Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, курс лекций
Большая часть договоров порождает последствия имущественного характера (договор купли – продажи, дарения). Но часть из них порождает обязательства неимущественного характера (учредительные договоры о создании товариществ, организационные договоры о перевозках, предварительные договоры на заключения договоров в будущем на условиях данного договора).
• возвратить должнику денежные средства, полученные во исполнение денежного требования, если финансовый агент не исполнил свое обязательство осуществить клиенту обещанный платеж, связанный с уступкой требования, либо произвел такой платеж, зная о нарушении клиентом того обязательства перед должником, к которому относится платеж, связанный с уступкой требования (п. 2 ст. 833 ГК);
• предоставить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования (п. 2 ст. 831 ГК).
Финансовый
агент имеет право получить с
должника денежные средства, которые
являются предметом уступки требования,
предусмотренной договором
Обязанности клиента:
• уступить или обязаться уступить финансовому агенту денежное требование клиента к должнику, вытекающее из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг должнику (п. 1 ст. 824 ГК). При этом происходит перемена лиц в обязательстве: место кредитора (клиента) занимает финансовый агент;
• передать финансовому агенту документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования (п. 2 ст. 385 ГК);
• письменно уведомить должника о состоявшейся уступке денежного требования;
• оплатить услугу финансового агента (ст. 781 ГК). Обязанности должника, не являющегося стороной договора:
• произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получал от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж (п. 1 ст. 830 ГК);
• произвести по данному денежному требованию платеж клиенту во исполнение своего обязательства перед последним в случае, если финансовый агент не представит ему доказательство того, что уступка денежного требования данному финансовому агенту действительно имела место (п. 2 ст. 830 ГК).
Должник вправе не исполнять денежное требование финансовому агенту, если клиент исполнил свою обязанность перед должником ненадлежащим образом. Если клиент осведомлен о ненадлежащем исполнении своего обязательства, уступка требования по этому обязательству будет недействительна.
Исполнение денежного требования должником финансовому агенту освобождает должника от соответствующего обязательства перед клиентом.
Имущественная ответственность по договору факторинга.
В консенсуальном договоре финансовый агент отвечает за отказ от передачи клиенту денежных средств в счет денежного требования последнего.
Клиент несет перед финансовым агентом ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки (п. 1 ст. 827 ГК), а также отвечает за несовершение или ненадлежащее оформление уступки требования. Если уступлено действительное требование, но должник оказался неплатежеспособным, клиент не отвечает за неисполнение данного требования.
В реальном договоре ответственность за его неисполнение наступает лишь для клиента — за действительность предмета договора либо за его исполнимость.
Клиент несет
ответственность перед
Во всех случаях ответственности клиента перед финансовым агентом либо перед должником клиент возмещает причиненные убытки (ст. 15 ГК) и неустойку, если она предусмотрена договором.
Нормы об ответственности клиента являются диспозитивными, т.е. могут быть изменены соглашением сторон.
Тема 20 ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д. (п. 1 ст. 1027 ГК).
Характеристика договора коммерческой концессии: консенсуальный, двусторонне обязывающий, возмездный.
Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.д.
В соответствии
с п. 2 ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой
концессии должен предусматривать
использование комплекса
Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь, причем каждый из них должен быть предпринимателем.
Правообладатель — это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он передает пользователю.
Пользователь — это лицо, получающее возможность использовать исключительные права правообладателя.
Форма договора коммерческой концессии — письменная. Несоблюдение письменной формы договора влечет его ничтожность (п. 1 ст. 1028 ГК).
Договор коммерческой
концессии регистрируется органом,
осуществившим государственную
регистрацию юридического лица или
индивидуального
Договор коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации также в Патентном ведомстве (право на товарный знак, изобретение, промышленный образец) (абз. 4 п. 2 ст. 1028 ГК).
Срок не относится к существенным условиям договора коммерческой концессии. Согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ данный договор может быть заключен на срок или без указания срока. Договор, заключенный без указания срока, длится сколь угодно долго и может быть расторгнут по желанию любой из сторон с соблюдением требований, предусмотренных в п. 1 ст. 1037 ГК РФ.
Основной целью заключения договора коммерческой концессии является создание новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц, промышленных предприятий).
Разновидности коммерческой концессии:
• сбытовая — в этом случае создается единая сбытовая сеть под общим контролем правообладателя;
• торговая — открываются торговые предприятия, которые юридически не являются филиалами или структурными подразделениями правообладателя, а только используют его торговую марку;
• коммерческая концессия в сфере обслуживания — например, сеть отелей;
• производственная — в этом случае пользователь организует производство товаров с использованием товарного знака правообладателя.
2. Правомочия сторон договора
коммерческой концессии.
Обязанности правообладателя (ст. 1031 ГК):
а) обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору:
• передать пользователю техническую и коммерческую документацию (планы, расчеты, чертежи), проинструктировать пользователя и его работников по вопросам осуществления прав, переданных по договору коммерческой концессии, а также предоставить пользователю иную информацию, необходимую для осуществления этих прав (правообладателю в договоре следует указывать, какая именно информация подлежит предоставлению);
• выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Выдача лицензий на товарный знак (знак обслуживания) и прочие объекты, передача прав на которые в силу закона подлежит регистрации, должна быть зарегистрирована в Патентном ведомстве отдельно от регистрации самого договора коммерческой концессии;
б) обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии.
Эта обязанность, как и все последующие, является диспозитивной;
в) оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников. Пользователь объективно заинтересован в получении новой информации в связи с таким обучением, которая может улучшить его позиции на рынке. В свою очередь, правообладатель за оказание информационного содействия может получить отдельное вознаграждение;
г) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии. Эту обязанность проще выполнять правообладателю как лицу, более глубоко знакомому с процессом выпуска товаров (выполнением работ, оказанием услуг), чем пользователю.
Правообладатель
вправе отказать пользователю в заключении
договора коммерческой концессии на
новый срок при условии, что в
течение трех лет со дня истечения
срока данного договора он не будет
заключать с другими лицами аналогичные
договоры коммерческой концессии и
соглашаться на заключение аналогичных
договоров коммерческой субконцессии,
действие которых будет распространяться
на ту же территорию, на которой действовал
прекратившийся договор. В случае, если
до истечения трехлетнего срока
правообладатель пожелает предоставить
комулибо те же права, какие были предоставлены
пользователю по прекратившемуся договору,
он обязан предложить пользователю заключить
новый договор либо возместить понесенные
им убытки. При заключении нового договора
его условия должны быть не менее
благоприятны для пользователя, чем
условия прекратившегося
Обязанности пользователя:
а) использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора, в установленном объеме и надлежащим образом (ст. 1032 ГК):
• использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом. Отсутствие в договоре каких бы то ни было ограничений на этот счет означает, что фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя могут использоваться любым не запрещенным законодательством способом;
• обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем. Эта обязанность соответствует цели договора — содействовать расширению сбыта товаров (работ, услуг);
• соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указаний, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помешений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. Если в договоре не ограничен объем или содержание указаний (инструкций), они могут быть любыми;
• оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
• не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию. Правообладатель при заключении договора должен указать, какие сведения он относит к секретным, и только в отношении них возникнет обязанность пользователя держать их в секрете;
• информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Основной сферой, в которой осуществляется данная обязанность, является реклама;
б) своевременно выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение. Вознаграждение может выплачиваться в любой форме, предусмотренной договором, в частности в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, и т.п. Выбор формы выплаты вознаграждения зависит от того, в какой сфере коммерческой деятельности предоставляется концессия, насколько велико доверие сторон друг к другу, как строится учет правообладателя или пользователя и других причин (ст. 1030 ГК);
в) не передавать полученного им комплекса прав или его части в субконцессию без согласия правообладателя (ст. 1029 ГК);
г) предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором (п. 1032 ГК).
Субконцессия — это договор, в соответствии с которым пользователь обязуется передать субпользователю весь комплекс полученных им от правообладателя по договору коммерческой концессии прав или их часть.