Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 23:09, дипломная работа
Актуальность исследования участия юридических лиц в гражданских правоотношениях, и определение влияния данных правоотношений на их правовую природу, связана с возрастанием значения этой темы в современной жизни. За последние время в российской правовой науке происходит переосмыслений как самой природы права, а значит и правоотношений, которые традиционно в континентальной системе права делятся на две группы – частное и публичное, так и природы отдельных субъектов – участников данных правоотношений. Так как в результатах данного анализа существует необходимость как научно-теоретическая, так и практическая, необходимо провести изучение реального участника правоотношений, который выступал бы как субъект и частных и публичных правоотношений. При этом анализ необходимо провести на базе изучения нормативно-правовых актов действующего законодательства, с учетом его последних изменений. Таковым субъектом безусловно являются юридические лица. Изучение правовой природы юридического лица необходимо для эффективного правового регулирования данного института и функционирования правовой системы.
Введение………………………...…………………………………………………3
Глава 1. Понятие юридического лица и его эволюция…………………………7
Концептуальные подходы к пониманию юридического лица в правовой науке………………………………………………………………………...7
Исторические предпосылки возникновения института юридических лиц………………………………………………………………………….13
Понятие и виды юридического лица…………………………………….20
Понятие юридического лица……………………………………………..20
Юридические лица публичного права…………………………………..21
Юридические лица частного права……………………………………...25
Виды юридических лиц………………………………………………….27
Глава 2. Сущность юридического лица………………………………………...32
2.1. Признаки юридического лица……………………………………………...32
2.2. Правоспособность и дееспособность юридического лица……………….38
2.3. Индивидуализация юридического лица…………………………………...44
2.4. Регистрация и реорганизация юридического лица ………………………47
2.5. Перерегистрация и ликвидация юридических лиц……………………….54
Глава 3. Правовой статус организаций, не являющихся юридическими лицами …………………………………………………………………………...58
Заключение……………………………………………………………………….61
Список использованной литературы…………………………………………...64
Также в теории права существует разделение на общую и специальную правосубъектность юридического лица. Общая – это возможность лица иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. А специальная (ограниченная, целевая) правосубъектность - способность лица быть носителем лишь определенного объема прав, выступать участником ограниченного круга правоотношений.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести гражданские обязанности, только связанные с этой деятельностью (п. 1 ст. 49 ГК). Отсутствие (ограничение) правоспособности означает невозможность приобретения прав.
2.3. Индивидуализация юридического лица
Индивидуализация юридического лица состоит в определении его места нахождения и присвоения ему наименования.
Местом нахождения юридического лица становится (в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК) место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Также место нахождения юридического лица определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.
Так, в Постановлении ФАС ВВО от 08.10.2007 N А43-5776/2007-26-207 расшифровывается судебное решение. По мнению ИФНС, указание заявителем при регистрации юридического лица недостоверных сведений о месте нахождения является основанием для признания государственной регистрации незаконной.
Суд, признав позицию ИФНС неправомерной, выявил отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное при создании юридического лица, что само по себе не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер.
При этом несоответствие адреса местонахождения общества адресу, указанному в учредительных документах, не является грубым нарушением закона, носит устранимый характер, так как у общества есть возможность внести в учредительные документы изменения относительно адреса местонахождения.
Также закон не предоставляет налоговым органам права проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов.
Наименование юридического лица (словесное обозначение) обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Это сразу же дает знать участникам оборота об основных признаках организации - является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д. У некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций в наименовании должен быть отражен характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК). Наименование коммерческой организации называется фирмой (фирменным наименованием), которая, как правило, занимается предпринимательской деятельностью. Фирменное наименование юридического лица составляет объект особого права - права на фирму, которое возникает с момента его (наименования) регистрации в установленном порядке. Однако процедура такой регистрации пока не разработана, и на практике регистрация юридического лица одновременно означает и регистрацию его фирмы. Право на фирму относится к категории исключительных прав и защищается от нарушений.
«Гражданский кодекс исходит из принципа истинности фирмы, согласно которому фирменное наименование юридического лица должно давать представление о его имущественном статусе, а в некоторых случаях - и о составе его участников (как, например, для хозяйственных товариществ). Это необходимо для обеспечения предсказуемости и устойчивости оборота: потенциальные контрагенты вправе иметь адекватное представление об объеме правоспособности друг друга, в том числе о пределах имущественной ответственности и возможности ее возложения на участников того или иного юридического лица»/50/.
В Постановлении ФАС МО от 20.09.2006, 18.09.2006 N КГ-А40/8707-06 по делу N А40-79191/05-26-515 суд указал, что в соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет исключительное право использования своего фирменного наименования, зарегистрированного в установленном порядке. На это суд разъяснил, что данная норма права не содержит в себе перечня возможных форм использования фирменного наименования. В то же время по смыслу ст. 138 ГК РФ фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица. В свою очередь, индивидуализация юридического лица имеет значение, потому что предполагается участие такого лица в хозяйственном обороте, то есть во внешней деятельности той или иной организации. Поэтому право на фирменное наименование не может не включать в себя полномочие на его указание юридическим лицом в своих коммерческих и иных предложениях. Необходимость для этого зарегистрировать фирменное наименование в качестве товарного знака законом не установлена.
Для того чтобы в гражданском обороте индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию используются производственные марки, товарные знаки и наименование мест происхождения товаров.
Каждое юридическое лицо тщательно работает над индивидуализацией своего товара, услуг, чтобы выделиться из огромного количества предпринимателей и конкурентов, создать свой неповторимый имидж и заинтересовать покупателя на рынке. Это постоянное стремление дает очень сильный толчок в развитии экономики той или иной страны, за счет чего усовершенствуются и расширяются сферы различных услуг.
На сегодняшний момент в России создание юридических лиц напрямую связано с предпринимательством. Этот экономический вид деятельности выполняет ресурсную функцию, сущность которой состоит в «нетрадиционном соединении факторов производства (земли, капитала, труда)»/51/. Также предпринимательству присуще организаторская и творческая функции. Каждое юридическое лицо, созданное с определенной целью, конечным результатом своей деятельности видит получение высокого дохода, для чего необходимо творчески подойти к своей работе. Так как рынок растет, то предприниматели занимаются расширением и внедрением в него новаторства. За счет этого развивается не только экономическая, но и правовая сфера, которая регулирует отношения данного института.
2.4. Регистрация и реорганизация юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации.
В зависимости от того, или иного понимания термина «государственная регистрация» зависит содержание самого закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законодатели выбрали первый вариант определения, т.е. в соответствии с Законом о регистрации государственная регистрация - это единомоментный акт регистрирующего органа, совершаемый посредством внесения в Единый государственный реестр ряда определенных законом сведений. Все прочие процедурные вопросы имеют, таким образом, к государственной регистрации лишь опосредованное отношение, т.е. возникают не в процессе регистрации, а в связи с ней.
По смыслу норм гл. II Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» /52/ сведения о государственной регистрации юридического лица в совокупности составляют номерную и датированную запись, т.е. каждая из записей имеет государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц.
Значение регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации будет признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правопрекращающих юридических фактов, т.е. тех юридических фактов, с которыми связано:
Важность для создаваемого или действующего юридического лица государственной регистраций можно подтвердить ссылками на нормы Гражданского кодекса:
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Закон о регистрации предусмотрел ведение государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
Ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующим органом (МНС РФ) в порядке, установленном Правительством РФ/54/. Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.
Единый государственный реестр является информационным банком данных о всех зарегистрированных юридических лицах/55/. Составляющей частью его являются регистрационные дела каждого зарегистрированного юридического лица, а также книги учета документов.
В Единый государственный реестр включаются записи о регистрации о создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным.
В Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируют несколько глав Закона, каждая из которых отдельно определяет процесс регистрации создания юридических лиц, реорганизации, внесения изменений в учредительные документы юридического лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, ликвидации юридического лица.
Закон упрощает процедуру представления документов по сравнению с существующей на данный момент и не допускает возможность требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных Законом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов.
Закон направлен на упрощение регистрации для заявителя. Упрощение процесса выражается в установлении обязанности регистрирующего органа информировать государственные и иные органы о регистрации юридического лица. В соответствии с приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (ред. от 05.11.2009) «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» /56/ регистрация юридического лица и постановка его учет осуществляется в налоговых органах одновременно при условии представления в регистрирующий орган вместе с заявлением на регистрацию заявления о постановке на учет. Однако соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены не были и п.3 ст.83 НК РФ содержит правило, согласно которому заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
Таким образом, в настоящее время реализация принципа «одного окна» требует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации и зависит исключительно от готовности органов Госкомстата России, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования России к осуществлению учета юридических лиц на основании сведений ЕГРЮЛ.
Срок государственной регистрации юридических лиц сокращен до пяти рабочих дней. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте. Законом предусмотрено, что регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определенном Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства от 17.05.2002 №319 /57/ уполномоченным органом является МНС РФ. Таким образом, устранена существовавшая до введения в действие Закона множественность регистрирующих органов. Государственная регистрация осуществляется территориальным органом МНС РФ по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). В соответствии со ст. 12 Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: