Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – проанализировать правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: раскрыть содержание признания гражданина безвестно отсутствующим. Структура курсовой работы построена с целью эффективного решения поставленных задач, ее содержание направлено на последовательное их решение. Курсовая работа состоит из введения двух глав, первая из которых включает в себя два параграфа, заключения и библиографического списка.

Файлы: 1 файл

КР ГП признание гражданина безвестноотсутствующим или уммершим.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

- факт передачи имущества  в доверительное управление;

- назначение доверительного  управляющего, который определяется  органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 3 статьи 43 ГК РФ на момент рассмотрения дела имущество может быть передано в доверительное управление органом опеки и попечительства.

На практике имеют  место споры, связанные с определением доверительного управляющего из числа  родственников или иных лиц4. Так, например, если имущество, нуждающееся в управлении, нажито в период брака и принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, а супруг при этом занимается предпринимательской деятельностью, то, безусловно, он должен иметь приоритет при назначении доверительным управляющим. Иное решение органов опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.

Назначение доверительного управляющего иными лицами, например местной администрацией, не имеет  правового значения.

На основании договора доверительного управления у доверительного управляющего возникают права и обязанности, предусмотренные ст. 1020 ГК РФ.

Недействительность договора доверительного управления, заключенного в интересах безвестно отсутствующего, порождает соответствующие последствия, связанные с недействительностью юридических действий, осуществляемых в рамках исполнения такого договора5.

Отношения, возникающие  из договора доверительного управления, регулируются гл. 53 ГК РФ, согласно ст. 1012 которой по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Объектами доверительного управления могут быть предприятия  и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся  к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Необходимо учитывать, что договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме, а договор доверительного управления недвижимым имуществом - в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (ст. 1017 ГК РФ).

При признании гражданина безвестно отсутствующим закон  исходит из того, что гражданин  жив и до его появления либо установления факта смерти или объявления умершим:

- с одной стороны,  имущество гражданина переходит  в доверительное управление;

- с другой стороны,  прекращаются действия доверенности, выданной гражданином.

На основании ст. 19 СК РФ у супруга гражданина, признанного  безвестно отсутствующим, возникает право в упрощенном порядке расторгнуть брак.

Кроме того, за счет имущества  безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых безвестно  отсутствующий обязан содержать, а  также погашаются задолженности  по долгам безвестно отсутствующего. С точки зрения пенсионного законодательства семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"6, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они на иждивении умершего кормильца или нет.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в связи с признанием безвестно отсутствующим на основании вступившего в законную силу решения суда.

Статья 51 НК РФ регулирует обязанность по уплате налогов и  сборов физического лица, признанного  судом безвестно отсутствующим. Данная обязанность исполняется  лицом, уполномоченным органом опеки  и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Исполнение обязанности  по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанных обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"7 в случае признания должника безвестно отсутствующим исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство.

Основаниями для принятия решения об отмене решения о признании гражданина безвестно отсутствующим являются, согласно статье 44 ГК РФ, следующие.

Первое - явка гражданина, т.е. самостоятельное прибытие лица, признанного безвестно отсутствующим, домой, на работу, в суд, органы внутренних дел и т.п. В данной ситуации гражданин  подает заявление в суд.

Второе - обнаружение  гражданина. В этом случае заинтересованное лицо подает заявление в суд с указанием, где, когда, кем было обнаружено соответствующее лицо.

На основании ст. 280 ГПК РФ в случае явки или обнаружения  места пребывания гражданина, признанного  безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет ранее принятое решение.

Статья 44 ГК РФ указывает только на одно правовое последствие отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим - отменяется управление имуществом этого гражданина. Однако следует иметь в виду, что сделки, совершенные до отмены решения суда, сохраняют силу. Что касается восстановления брака (если, конечно, он был), то, как следует из ст. 26 СК РФ, брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов, если за время отсутствия другой супруг не вступил в новый брак.

С точки зрения налогового законодательства (ст. 51 НК РФ) при принятии в установленном порядке решения  об отмене признания физического  лица безвестно отсутствующим приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

Таким образом, можно  сделать следующие выводы.

Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке  факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Признание гражданина безвестно  отсутствующим допустимо при  условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому  до рассмотрения дела в соответствующие  организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Основные юридические  последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем.

Во-первых, имущество, принадлежащее  такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное  управление.

Во-вторых, в случае признания  гражданина безвестно отсутствующим  у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

В-третьих, согласно ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака  в упрощенном порядке через орган  загса (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса  РФ).

В случае явки или обнаружения  места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом гражданина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

 

 

2 ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

 

В современном гражданском  праве институт объявления гражданина умершим относится к числу  стабильных. Вместе с тем на практике содержание правил данного института  трактуется не всегда однозначно. Именно поэтому судебные решения об объявлении гражданина умершим довольно часто отменяются по различным основаниям. Особое место занимают случаи, связанные с отменой таких решений в связи с имеющейся информацией о возможном уклонении отсутствующего лица от уголовного преследования.

Так, по делу об объявлении умершим гражданина Б. в суд с  заявлением обратилась его мать, указав, что объявление умершим ее сына необходимо для решения вопроса о приватизации квартиры. Решением Бутырского межмуниципального суда г. Москвы от 5 июня 2003 г. постановлено: объявить умершим гражданина Б., днем смерти считать день вступления решения суда в законную силу. В кассационном порядке указанное дело не рассматривалось.

Определением от 17 сентября 2007 г. срок для подачи представления в порядке надзора прокурору г. Москвы на решение Бутырского межмуниципального суда г. Москвы от 5 июня 2003 г. восстановлен.

Отменяя решение Бутырского межмуниципального  суда г. Москвы, президиум Московского  городского суда установил, что в отношении гражданина Б. прокуратурой города возбуждено уголовное дело. В ходе осуществления предварительного расследования он от органов следствия скрылся, в связи с чем 25 ноября 1991 г. объявлен в розыск. Производство предварительного следствия по уголовному делу приостановлено. При таких обстоятельствах, по мнению президиума, у суда первой инстанции не было оснований для объявления гражданина Б. умершим.

В другом деле Д. обратилась в суд  с заявлением об объявлении ее сына умершим с целью получения  свидетельства о смерти и вступления в права наследования. Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 1 ноября 2005 г. сын гражданки Д. был объявлен умершим. 10 июля 2007 г. срок на надзорное обжалование постановленного решения восстановлен. 1 ноября 2007 г. президиум Московского городского суда отменил решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 1 ноября 2005 г., ссылаясь помимо иных обстоятельств на то, что сын гражданки Д. скрывается от следствия по уголовному делу, а заявителю было известно об этом до обращения в суд8.

В подобных ситуациях на первый план выходит вопрос о возможности  объявления гражданина умершим в  условиях, когда в отношении его  возбуждено уголовное дело и объявляется  розыск.

Прямого ответа на данный вопрос действующее  законодательство не содержит. При таких обстоятельствах позиция президиума Московского городского суда нуждается в разъяснении.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Кроме того, в соответствии с п. 2 той же статьи военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

При этом в соответствии со ст. 276 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление о признании  гражданина безвестно отсутствующим  или об объявлении гражданина умершим  подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. И в связи с этим в соответствии со ст. 277 ГПК РФ в заявлении в обязательном порядке должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим.

Изложенные правила  ориентируют, во-первых, на срок отсутствия сведений о месте пребывания лица (либо на обстоятельства, которые дают основания предполагать его смерть) и, во-вторых, на заинтересованность обращающегося с заявлением лица. Какие-либо другие обстоятельства в действующем законодательстве не упоминаются.

Однако нетрудно заметить, что правила об объявлении гражданина умершим призваны урегулировать  ситуации, когда реализация интереса одного лица оказывается затруднительной  исключительно в связи с отсутствием  другого лица. При этом возможное  проявление "третьего интереса", не совпадающего с интересом обращающегося в суд лица, в диспозиции рассматриваемой нормы не учитывается. Вместе с тем появление подобного интереса исключаться не должно. В частности, таковым следует признать интерес публичной власти в ситуациях, когда имеется достоверная информация об уклонении лица от уголовного преследования. Игнорирование этого "третьего интереса" может привести к весьма нежелательным для общества последствиям. Достаточно напомнить, что объявление умершим влечет такие же юридические последствия, как и фактическая смерть гражданина.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим