Министерство
образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова»
|
|
Конституционного и муниципального
права |
|
|
(наименование кафедры) |
|
|
|
|
|
Панфилов Александр Сергеевич |
|
|
(фамилия, имя, отчество студента) |
|
|
|
|
|
Институт |
ВШЭиУ |
курс |
1 |
группа |
283419 |
|
|
|
|
|
|
38.03.04 Государственное и
муниципальное управление |
(код и наименование
направления подготовки/специальности) |
|
|
|
|
|
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
|
|
|
|
|
По дисциплине |
Конституционное право |
|
|
|
|
|
На тему |
Принцип светского государства
и право на свободу вероисповедания |
|
|
|
(наименование темы) |
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
|
Работа допущена к защите |
|
|
|
|
|
|
|
(подпись руководителя) |
|
(дата) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Признать, что работа |
|
|
|
|
выполнена и защищена с оценкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель |
ассистент |
|
|
|
С.А. Бажуков |
|
|
|
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(инициалы, фамилия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(дата) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архангельск 2015 |
|
ЛИСТ
ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
Содержание
Введение:
Принцип светского государства
является одним из краеугольных правовых,
философских, социальных норм, занимает
особое место и в конституционно-правовой
науке в виде одной из основ конституционного
строя государства. В данной работе рассматривается
понятие светского государства, на основе
анализа работ многих ученых, которые
рассматривали данное понятие.
1.Принцип светского
государства.
Одним из видных приверженцев
концепции светского государства являлся
Никколо Макиавелли, который выступал
против статуса христианства как государственной
идеологии. Макиавелли в качестве движущей
силы истории считал человеческий эгоизм,
при котором на первом плане оказывались
худшие стороны человеческой природы.
Священник А.В. Мень справедливо отмечал:
«Макиавелли оправдываeт одну из сильнейших
человеческих страстей – волю к власти»
[1, c. 99]. Таким образом, Макиавелли отделяет
политику не только от религии, но и от
всякой морали. Именно он впервые разработал
концепцию абсолютной, ничем не ограниченной
власти, что выразил в прославленном труде
«Государь». Последователями его концепции
в России стали царь Иван Грозный, император
Петр I, Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин.
Но воплотить полностью идеи Макиавелли
в виде освобождения власти от всех религиозных
и иных ограничений удалось только при
тоталитаризме в XX веке.
Толковый словарь русского
языка Владимира Даля дает такое определение
светскости: «Светский, к свету (миру) в
разных значениях относящийся, земной,
мирской, суетный или гражданский...» [2,
c. 956].
Толковый словарь С.И. Ожегова
определяет: «Светский как не цеpковный,
мирской, гражданский. В буржуазно-дворянском
обществе: избранный круг людей, принадлежащий
к привилегированным классам» [3, c. 918].
Понятие «светское государство»,
согласно словарю А.Ф. Никитина, означает
«конституционно-правовую характеристику
государства, означающую отделение церкви
от государства, разграничение сфер их
деятельности».
В настоящее время существует
многообразие мнений по поводу определения
светского государства. Нам представляется
наиболее удачным тезис А.Ф. Мещеряковой,
согласно которому: «светское государство
– это такой способ организации публичной
(политической) власти, при котором государство
и церковь отделены и в то же время взаимодействуют
друг с другом, отсутствует государственная
или официальная религия, обеспечиваются
равенство религиозных объединений, свобода
совести и равноправие граждан независимо
от отношения к религии в целях достижения
баланса интересов личности, государства
и религиозных образований в различных
сферах жизни общества» [4]. В данном понятии
особое место занимает функция взаимодействия
государства и религиозных объединений
для достижения важных социальных целей,
таких как социальная поддержка нуждающихся,
реабилитация алкоголиков и наркозависимых,
участие в благотворительной деятельности
общества.
Свобода совести и вероисповедания
является многогранным и сложным понятием.
На протяжении многих веков философы,
историки и юристы вкладывали различный
смысл в его теоретическое понимание.
При этом составляющие это понятие категории
«свобода», «вероисповедание» и «совесть»
рассматривались как тесно взаимосвязанные
и взаимообусловленные.
Права и обязанности – основной
исходный элемент права. Следует согласиться
с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного
в структуре права по существу нет. «Система
прав и обязанностей — сердцевина, центр
правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению
основных юридических проблем» [5, c. 50].
Согласно О.В. Петренко, который
анализирует и раскрывает первый принцип
справедливости в работах Дж. Ролза, «каждый
индивид должен обладать равным правом
в отношении наиболее общей системы равных
основных свобод, совместимой с подобными
системами свобод для всех остальных людей»
[6].
В данном сочетании, на мой взгляд,
понятие свободы является ключевым элементом
не только по отношению к выбору исповедуемой
религии, но и к отсутствию религиозных
верований. Именно принцип свободы совести
является необходимым условием функционирования
не только светского государства, но и
государства в целом, так как отсутствие
и непризнания принципа свободы совести
влечет за собой прямое нарушение прав
человека и превращение демократического
государства в тоталитарное, что на современном
этапе развития человеческого общества
недопустимо.
Ключевую направленность в
анализе развития инвариативных идей
в учениях о власти и государстве сформулировал
Л.В. Акопов, в которой утверждается, что
России присуща «высокая степень нравственно-религиозной
окрашенности и психологической акцентуации
в оценке соотношения государства и власти»
[7, c. 46]. В конституционном праве светскость
государства как конституционная характеристика,
отражающая или закрепляющая определенную
независимость и баланс интересов государства
и религиозных объединений в соответствующих
сферах их компетенции, на сегодняшний
день исследована недостаточно.
Вполне содержательное понятие
приводит В.А. Туманов: «Светское государство
– это государство, где последовательно
проведено отделение церкви от государства,
не существует какой-либо государственной
или обязательной религии, признается
свобода религии и атеизма, религиозных
и антирелигиозных взглядов» [8, c. 73]. Но
в данном понятии вызывает вопрос уместность
наличия термина «антирелигиозный взгляд»,
потому что антирелигиозность по большому
счету является синонимом атеизма, который
и так упомянут в понятии.
Л.О. Иванова полагает, что: «…государство,
выступая как светская нерелигиозная
институция, не нарушает принципа свободы
совести, когда проявляет неодинаковое
отношение к разным вероисповедным сообществам,
исходя из понятия «общего блага»» [9, c.
102-106]. По мнению М.П. Мчедлова, существование
различий между религиозными объединениями
естественно в силу признания исторической
социально-культурной значимости тех
или иных религий, которое не должно приводить
к ущемлению прав других конфессий и религий:
«И тут нет предпосылок ни для обиды, ни
для дискриминации. Такова историческая
реальность» [10, c. 4-6].
Т.П. Лупарев высказывает аналогичное
мнение: «Атеизм и религия должны быть
равно удалены от государства, считающего
себя светским. Демократическое государство
обязано одинаково относиться к различным
религиозным организациям; оно не может
делить конфессии на большие и малые, на
традиционные и нетрадиционные, ибо подлинная
демократия заключается не только в учете
запросов, мнений и настроений большинства,
но также в защите прав, законных интересов
любого меньшинства» [11, c. 7-9]. Подобных
взглядов придерживаются Н.А. Придворов
и Е.В. Тихонова, которые считают, что государство
должно исходить из интересов всего общества,
а не какой-либо его части, отличающейся
по мировоззренческому признаку [12, c. 52].
По мнению С.А. Бурьянова, «светское
государство – мировоззренчески нейтральное
государство, принципиально не приемлющее
никакое мировоззрение в качестве официальной
идеологии, обеспечивающее каждому возможность
свободного мировоззренческого выбора»
[13]. Свобода выбора в данном понятии является
основополагающим условием, что, на наш
взгляд, не совсем верно, так как свобода
выбора – это лишь первоначальное действие
индивида при выборе мировоззренческой
картины мира, а реализация взаимоотношений
государства и религиозных объединений
и обеспечение свободы вероисповедания
человека в понятии не раскрыта.
По мнению А.Д. Сухова, «светское
государство – это государство, свободное
от какого-либо влияния религии, её догматики
и обрядности, различных религиозных организаций
и их представителей на устройство и деятельность
его политических и правовых институтов,
на систему государственного образования
и другие сферы государственной жизни»
[14].
М.В. Баглай определяет «светское
государство» как отделение государства
и религиозных объединений друг от друга,
то есть взаимно не вмешивание в дела друг
друга [15, c. 139].
Р. Батыр определяет государство
светским, если оно в своих решениях исходит
не из постулатов веры, а действует по
соображениям рациональности. Государство,
дабы достичь идеальной светскости, должно
в идеале «вытравить» из своего законодательства
все латентные атавизмы религии, «стерилизовать»
себя от любых ее проявлений и действовать
только в соответствии с разумом. Это вовсе
не означает, что власть должна отстраниться
от проблем верующих и религиозных конфессий.
Просто ее взаимодействие с институтами
религии будет происходить не потому,
что она разделяет ее догматы, а только
потому, что такое взаимодействие будет
иметь общественно значимый результат,
важный в первую очередь для самого государства
и его граждан [16].
В Энциклопедическом словаре
по конституционному праву под редакцией
Г.Г. Арутюняна находим: «Светское государство
– государство, свободное от какого-либо
влияния религии на его организацию и
деятельность. В светском государстве
последовательно проведено отделение
церкви от государства» [17, c. 336]. Н.А. Придворов
и Е.В. Тихонова также полагают, что понятие
«светское государство» характеризует
отношение государства к религии и означает,
что государство и религиозные объединения
отделены друг от друга [18, c. 52].
Верное, на мой взгляд, понятие
дает И.В. Понкин, утверждающий, что светскость
является «характеристическим свойством,
отражающим или закрепляющим социальную
и формальную независимость легитимности
государства от религиозных или идеологических
источников, недопустимость противопоставления
абсолютному суверенитету государственного
порядка никакого предшествующего или
высшего порядка, отсутствие общеобязательной
религии или идеологии, независимость
государства и государственно-правовых
отношений от санкционирования или давления
религии или идеологии от подчинения государственной
деятельности религиозным объединениям,
деятельность которых направлена на распространение
идеологии, от их вмешательства в совокупность
урегулированных правом политических,
публично-властных отношений устройство
и деятельность органов государственной
власти, иных государственных органов
и учреждений, а также правовых и общественно-политических
институтов». Но все таки данное понятие
охватывает только сущность независимости
государства от религиозных объединений,
но при этом остается не упомянутой независимость
религиозных объединений от государства.
Тогда как одним из условий существования
и деятельности светского государства
является невмешательство государства
в деятельность религиозных объединений.
2. На мой взгляд, помимо вышеизложенных
признаков светского государства следует
упомянуть такие признаки, как:
- светскость государственной
службы (причем это также касается
нежелательности присутствия религиозных
символов в гербах и гимнах
Российской Федерации и ее субъектов,
а также в символике муниципальных образований);
- светский характер государственного
образования (недопустимость существования
предметов религиозной направленности
в средних и высших учебных
заведениях, их включение только
в программы изучения истории);
- отсутствие религиозной
пропаганды в действиях высших
государственных лиц;
- отсутствие экономических
преференций для религиозных
организаций;
- недопустимость создания
и функционирования специальных
государственных органов по вопросам
какого-либо мировоззрения (в том
числе, религии).
Следует выделить пять условий,
определяющих суть признака отделения
церкви от конкретного государства:
1) государство и его
учреждения не контролируют отношение
своих граждан к религии и
не учитывают религиозную принадлежность
конкретных граждан;
2) государство не вмешивается
во внутреннюю деятельность церкви
(религиозных организаций), если
не нарушаются рамки закона;
3) государство не оказывает
материальной, в том числе финансовой,
поддержки церкви;