения из общего правила законодатель устанавливает возможность до решения суда органом опеки и попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина:
- если годичный срок,
установленный комментируемой
- как предусмотрено
гражданским процессуальным
Конструкция п. 1 статьи 43 ГК РФ позволяет сделать вывод о тех юридических фактах, которые должны быть отражены в судебном решении, в том числе:
- факт необходимости
постоянного управления
Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим