Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:59, дипломная работа
Цель исследования обусловлена объектом, предметом и задачами настоящего исследования и состоит в том, чтобы, изучив правоприменительную практику по рассматриваемой теме, выявить проблемы, возникающие при приватизации жилых помещений, дать им правовую оценку и наметить пути их решения.
Основные задачи исследования:
- изучить особенности законодательства о приватизации жилых помещений в РФ;
- рассмотреть особенности приватизации жилых помещений на современном этапе;
- изучить особенности приватизации отдельных видов жилых помещений.
Введение…..……………………………………………………………………….2
1. Особенности законодательства о приватизации жилых помещений в России………………………………………………………...……………………6
1.1 Законодательство о приватизации жилых помещений в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
2. Приватизация жилых помещений в Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………………………18
2.1 Жилые помещения как объекты приватизации……………………………18
2.2 Понятие и принципы приватизации жилых помещений …………………27
2.3 Порядок приватизации и расприватизации жилых помещений………….38
3. Особенности приватизации отдельных видов жилых помещений………...47
3.1 Приватизация жилых помещений в квартирах коммунального заселения…………………………………………………………………………47
3.2 Приватизация жилых помещений в общежитиях ………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………...66
Поскольку в 90-е провести Жилищный кодекс через Думу не решались, его принимали по частям. Именно поэтому правила сделок в жилищной сфере перекочевали в Гражданский кодекс, был принят отдельный закон о товариществах собственников жилья. С вступлением в силу нового ЖК этот закон утратил свою силу.
К моменту принятия нового ЖК в 2005 году, по данным, опубликованным в статье И. Стадника, 70 % жилья находилось в частной собственности. В очереди на получение жилья стояли 4,4 миллиона человек.14
Жилищный кодекс РФ является
базовым в системе актов
Закон о приватизации установил основные принципы и условия осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, а также определил порядок обслуживания и ремонта приватизированного жилья. С принятием нового Жилищного Кодекса РФ его действие стало ограниченным. Данное ограничение было установлено в законе о введении в действие Жилищного Кодекса РФ.16 Первоначально живущие в неприватизированной квартире сохранили право на приватизацию вплоть до 1 января 2007 года. Очереди на оформление приватизации появились не только в связи с объявлением конечного срока, но и с замедлением и усложнением процедуры приватизации, что сказалось на росте числа желающих оформить квартиры в собственность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007 г. были признаны утратившими силу положения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», устанавливающие право граждан приватизировать жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда, занимаемые ими на условиях социального найма, а также порядок приватизации таких жилых помещений. Иными словами, с 1 января 2007 г. предусматривалась отмена права приватизации жилых помещений для всех граждан Российской Федерации. На основании статьи 12 Федерального закона было внесено изменение в часть 1 статьи 4 Закона Российской Федерации, содержащую перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. В указанный перечень также включались жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.17
Введение в Российской
Федерации института
В результате принятия Закона о введении в действие ЖК РФ, по данным, опубликованным Г.В. Бойцовым, доля частного жилищного фонда в 2000 году составила более 63% по сравнению с 33% в 1990 году, а доля государственного муниципального жилищного фонда сократилась с 67 % до 34,8 % .18
Я считаю, что законодатель, вводя запрет на приватизацию жилых помещений, полученных гражданами на условиях договора социального найма после 1 марта 2005 г. (частичный запрет приватизации), а также запрет с 1 января 2007 г. на приватизацию любых жилых помещений (полный запрет приватизации), руководствовался необходимостью формирования стабильного государственного и муниципального жилищных фондов, чтобы обеспечить в дальнейшем возможность предоставления жилых помещений социального использования малоимущим и иным предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации категориям граждан на основании норм ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 г., право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, предполагает, как вытекает из преамбулы Закона о приватизации жилых помещений Российской Федерации, создание гражданам равных правовых условий для выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. 19
Очевидно, что и прекращение приватизации жилых помещений также должно базироваться на соблюдении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Однако концептуальные
подходы к запрету
Представляется, что законодатель, установив запрет на приватизацию жилых помещений, полученных по договору социального найма после 1 марта 2005 г., создал предпосылки для возможного умаления прав граждан, которые принимались на учет с целью последующего предоставления жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда наравне с другими гражданами в порядке, установленном Жилищным кодексом РСФСР. Отдельные из указанных граждан, не успевшие получить жилое помещение до момента введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, лишаются возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения.
По мнению Т.А. Семиной законодатель не учел того, что объем прав указанных граждан не совпадает с объемом прав граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации и получивших жилые помещения после 1 марта 2005 г. 20
В результате огромная категория граждан, получив квартиры, оказалась лишена возможности их бесплатной приватизации.
Ряд граждан обратились
в Конституционный суд с
В итоге постановлением Конституционного суда данные положения были признаны противоречащими Конституции РФ.
В результате, благодаря активности граждан и защите их конституционных прав Конституционным и Верховным судами, граждане, получившие свои квартиры по договорам социального найма после 1 марта 2005 года получили возможность их бесплатно приватизировать. Депутаты Госдумы приняли федеральный закон «О внесении изменения в статью закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» от 11 июня 2008 года № 84-ФЗ, который внес изменения в статью 4 закона о приватизации жилищного фонда в РФ21, что позволило гражданам, получившим жилье после 1 марта 2005 года, приватизировать их.
Однако, несмотря на то, что постановление Конституционного суда РФ было опубликовано в конце июня 2006 года, законодательная инициатива в виде данного законопроекта поступила в Думу только в январе 2008 года. Конечно, можно предположить, что в 2006 году правительство не решило этот вопрос, так как решался вопрос о том, будет ли прекращена с 1 января 2007 года бесплатная приватизация или ее продлят до 2010 года.22 Продление бесплатной приватизации все-таки состоялось. Законодатель установил срок бесплатной приватизации жилых помещений до 1 марта 2010 года.
Сторонники продления срока приватизации мотивировали свою позицию тем, что времени до окончания указанного срока остается не так уж много, наниматели жилых помещений торопятся поскорее приватизировать свое жилье, если раньше они по каким-либо причинам они не успели этого сделать. Количество заявок на приватизацию увеличивается, из-за чего значительно возросли очереди на приватизацию. Выход из сложившегося положения был только один – упростить процедуру приватизации и открывать новые пункты по приему заявлений на приватизацию жилых помещений. Так, по данным Российской газеты с начала бесплатной приватизации в 1991 году по состоянию на конец июня 2009 года в собственность только в г. Москве было передано 2,3 миллиона жилых помещений, не приватизированными остается 768 тысяч жилых объектов. Такие цифры привел на пресс-конференции, состоявшейся 8 июля 2009 года, руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Петр Сапрыкин. В своем выступлении П. Сапрыкин дал прогноз об увеличении количества заявлений граждан на приватизацию жилых помещений.23
Учитывая опыт предшествующих лет и динамику обращения граждан, по данным Российской газеты еще 15 июня 2009 года в Москве открыто 146 пунктов, в том числе - в 120 управах и 26 управлениях департамента жилищной политики и жилищного фонда, где осуществляется прием заявлений на подготовку документов на приватизацию. Открытие новых пунктов приема заявлений граждан, было направлено на снижение ажиотажа и уменьшение очередей в приемных пунктах. К тому же процесс подачи заявлений на приватизацию был значительно упрощен. Достаточно подать паспорт и три копии, остальное за заявителей сделают сотрудники приемных пунктов. По словам П. Сапрыкина в столице на тот период было приватизировано порядка 80 % жилья, как, в прочем, и по всей России. 24
В оставшихся 20 %, которые
не приватизировали свои жилые помещения
- очередники, люди, проживающие в
домах, предназначенных под снос,
жильцы общежитий. Туда же попадают семьи,
которые не могут договориться между
собой о необходимости
Противники продления сроков приватизации настаивали, что далеко не всем квартиросъемщикам необходимо приобретать права собственника на жилплощадь.
Очевидный плюс приватизации
- собственное жилье можно
При этом стоит отметить, что в 2009 году были значительно сокращены объемы помощи регионам из Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт домов. Между тем, по нынешнему законодательству, уже после 2012 года капремонт полностью ляжет на плечи собственников жилья.
Некоторые граждане, столкнувшись с такими обременительными обязанностями, приняли решение отказаться от права собственности. Кто-то еще находится в раздумье. Однако вместе с приватизацией 1 марта 2010 года закончилась бы и деприватизация, то есть возможность отказаться от собственности и перезаключить договор социального найма.
«Приватизацию и деприватизацию нельзя останавливать ни в коем случае», - уверена депутат Госдумы, член Комитета по строительству и земельным отношениям Галина Хованская. По ее словам, возможно скоро законодатели продлят сроки бесплатной приватизации жилья и установят срок вступления поправок в силу уже с 2010 года.25 Уже в начале 2010 года ее слова подтвердились.
15 января 2010 года Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях поправки в закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», которыми бесплатная приватизация и деприватизация жилья в РФ продлеваются на три года - до 1 марта 2013 года.26 Законодательная инициатива была подготовлена депутатами фракции «Единой России». По словам одного из авторов документа, первого заместителя председателя комитета по законодательству Владимира Груздева, решение о продлении сроков приватизации обусловлено тем, что еще далеко не все желающие смогли стать собственниками жилья. В первую очередь было справедливым предоставить возможность ветеранам Великой Отечественной войны стать собственниками квартир, которые они получат от государства в год 65-летия Великой Победы. Он сообщил также, что в течение 2009 года количество желающих приватизировать жилье увеличилось в среднем по России на 45%. В Москве эта цифра составила 62%.27
Исходя из выше изложенного, с момента принятия закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» 1991 года количество жилья, оказавшегося в частной собственности граждан, благодаря приватизации, возросло до 80 %. Главной особенностью российского института приватизации жилья остается бесплатность.
2. Приватизация жилых помещений в РФ на современном этапе
2.1 Жилые помещения как объекты приватизации
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, например, противопожарным, градостроительным и техническим).28