Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентуры предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Фирменное наименование используется коммерческими организациями, чтобы индивидуализировать свою деятельность, привлечь и закрепить потребителей и не допустить смешения своего бизнеса в глазах потребителей с деятельностью конкурентов.
Введение 3
Глава 1. Содержание права на фирменное наименование. 6
§1.1 Сущность права на фирменное наименование 6
§1.2 Адаптация российского законодательства по вопросам права на фирменное наименование 12
Глава 2. Приобретение и отчуждений права на фирменное наименование. 20
§2.1 Приобритение права на фирменное наименование 20
§2.2 Отчуждение права на фирменное наименование 24
Глава 3. Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита 31
Заключение 47
Список литературы 49
Между тем решение Федерального арбитражного суда Поволжского округа об отказе в удовлетворении иска на том основании, что наименования сторон совпадают не полностью, а только в части - не единичное явление в практике арбитражных судов по такого рода спорам. К сожалению, критерий "тождественности" превалирует над критерием "сходства до степени смешения" при оценке факта нарушения прав на фирменное наименование.
Иной подход к разрешению подобных дел противоречит общим принципам охраны средств индивидуализации и не защищает интерес добросовестных правообладателей фирменных наименований в сегодняшних условиях развития рыночных отношений и формирования конкурентной среды в России.
Фирменным наименованием признается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в коммерческом обороте. Это наименование - обязательный атрибут учредительных документов названных юридических лиц.
Общие правила о фирменном наименовании установлены статьями 54 и 138 ГК РФ. Специальные правила предусмотрены в статьях ГК РФ, регулирующих образование отдельных юридических лиц (например, ст.69 п.3, ст.82 п.4, ст.95 п.2, ст.116 п.3 и др.), а также в законах об образовании и деятельности хозяйственных товариществ и обществ.
Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две основные составляющие: сведения об организационно - правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных актах (в частности, для определенных видов организаций требуется указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п.
Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных правил либо вообще запрещено.
Главное требование к фирменному наименованию - обладание отличительными признаками, исключающими смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с другими коммерческими организациями и предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию - средства индивидуализации юридического лица.
Вместе с тем следует иметь в виду, что исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничивается предметом его деятельности. Следовательно, организации, занятые в различных областях хозяйственной деятельности или выпускающие различную продукцию, могут выступать в обороте под одним и тем же наименованием.
В целях более полной защиты фирменного наименования (практика тому подтверждение) оно может быть одновременно и защищено как товарный знак в качестве словесного знака - логотипа, повторяющего фирменное наименование, и включено в состав охраняемого товарного знака. Последний имеет более надежную защиту, поскольку его регистрация предусматривает обязательную проверку на новизну, которая включает сравнение со всеми тождественными и сходными до степени смешения обозначениями, охраняемыми на территории России.
Фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных документах и регистрируется путем включения в Государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации самого юридического лица (ст.51 п.1 ГК РФ).
Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица и действует на всей территории РФ (прекращается с его ликвидацией).
7. Об информации, информационных
технологиях и о защите информа
9. О едином государственном реестре юридических лиц: [Постановление Правительства РФ № 438, от 19.06.2002 г.].
10. Бузанов В.Ю. Генезис фирмы в российском праве // Журнал российского права. - 2009.
11. Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Некоторые вопросы правовой охраны наименований мест происхождения товаров // Журнал российского права. - 2009.
12. Голофаев В.В. Субъекты
права на фирменное наименовани
13. Городов О.А. Субъекты прав на средства индивидуализации [// Предпринимательское право. - 2008.
14. Гришаев С.П. Наименование места происхождения товаров // Законодательство. - 2010.
15. Дегтярев С. Некоторые
особенности рассмотрения
16. Еременко В.И. О правовой охране фирменных наименований в России [Текст] // Законодательство и экономика. - 2008.
17. Ивачев И. Фирменное наименование // ЭЖ-Юрист. - 2010.
18. Каширских В.В. Проблемы выбора владельцами товарных знаков средств правовой защиты // Юрист. - 2008.
19. Еременко В.И. О правовой охране фирменных наименований в России // Законодательство и экономика. – 2008. – № 2. – С. 19.
20. Постановление ФАС Поволжского округа от 14 июня 2007 г. Дело № А55-20728/5 // Вестник ВАС РФ. – 2007. – № 10. – С. 46.
21. Мельников В. Знаки фирмы священны и неприкосновенны// Бизнес-адвокат. – 2008. – № 3. – С. 12.
1 Голофаев В.В. Субъекты права на фирменное наименование // Хозяйство и право. - 2008
2 Голофаев В.В. Субъекты права на фирменное наименование // Хозяйство и право. - 2008
3 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
4 Ивачев И. Фирменное наименование // ЭЖ-Юрист. - 2010
5 Ивачев И. Фирменное наименование // ЭЖ-Юрист. - 2010
6 Ивачев И. Фирменное наименование // ЭЖ-Юрист. - 2010
7 Еременко В.И. О правовой охране фирменных наименований в России [Текст] // Законодательство и экономика. – 2008. – № 2. – С. 19.
8 Постановление ФАС Поволжского округа от 14 июня 2007 г. Дело № А55-20728/5 // Вестник ВАС РФ. – 2007. – № 10. – С. 46.
9 Постановление ФАС Поволжского округа от 1 октября 2006 г. Дело № А55-12411/06 // Вестник ВАС РФ. – 2007. – № 2. – С. 36.
10 Об акционерных обществах [Текст]: [Федеральный закон № 208-ФЗ, принят 26.12.1995 г., по состоянию на 01.12.2007] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 1.
11 Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 08.02.1998 г., по состоянию на 18.12.2006] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 785.
12 О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: [Федеральный закон № 161-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 01.12.2007] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4746.
13 О банках и банковской деятельности [Текст]: [Федеральный закон № 395-1, принят 02.12.1990 г., по состоянию на 02.11.2007] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 6. – Ст. 492.
14 Мельников В. Знаки фирмы священны и неприкосновенны [Текст] // Бизнес-адвокат. – 2008. – № 3. – С. 12.
15 Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Некоторые вопросы правовой охраны наименований мест происхождения товаров [Текст] // Журнал российского права. – 2008. – № 2. – С. 15.
16 Городов О.А. Субъекты прав на средства индивидуализации [Текст] // Предпринимательское право. – 2008. – № 1. – С. 21.
17 Постановление ФАС Поволжского округа от 12 марта 2007 г. Дело № А55-17892/07 // Вестник ВАС РФ. – 2007. – № 7. – С. 34.
18 Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (Часть I). – Ст. 3431.