Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель настоящей работы – проанализировать правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: раскрыть содержание признания гражданина безвестно отсутствующим. Структура курсовой работы построена с целью эффективного решения поставленных задач, ее содержание направлено на последовательное их решение. Курсовая работа состоит из введения двух глав, первая из которых включает в себя два параграфа, заключения и библиографического списка.
Следовательно, обнаружение "конфликта интересов" между заинтересованными лицами с несовпадающими интересами (в нашем случае - обратившегося в суд лица и государства в лице правоохранительных органов) позволяет ставить вопрос о возможности неприменения правил об объявлении гражданина умершим.
В конечном счете наличие условий, изложенных в ст. 45 ГК РФ и ст. 276 ГПК РФ, не предопределяет обязанность суда объявлять гражданина умершим. Закон лишь устанавливает, что гражданин может (но не должен) быть объявлен умершим.
Вместе с тем проявление
подобного "третьего интереса" не
должно абсолютно блокировать
В связи с этим особое
место при рассмотрении дел данной
категории следует уделять
"Сила" интереса лица, обращающегося в подобных ситуациях в суд, должна быть такой, что только объявление гражданина умершим может привести к известному балансу интересов. Но при этом и обстоятельства отсутствия лица должны давать серьезные основания для предположения о его смерти.
Вместе с тем все чаще можно наблюдать, что заинтересованность обращающихся в суд с заявлением об объявлении гражданина умершим сводится к принятию наследства (в редакции отдельных заявлений: в получении свидетельства о смерти). Такова, в частности, ситуация во втором из приведенных дел, чего, по нашему мнению, нельзя допускать ни при каких обстоятельствах, требуя от заявителя четкости в обозначении юридической значимости цели обращения в суд.
В подобных случаях необходимо
придерживаться крайне взвешенной позиции.
Действительно, получить наследство отсутствующего
лица иначе как посредством
Безоговорочно допустимыми следует признать случаи, когда в отношении лица имеются сведения, позволяющие предполагать его гибель от определенного несчастного случая. При этом действующее законодательство должно применяться исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости. В конечном счете интерес добросовестного лица, обратившегося в суд, не должен страдать от внешних обстоятельств (например, от объявления розыска отсутствующего гражданина).
Что же касается истечения установленного в законе срока отсутствия лица, то здесь представляется возможным (и даже необходимым) отдавать решающую роль информации о причинах отсутствия лица. Это тем более важно, когда обстоятельства отсутствия не дают оснований предполагать его смерть, а наоборот, допускают существенное сомнение в этом. Так, в случаях, когда имеются данные о фактах уклонения отсутствующего лица от уголовного преследования, баланс интересов должен перераспределяться с учетом существующего третьего интереса - интереса публичной власти.
Кроме того, рассматривая право как инструмент для сбалансирования интересов в делах, обусловленных заинтересованным обращением, приходится оценивать значимость интереса не только обращающегося лица, но и того, чьи интересы могут быть задеты охраной интереса другого (и, прежде всего, самого отсутствующего гражданина). При этом не следует забывать, что объявление гражданина умершим основывается на презумпции. И одна лишь возможность возвращения отсутствующего лица должна побуждать к созданию оптимально бесконфликтных отношений на случай его возвращения. По этой причине нельзя допускать рассмотрение института объявления умершим в качестве панацеи от всех "недугов общественных отношений", обусловленных отсутствием гражданина.
Если интерес обратившегося в суд лица может быть обеспечен иным способом (например, посредством применения последствий признания гражданина безвестно отсутствующим), применение института объявления гражданина умершим должно исключаться. Таковы, в частности, случаи, когда без отсутствующего гражданина не решаются вопросы приватизации жилых помещений либо получения средств в возмещение вреда.
Иное отношение должно быть к ситуациям, когда речь идет о возможности приобретения права на средства к существованию (например, право на пенсию по случаю потери кормильца).
Общий срок для объявления гражданина умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, составляет пять лет.
Специальные сроки установлены для случаев, когда гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель, которая произошла от определенного несчастного случая, - шесть месяцев, и тогда, когда военнослужащий или иной гражданин пропал без вести в связи с военными действиями - не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
По общему правилу днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда. Вместе с тем при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Действующее законодательство по данной категории дел не предусматривает обязанности обращения в органы милиции за розыском лица, хотя такое обращение целесообразно. Предпринятый органами милиции розыск лица служит лишь одним из доказательств отсутствия гражданина в месте своего жительства9.
На основании ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина умершим подается в суд по месту жительства или нахождения заинтересованного лица (супруг, дети, кредиторы и т.п.). Заявителем по рассматриваемой категории дел может быть любое заинтересованное физическое или юридическое лицо, по отношению к которому у длительно отсутствующего в месте постоянного проживания гражданина имеются определенные обязательства, вытекающие из гражданских, семейных, жилищных, налоговых, трудовых и других правоотношений. Это прежде всего лица, для которых объявление гражданина умершим является основанием для вступления в наследство и (или) назначения пенсии по случаю потери кормильца.
В ходе рассмотрения дела судья извещает и иных заинтересованных в исходе дела лиц, т.е. тех, на права и обязанности которых может повлиять решение суда (например, при объявлении гражданина умершим по заявлению кредитора пропавшего привлекаются потенциальные наследники).
Согласно ст. 277 ГПК РФ в заявлении об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, угрожавшие пропавшему смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. Доказательствами по рассматриваемой категории дел являются: справка с места жительства гражданина; свидетельские показания, показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей, справки с места работы об отсутствии гражданина, доказательства принятых мер по установлению места нахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим (ответы на запросы суда, справки из органов внутренних дел, адресных столов); доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина (ответы адресных столов и прочие сведения); доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов; извещение отдела загса об отсутствии актовой записи гражданского состояния о смерти лица; доказательства наличия правовой цели объявления гражданина умершим.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 1113 "Открытие наследства" ГК РФ объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина10.
Несмотря на юридическое отождествление последствий факта смерти и объявления гражданина умершим, законодатель устанавливает процедуры и правовые последствия появления гражданина (явки или обнаружения).
Правовые последствия устанавливаются комментируемой статьей, а процедура - ст. 280 ГПК РФ, на основании которой суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Соответственно новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.
Объявившийся гражданин вправе требовать от любых лиц возврата сохранившегося имущества, которое к ним перешло безвозмездно после объявления этого гражданина умершим, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.
Что касается возмездно отчужденного имущества, то объявившийся гражданин вправе его истребовать лишь в тех случаях, когда приобретатель знал о том, что гражданин, объявленный умершим, жив. При этом, если возвратить имущество невозможно, возмещается его стоимость. В соответствии со ст. 303 ГК РФ при истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.
Владелец, как добросовестный, так и недобросовестный, в свою очередь, вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.
Добросовестный владелец
вправе оставить за собой произведенные
им улучшения, если они могут быть
отделены без повреждения имущества.
Если такое отделение улучшений
невозможно, добросовестный владелец
имеет право требовать
В случае явки супруга, объявленного
в установленном порядке
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер.
При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим. Условиями объявления умершим являются:
- отсутствие гражданина
в месте постоянного
- неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.
Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.
В случае явки гражданина, объявленного умершим, не требуется восстанавливать его правоспособность.
В случае явки гражданина,
объявленного умершим, восстановлению
(при наличии рассмотренных
Таким образом, поставленная цель - проанализировать - правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим - достигнута, задачи решены, можно сделать следующие выводы.
Задачей института признания гражданина безвестно отсутствующим является защита интереса заинтересованного лица, если это невозможно осуществить во внесудебном порядке, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.
Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.
Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.
Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим