Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентуры предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Фирменное наименование используется коммерческими организациями, чтобы индивидуализировать свою деятельность, привлечь и закрепить потребителей и не допустить смешения своего бизнеса в глазах потребителей с деятельностью конкурентов.
Введение 3
Глава 1. Содержание права на фирменное наименование. 6
§1.1 Сущность права на фирменное наименование 6
§1.2 Адаптация российского законодательства по вопросам права на фирменное наименование 12
Глава 2. Приобретение и отчуждений права на фирменное наименование. 20
§2.1 Приобритение права на фирменное наименование 20
§2.2 Отчуждение права на фирменное наименование 24
Глава 3. Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита 31
Заключение 47
Список литературы 49
До недавнего времени российское законодательство исключало не только уступку права на фирменное наименование, но и выдачу разрешения на его использование. С принятием части второй ГК РФ, закрепившей правила о договоре коммерческой концессии (договоре франчайзинга), такая возможность у фирмообладателей появилась. Согласно ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. В состав данного комплекса исключительных прав могут входить права на любые объекты промышленной собственности, но на первый план выдвигаются права на средства индивидуализации правообладателя. При этом, как это вытекает из анализа ст. 1032,1037,1039 ГК РФ, в указанный комплекс в обязательном порядке должно включаться право на фирменное наименование (коммерческое обозначение). Это объясняется самой сутью договора коммерческой концессии, в соответствии с которой пользователь получает возможность выступать в обороте под именем правообладателя. Однако содержание договора коммерческой концессии значительно шире и охватывает множество других вопросов, в связи с чем его подробный анализ в данной работе едва ли уместен. Остановимся лишь на тех моментах, которые непосредственно связаны с правом на пользование чужим фирменным наименованием и некоторыми другими исключительными правами.
Прежде всего при заключении договора коммерческой концессии стороны должны четко оговорить его предмет. Применительно к праву на фирменное наименование должно быть определено, право пользования каким обозначением предоставляется пользователю. Обычно предметом договора является не все фирменное наименование со всеми его необходимыми атрибутами, а лишь то условное обозначение, которое является обязательным добавлением к корпусу фирмы и индивидуализирует предпринимателя среди других участников гражданского оборота. Как правило, пользователю предоставляется право на использование данного специального наименования вместе с его собственным фирменным наименованием. Этого бывает достаточно, чтобы оповестить потенциальных клиентов и партнеров по бизнесу о том, что пользователь включен в соответствующую сеть фирменных магазинов, отелей, ресторанов, мастерских и т. п., которые выступают в обороте под единым фирменным наименованием и гарантируют определенный уровень качества, ассортимента, цен и т. п. товаров и услуг. Так, например, ряд московских и петербургских гостиниц, продолжающих пользоваться своими собственными фирменными наименованиями, одновременно указывают в своих названиях наименования тех мировых гостиничных сетей, в которые они вошли ("Марко Поло", "Кемпински", "Чойз хотелз интернэшнл" и др.). Закон не запрещает и того, чтобы пользователь с согласия правообладателя использовал фирменное наименование последнего в качестве своего собственного фирменного наименования. Однако для этого соответствующее фирменное наименование должно быть внесено в учредительные документы пользователя со всеми вытекающими отсюда последствиями. 5
В договоре определяется, в какой сфере деятельности и каким образом пользователь может использовать фирменное наименование правообладателя. Обычно речь в договоре идет не вообще о любой предпринимательской деятельности, а лишь о конкретных ее видах, соответствующих профилю деятельности правообладателя. Могут быть описаны и конкретные формы использования фирменного наименования, в том числе с исключением некоторых из них из сферы возможностей пользователя.
С учетом того, что договор коммерческой концессии создает реальную опасность введения третьих лиц, в особенности потребителей, в заблуждение относительно личности лица, продающего им товары или оказывающего услуги, закон уделяет особое внимание защите их законных интересов. Правила ГК РФ, посвященные этим вопросам, носят императивный характер и не могут быть отменены или изменены соглашением сторон. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 1032 ГК РФ пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование и другие средства индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Конкретных форм такого информирования ГК РФ не устанавливает, так как они зависят от характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем. Но само указание на необходимость использования "наиболее очевидного" для потребителей способа информирования показывает, что на пользователя возлагается бремя ответственности за любое вольное или невольное введение потребителей в заблуждение по поводу прав на пользование фирмой.
Целям защиты интересов потребителей служит и ряд других правил, в частности о субсидиарной ответственности правообладателя по предъявленным к пользователю претензиям о качестве товаров (работ, услуг) (ст. 1034 ГК РФ), о праве и обязанности правообладателя контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии (ст. 1031 ГК РФ), и др.
Договор коммерческой концессии может заключаться на любой оговоренный сторонами срок либо без указания срока. В связи с тем, что пользователи вкладывают собственные силы и средства в продвижение фирменных наименований правообладетелей на рынке, за теми из них, кто надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору, закрепляется преимущественное право на заключение договоров на новый срок на тех же условиях. Данное право, однако, отпадает, если правообладатель не намерен в дальнейшем предоставлять третьим лицам разрешение на использование своего фирменного наименования на той территории, на которой действовал прекратившийся договор. В случае, если в трехлетний срок с момента прекращения договора правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю заключить новый договор либо возместить понесенные им убытки.
В ч. 3 ст. 1037 ГК РФ специально подчеркивается, что договор коммерческой концессии прекращается в случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами. Это и понятно, так как в этом случае отпадает необходимый элемент предмета договора. Если это происходит по обстоятельствам, зависящим от правообладателя, на него возлагается обязанность возместить пользователю все убытки, возникшие у последнего в связи с досрочным прекращением договора. В случае изменения правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав, договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков (ст. 1039 ГК РФ). Но даже если пользователь не откажется от договора, за ним признается право требовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.
Особые требования предъявляются законом к форме заключения и прекращения договора коммерческой концессии. Согласно ст. 1028 ГК РФ он должен быть заключен в письменной форме, причем при несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. Помимо этого договор подлежит регистрации в органе, осуществившем государственную регистрацию правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим государственную регистрацию пользователя. Формулировка правил о регистрации договоров коммерческой концессии позволяет заключить, что закон не подходит к регистрации этих договоров столь же строго, как к регистрации некоторых других договоров, в частности договоров, касающихся недвижимости. В п. 2 ст. 1028 ГК РФ лишь подчеркивается, что в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор только с момента его регистрации. Если, однако, наряду с правом на фирменное наименование договор затрагивает такие объекты промышленной собственности, передача прав на использование которых подлежит обязательной регистрации в Патентном ведомстве, данное требование должно быть выполнено под угрозой признания договора недействительным. Досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного на определенный срок, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежит регистрации в порядке, установленном п. 2 ст. 1029 ГК РФ.
Особого внимания заслуживает вопрос о судьбе фирменного наименования при реорганизации юридических лиц, так как именно в этой области возникает больше всего спорных моментов. Как известно, реорганизация юридических лиц может происходить в нескольких формах, в частности путем преобразования, слияния, присоединения, разделения и выделения (ст. 57 ГК РФ). Каждая из названных форм реорганизации оказывает свое влияние на правообладание фирменным наименованием.
Преобразование означает не что иное, как изменение организационно-правовой формы юридического лица, т.е. превращение юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. Поскольку в соответствии с общим правилом к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, следует полагать, что то же самое происходит и с правом на фирменное наименование. Разумеется, при этом в корпус фирмы должны быть внесены изменения, отражающие новую организационно-правовую форму предприятия, но специальное название последнего может быть сохранено.
Нередко в этой области возникают конфликтные ситуации. Так, многие государственные предприятия, осуществившие свое акционирование, в недавнем времени столкнулись с тем, что их специальные названия уже используются в фирменных наименованиях других участников оборота. В соответствии со сложившейся, но, на наш взгляд, порочной практикой, в том числе отраженной в позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, такое положение допускается при условии, что участники оборота имеют различную организационно-правовую форму. Как уже отмечалось, такой подход носит сугубо формальный характер, далекий от истинного смысла законодательства об охране фирменных наименований. Поэтому едва ли случайным было принятие Верховным Советом РФ специального постановления "О правопреемстве фирменных наименований акционируемых государственных предприятий" от 15 апреля 1993 г.1, которым за государственными предприятиями, осуществившими и осуществляющими свое обязательное акционирование (разгосударствление), было признано право на сохранение их фирменных наименований. Напротив, акционерные общества (товарищества), имеющие фирменные наименования, идентичные фирменным наименованиям указанных государственных предприятий, обязывались в 30-дневный срок произвести перерегистрацию учредительных документов с изменением своих фирменных наименований.
Представляется, что аналогичным образом должен решаться вопрос о праве на фирменное наименование и во всех других случаях реорганизации юридических лиц путем их преобразования. Юридическое лицо, которое первым использовало в своем фирменном наименовании в качестве обязательного добавления новое оригинальное название, должно обладать безусловным правом на сохранение его в фирменном наименовании и в случае своего преобразования. Конечно, следует понимать, что речь в данном случае идет именно о праве, а не об обязанности юридического лица использовать прежнее название в фирменном наименовании преобразованного юридического лица. Одновременно со сменой своего организационного юридическое лицо может изменить и свое специальное название.
При слиянии и присоединении юридических лиц происходит соединение прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц в единое целое, обладателем которого становится либо вновь возникшее юридическое лицо (слияние), либо одно из реорганизованных юридических лиц (присоединение). В данном случае участники оборота могут по своему усмотрению решить вопрос о фирменном наименовании в одном из следующих трех вариантов. Они могут, во-первых, соединить свои фирменные наименования в единое целое; во-вторых, избрать совершенно новое фирменное наименование, которое ни одним из них ранее не использовалось; в-третьих, продолжать пользоваться фирменным наименованием одного из них (при реорганизации в форме присоединения — фирменным наименованием того юридического лица, к которому переходят права и обязанности присоединяемого юридического лица).
Наиболее острые проблемы, связанные с правом на фирменное наименование, возникают обычно при разделении юридических лиц, когда их права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, и при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, которые наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей. Причиной конфликтных ситуаций чаще всего является неурегулированность самими участниками оборота вопроса о праве на фирменное наименование при осуществлении реорганизации в рассматриваемых формах, в силу чего каждый из них в последующем претендует на пользование прежним фирменным наименованием. Исходя из смысла закона, можно сформулировать ряд общих рекомендаций по разрешению спорных вопросов в рассматриваемой области.
При разделении юридического лица право на пользование прежним фирменным наименованием может быть признано за любым из вновь образованных юридических лиц, если только это не вводит в заблуждение других участников оборота и потребителей. Вопрос о том, за кем конкретно сохраняется право на фирму, решается самими лицами, участвующими в реорганизации. В случае, если они не смогут достичь соглашения, спор может быть передан на рассмотрение суда как спор о праве гражданском. В принципе допустимо появление в обороте и нескольких юридических лиц, действующих под одним и тем же названием, которым ранее пользовалось прекращенное в результате разделения юридическое лицо. Это, однако, возможно только тогда, когда, во-первых, они намерены действовать на разных участках рынка или на разных территориях и, во-вторых, это не создает затруднений для других участников оборота и потребителей. Поэтому такой вариант использования прежнего фирменного наименования является лишь исключением из общего правила о том, что право на фирму должно сохраняться за кем-либо одним из вновь образованных юридических лиц. Само собой разумеется, что все юридические лица, образовавшиеся на базе единого юридического лица, могут избрать для себя новые фирменные наименования. 6