Приватизация жилых помещений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования обусловлена объектом, предметом и задачами настоящего исследования и состоит в том, чтобы, изучив правоприменительную практику по рассматриваемой теме, выявить проблемы, возникающие при приватизации жилых помещений, дать им правовую оценку и наметить пути их решения.
Основные задачи исследования:
- изучить особенности законодательства о приватизации жилых помещений в РФ;
- рассмотреть особенности приватизации жилых помещений на современном этапе;
- изучить особенности приватизации отдельных видов жилых помещений.

Оглавление

Введение…..……………………………………………………………………….2
1. Особенности законодательства о приватизации жилых помещений в России………………………………………………………...……………………6
1.1 Законодательство о приватизации жилых помещений в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
2. Приватизация жилых помещений в Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………………………18
2.1 Жилые помещения как объекты приватизации……………………………18
2.2 Понятие и принципы приватизации жилых помещений …………………27
2.3 Порядок приватизации и расприватизации жилых помещений………….38
3. Особенности приватизации отдельных видов жилых помещений………...47
3.1 Приватизация жилых помещений в квартирах коммунального заселения…………………………………………………………………………47
3.2 Приватизация жилых помещений в общежитиях ………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………...66

Файлы: 1 файл

!КУРСОВАЯ!.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

2) Общежитие находится  в хозяйственном ведении организации.  Общежитие как объект специализированного  жилищного фонда находится в  управлении хозяйствующего субъекта - организации, предоставляющей жилые  помещения своим учащимся, работникам, служащим, у которых отсутствует жилье.

3) Специально оборудованное  жилое помещение. Общежития должны  быть отделены от другой части  дома (если это имеет место), иметь  отдельный выход, чтобы не ущемлять  жилищные интересы граждан, живущих  по договору социального найма. Дома, предоставленные под общежития (как специально построенные, так и переоборудованные), должны иметь соответствующие их целевому назначению санитарно-гигиенические и бытовые удобства. В таких домах наряду с жилыми комнатами должны быть предусмотрены помещения для занятий, досуга, бытового обслуживания проживающих и т.п.

Договор социального  найма жилого помещения в общежитии  заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения, в силу наличия трудовых отношений  между нанимателем и наймодателем, прохождения службы или обучения. Прекращение таких отношений влечет за собой прекращение действия договора социального найма жилого помещения.

Следует также обратить внимание на то, что в ст. 7 названного Федерального закона речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» утрачивают статус общежитий в силу закона.

Необходимо иметь в  виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения  в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.). Изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, соответственно изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

С учетом изложенного  жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

После введения в действие Жилищного кодекса в суды стали поступать исковые заявления о признании права на приватизацию занимаемых жилых помещений, находящихся в общежитиях. При рассмотрении данных дел о признании права на приватизацию квартиры или комнаты в общежитии суды сталкиваются с проблемой при определении статуса общежития и жилого дома, используемого в качестве общежитий, но таковым не являющего по своей юридической природе, и часто данные исковые требования оставались без удовлетворения.

При рассмотрении судами дел о признании права на приватизацию жилых помещений в общежитиях суды должны в первую очередь определить правомерность распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима специализированного жилого фонда общежития и не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения, а также обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 г. № 220-О.87

Жилые помещения в  общежитиях предназначены исключительно для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, находятся в отдельных домах или специально переоборудованных для этих целей частях домов и укомплектованы необходимой для проживания мебелью.

При ликвидации предприятия или его приватизации (при условии, что общежитие не включалось в договор приватизации) утрачивается право собственности или право хозяйственного ведения, и общежитие переходит в собственность муниципалитета. Прекращаются трудовые отношения между работодателем и работниками, занимающими жилые помещения в общежитии. Утрачивается временный характер проживания и возникают правоотношения, основанные на договоре социального найма жилого помещения. На основании данных правоотношений жилой дом, имеющий статус общежития, должен быть исключен из специализированного жилищного фонда.

Отсутствие у муниципалитета права собственности на спорное  жилое помещение в силу несвоевременного оформления необходимых документов также не должно препятствовать осуществлению законного права на приватизацию занимаемых жилых помещений и ставить граждан в зависимость от сроков оформления указанных документов.

 

 

Заключение

 

Приватизация - это возможность стать полноправным хозяином своего жилья - распоряжаться им по собственному усмотрению, продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду. Приватизация жилья – это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация жилья регулируется Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Передача жилых помещений  в собственность граждан оформляется  договором передачи, заключаемым  органами государственной власти или  органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется. Предметом договора, как и объектом приватизации жилого помещения является жилое помещения, относимое к государственному или муниципальному жилищному фонду РФ.

Каждый гражданин имеет  право на приобретение в собственность  бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Договор передачи квартир  в собственность граждан считается  заключенным с момента подписания его сторонами, и не подлежит государственной  регистрации. Обязательной государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилое помещение.

Срок окончания бесплатной приватизации продлен Государственной Думой РФ 15 января 2010 года до 1 марта 2013 года.

Расприватизация — это признание в судебном порядке договора передачи квартиры недействительным. Этот способ использовался раньше, когда законодательством не была предусмотрена возможность вернуть квартиру в муниципальную собственность без суда, и сейчас продолжает использоваться в некоторых случаях. Договор приватизации может быть признан недействительным на основании поданного искового заявления и решения суда. Для этого в суде нужно было доказать, что договор приватизации заключен с нарушением действующего гражданского законодательства. Времени эта процедура может занимать очень много.

Деприватизация — принципиально другой способ передачи квартиры в собственность государства или муниципального образования, основанный на принципе добровольности. Схема его такова: жилые помещения, передаваемые гражданами городу в собственность в порядке деприватизации, будут предоставляться им в пользование на основании договоров социального найма.

На основании анализа  законодательства о приватизации жилых  помещений, специальной, учебной и  научной литературы по рассматриваемому вопросу, юридической и судебной практики по делам, связанным с приватизацией жилых помещений, можно сделать следующие выводы.

1) Граждане, давшие согласие  на приватизацию жилого помещения  на одного из членов семьи,  и отказавшиеся таким образом от доли в приватизированном жилом помещении, приобретают право постоянного бессрочного пользования данным жильем. Указанное вещное право является абсолютным, то есть не может быть прекращено помимо воли его обладателя вне зависимости от будущей юридической судьбы данного жилого помещения. Данное право принадлежит гражданам, вне зависимости от того, в который раз ими используется право на приватизацию жилого помещения.

2) Процессуальной формой  добровольного волеизъявления граждан  на приватизацию жилья может являться не только письменное заявление о приватизации занимаемого жилого помещения, но и доверенность на совершение действий, связанных с приватизацией жилья, в которой выражена воля наследодателя о приобретении жилого помещения в собственность. При этом следует учитывать экстраординарные обстоятельства, повлекшие смерть наследодателя и не позволившие ему надлежащим образом оформить заявление о приватизации и другие документы.

3) Приватизация комнат  в коммунальной квартире не  может быть обусловлена согласием других лиц, проживающих в данной квартире. Основанием для ее передачи в собственность граждан является волеизъявление лиц, проживающих в данной комнате.

4) Принцип бесплатности  приватизации жилых помещений  является временным, и будет  отменен в ближайшие годы.

Продление срока бесплатной приватизации может привести к тому, что существенно сократятся государственный  и муниципальный жилищные фонды, что уже происходит, так как  с каждым годом растет количество приватизированных жилых помещений, а строительство жилых комплексов для государственного и муниципального жилищных фондов практически остановилось на нулевой отметке.

По нашему мнению, законодатели приняли правильное решение, продлив  бесплатную приватизацию жилых помещений, так как, по-прежнему, у многих граждан России нет возможности приобрести жилье в собственность за свои деньги. Но, пожалуй, наиболее оптимальным вариантом было бы расширение строительства жилья, предназначенного для государственного или муниципального жилого фонда, что позволило бы всем гражданам, не имеющим собственного жилья, получить квартиру на условиях договора социального найма.

 

Список использованной литературы.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 - 21 января.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51 -ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 21 октября 1994 года (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. – 1994. - № 238-239. – 8 декабря.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 22 декабря 1995 года (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. – 1996.- № 5. - ст. 410. - 29 января.

4. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года (ред. от 30.06.2008 // Российская газета. - 1996. - № 17 – 27 января.

5. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 декабря 2004 года (ред. от 17.12.2009) // Российская газета. – 2005. - № 1. - 12 января.

6. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации [Текст]: Закон РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1. Принят Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 года (ред. от 11.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 28. - ст. 959.- 11июля.

7. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 2004 года (ред. от 01.02.2010) // Российская газета. – 2005. - № 1. - 12 января.

8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Текст]: Утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 19.07.2009) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

9. О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Текст]: федеральный закон от 15 мая 2001 года № 54-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 11 апреля 2001 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ в ред. от 01.02.2010) // Российская газета. – 2001. - № 103. - 31 мая.

10. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ. Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года (в ред. от 23.07.2008) // Российская газета. – 2002. - № 100. – 5 июня.

11. О внесении изменения в статью 4 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 11 июня 2008 года № 84-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 23 мая 2008 года // Российская газета. - 2008. - № 128. – 18 июня.

12. Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации [Текст]: Решение Роскоммунхоза от 18 ноября 1993 г. № 4 // Экономика и жизнь. - 1994. - № 6 – С. 23.

13. Об утверждении правил пользования жилыми помещениями [Текст]: Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 16 января 2008 года № ГКПИ07-1022)// Российская газета – 2006. - №16. – 27 января

Информация о работе Приватизация жилых помещений