Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Принцип светского государства является одним из краеугольных правовых, философских, социальных норм, занимает особое место и в конституционно-правовой науке в виде одной из основ конституционного строя государства. В данной работе рассматривается понятие светского государства, на основе анализа работ многих ученых, которые рассматривали данное понятие.

Файлы: 1 файл

право.docx

— 39.64 Кб (Скачать)

4) церковь не выполняет  ни одной юридической функции (в том числе и регистрации  брака);

5) церковь не вмешивается  в государственные дела, а занимается  только теми вопросами, которые  касаются её деятельности.

 

3. Россия — светское государство

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

  • нравственное воспитание людей;
  • психологическая поддержка верующих;
  • социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  • борьба за мир;
  • борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  • экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное' образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время.

Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.

 

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.

Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Исходя из собственного подхода к пониманию сущности принципа светского государства, определим светское государство как: государство в котором отсутствует какая-либо государственная или обязательная религия, признается и обеспечивается право человека на свободу исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой. Взаимоотношения государства и религиозных объединений строятся на невмешательстве в дела друг друга, соблюдении принципа светскости в реализации государством его функций и полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и источники

1. Мень А. В. Религия, культ личности и секулярное государство (заметки историка религии): На пути к свободе совести / Под ред. Тябикова Т.Б. Москва, 1989.

2. Даль В. Толковый словарь  живого великорусского языка (современное  написание слов). М., 1998.

3. Ожегов С.И. Толковый  словарь русского языка / Под общ. ред, Л.И. Скворцова. М., 2007.

4. Мещерякова А.Ф. Светское  государство в современной России: конституционно-правовой анализ. Дисс. … канд. юрид. наук, Пенза, 2009.  

5. Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная  действительность. Конституция СССР  и правовое положение личности. М., 1979.

6. Петренко О.В. Право человека  на развитие и справедливость   // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. №10.

7. Акопов Л. В. Идеи-инварианты  в учениях о власти и государстве  российских мыслителей X-начала XX веков. Русская философия и российская  государственность. Сборник научных  трудов. Ростов н/Д., 2009.  

8. Конституция РФ: Энциклопедический  словарь/ Под ред.В.А. Туманова. М., 1997.

9. Иванова Л.О. Религия  и права человека // Социологические  исследования. 1998. № 6.

10. Мчедлов М.П. Приоритет традиции или права // Религия и право. 2003. № 2.  

11. Лупарев Т.П. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях // Религия и право. 2004. № 4.  

12. Придворов Н.А. Институт  свободы совести и свободы  вероисповедания в праве современной  России // Права человека в Российской  Федерации. Сборник докладов о  событиях 2007 года. М.: Московская Хельсинская  группа, 2007.  

13. Бурьянов С.А., Мозговой  С.А. Проблемы реализации свободы  совести и тенденции в отношениях  государства с религиозными объединениями  в России. М., 2005.

14. Сухов А.Д. Религия как  общественный феномен. М., 1973.

15. Баглай М.В. Конституционное право РФ.  М., 2007.  

16. Батыр Р. Вместо реформы // Сб. статей, Издательский дом "Медина", Нижний Новгород - Ярославль, 2007.

17. Арутюнян Г.Г. Конституционное  право: Энциклопедический словарь. М., 2006. 18. Придворов Н.А., Тихонова  Е.В. Институт свободы совести  и свободы вероисповедания в  праве современной России. М., 2007.  

 

 

 

 


Информация о работе Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания