Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:05, контрольная работа
Установления брачного, отцовского, опекунского и попечительского права составляли содержание изложения римских юристов при изучении правового положения лиц с точки зрения их положения в семье, или с точки зрения их семейного статуса (status familiae). Согласно предписаниям римского права, status familiae, или положение лиц в семье, кроме status civitatis и status libertatis, имело чрезвычайное значение для утверждения право- и дееспособности римских граждан.
Введение…………………………………………………………………………..2
Понятие римской семьи………………………………………………...…3
Агнатское родство……………………………………………………….…5
3. Когнатское родство………………………………………………………....7
4. Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………...13
Задача…………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………………..15
Содержание
Введение…………………………………………………………
3.
Когнатское родство………………………………………………………..
4. Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми………………………………………...9
Заключение……………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..15
Введение
В отделе частного права - права, относящиеся к вещам, имущественные права, возникающие в связи с имущественным положением граждан), юрист Гай изложил вопросы отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris: sequitur de jure person arum alia divisio.
Изложение отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris охватывало в основном три группы вопросов: во-первых, вопросы отношений между мужем и женой (брачное право); во-вторых, вопросы отношений между отцом как носителем patria potestas и детьми, т. е. лицами, находящимися под patria potestas (отцовское право); в-третьих, вопросы возмещения недостигшим дееспособности лицам sui juris, которые, в связи с возрастом, полом или психическими, моральными или физическими недостатками, были полностью или частично недееспособными (опекунское и попечительское право).
Установления
брачного, отцовского, опекунского
и попечительского права
1. Понятие римской семьи
С
древнейших времен римская семья
была моногамной и патриархальной.
Как устойчивое объединение она
возникает с разложением
Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias (патерфамилиас). В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу (жену, детей, кабальных, других лиц). Это объединение основывалось не на кровной связи (ее в ту пору еще не знали), а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены (примаки), а также все другие лица.
Таким
образом, по семейному положению
римские граждане делились, как уже
отмечалось, на лиц своего права (persona
sui juris) и лиц чужого права (persona alieni
juris). К первым относились домовладыки,
ко вторым - остальные члены семьи, так
называемые подвластные. Для полной гражданской
правоспособности требовалось, чтобы
лицо занимало в семье независимое, самостоятельное
положение, т.е. ею обладали только домовладыки.
Их сыновья независимо от возраста, семейного
и общественного положения при жизни отца
или деда всегда были подвластными с весьма
ограниченной гражданской правоспособностью.
Они не могли первоначально быть собственниками
имущества. Приобретенное ими имущество
автоматически становилось собственностью
домовладыки. Подвластные могли заключать
гражданско-правовые сделки только от
имени и в пользу домовладыки, власть которого
над семьей практически не ограничивалась.
Он был единственным носителем и имущественных
прав в семье.
2.
Агнатское родство
Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, т.е. агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти). Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.
Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого - родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын - агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры - агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник - агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника - агнаты второй степени плюс племянник - третье рождение.
После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой. «Домовладыкой (отцом семейства) называется тот, которому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына», - писал Ульпиан (Д.50.16.195). Домовладыка - носитель семейной власти не только наличной, но и потенциальной».2
Глубокая
зависимость подвластных от домовладыки
заметно стесняет гражданский оборот.
Никто не желал заключать сделку с подвластным,
по которой все полученное поступало в
собственность домовладыки, а тот по сделке
ни к чему не обязывался. Даже по рабскому
пекулию господин принимал на себя обязанности
по сделке, заключенной рабом. Подвластные
же сами несли ответственность по сделкам,
не обладая никаким имуществом. Их двойственное
положение, мягко говоря, не способствовало
развитию хозяйственного оборота.
3.
Когнатское родство.
Развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.
Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.
Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии - прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от; одного общего предка, являются родственниками по боковой линии.
Степень родства по крови определяется в соответствии с теми же правилами. Родство одного лица мы всегда устанавливаем по отношению какого-либо другого конкретного лица. Например, Клавдий - двоюродный брат Антония. Поскольку оба они произошли от одного общего предка - деда, то являются родственниками по боковой линии. Степень же родства определяется количеством рождений, образующих это родство, отсчетом от общего предка (но без учета его). Между дедом и его внуком Клавдием имеется два рождения. Точно также деда и его второго внука Антония разделяют два рождения. Итого: четыре рождения образуют родство между двоюродными братьями Клавдием и Антонием. Они - родственники четвертой степени.
Родственники жены, с одной стороны, и родственники мужа, с другой, являются между собой свояками. Братья и сестры, которые имеют общего отца и общую мать, называются полнородными братьями и сестрами. Братья и сестры, которые имеют общую мать и разных отцов, называются единоутробными. Если же у них общий отец, но разные матери, то они - единокровные. Те и другие называются неполнородными братьями и сестрами. Если же у них разные отцы и разные матери, то они не состоят в кровном родстве и называются сводными.
Определение
линии и степени родства имеет
важное значение для установления прав
на наследство, поскольку в наследственном
праве действует принцип: более
близкая степень родства
Характерные
особенности римской семьи нашли
отражение в римском семейном праве, которое
отличается завершенностью, последовательностью.
Многие его положения сохранили жизнеспособность
и по сей день.
4.
Правовые отношения
родителей и детей. Отцовская
власть. Отношения между
матерью и детьми
Для отношений родителей и детей в римской семье характерна практически безграничная власть отца над детьми. Правовые отношения между матерью и ее детьми также существовали (хотя мать никакой власти над детьми не имела), но всецело зависели от формы брака. При браке с мужней властью мать разделяла положение своих детей, находилась (как и ее дети) под властью мужа или его домовладыки, если муж сам находился под его властью. Наравне с детьми она наследовала после смерти мужа, дети - после смерти матери, мать - после детей. В качестве агнатов взрослые сыновья осуществляли опеку над матерью после смерти мужа.
При браке без мужней власти мать в раннереспубликанский период с детьми практически не была связана. Она оставалась агнаткой своих кровных родственников - родителей, братьев, сестер и не являлась, с точки зрения права, членом семьи мужа. Отсюда и различные правила наследования - жена не могла быть наследницей после мужа и своих детей, так же как и они после нее.
Утверждение кровной семьи четче определяет права матери. Со временем она получает право на совместное проживание со своими несовершеннолетними детьми в случае развода с их отцом, на алименты от детей. Детям запрещается предъявлять к матери порочащие ее иски, вообще привлекать к суду без разрешения магистрата. Расширяется взаимное наследование детей и матери.
Стержнем взаимоотношений родителей и детей была отцовская власть. Ни одна правовая культура не знала столь неприкрыто выраженного господства отца над детьми. Институт отцовской власти - это строго национальный институт римских граждан: «Едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане» (Гай. Д.1.1.55)».3
Отцовская власть устанавливалась прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него.